Отметила праздник специфическим образом - написала этот пост.
Писала весь день, с перерывами. Болею, не в форме.
Под катом - много исторических, квази-исторических и псевдо-исторических букв. Длинно и скучно, но лично мне было интересно собрать воедино кучу мыслей, долгое время ускользавших от меня в разные стороны. Поэтому, если пошли под кат - я вас предупредила, не жалуйтесь.
Для меня День России - праздник не восклицательный, а вопросительный. С большим количеством вопросов. День медитации о судьбах Родины, так сказать.
И начала праздничную медитацию я воспоминанием о
Дмитрии Алексеевиче Мачинском, замечательном питерском историке и археологе, чьи лекции мне повезло услышать в пору студенчества. Мачинский был автором теории о северо-западном, скандинавском, происхождении Руси. Всю жизнь он отстаивал тезис, что первой по хронологии столицей протогосударства росов-русов была Ладога (Альдога), а вовсе не Киев (Киев был только третьим и по хронологии и по значимости городом на территории Руси, и перенос центра влияния с северо-запада на юго-восток, по мнению Мачинского, и стал причиной последующего поражения Руси от монгольских кочевников. Подробности, кому интересно,
тут. В юности я была ярой сторонницей теории Мачинского, прямо болела ею. Очень меня увлекала земля Гардарика, "страна городов", так не похожая в рассказах Мачинского на пресную и безвкусную, как бумага, из которых напечатаны школьные учебники, Новгородскую Русь из школьной программы:
История бурной жизни и приключений двух норвежских Олафов -
Трюгвассона и
Харальдсона, и их хитросплетенных отношений с древнерусскими князьями - Владимиром и Ярославом, была для меня в то время не менее интересной, чем "Властелин Колец" Толкина. Я даже мечтала написать роман, основанный на любовном треугольнике Олаф-
Игнгигерда-Ярослав, а сейчас мечтаю о сценарии к сериалу, типа "Викингов" - об истории двух Олафов на Руси и взаимных влияний обеих земель друг на друга. О Гардарике, с которой когда-то началась Россия. Если когда-нибудь хотя бы на старости лет у меня будет покой и досуг - честное слово, напишу, я до сих пор неровно дышу ко всем этим историческим персонажам.
Распад СССР и перестройку я восприняла с энтузиазмом тоже из-за теории Мачинского: он убедительно доказывал тезис, что для того, чтобы возродиться, России-Руси необходимо высвободиться из недр химерного государственного образования под названием СССР и присоединиться к Европе, которой Русь изначально и была (Северо-западный угол Европы). Поэтому много лет для меня день 12 июня был вполне позитивно окрашен ожиданием радостного и судьбоносного слияния России с Евросоюзом. Пик моего еврооптимизма пришелся на 2005 год, когда я присоединилась к Католической Церкви в России (восточного обряда). Да, тогда я была наивно уверена, что Европа - по прежнему христианская страна, и делая свой выбор, я приобщаюсь к сокровищнице истинного христианство, выжженного в России большевиками. В последующие годы я убедилась, что наивно обманулась в своих ожиданиях, что в современной Европе Церковь Христа находится в плотной духовной осаде, как внешней, так и внутренней, и физическая сохранность имущества и клира ничего не может изменить в ужасающей картине духовной брани, в которой погибли, либо изолированы уже практически все подлинные защитники веры и предания. И тогда мой еврооптимизм сильно качнулся в противоположную сторону, достигнув в этом году максимума европессимизма.
Распад СССР произошел слишком поздно. Европы, с которой стоило бы объединяться, больше нет, она духовно умерла не сейчас и даже не сто лет назад, а еще раньше. Именно это пытался мучительно то ли разоблачить, то ли, наоборот, скрыть за лесом сложных ассоциаций мой любимый писатель Д.Р. Р. Толкин. Сейчас в России его не жалуют, подозревая в русофобии и в зловредном отождествлении России с Мордором, а русских - с орками, а я до сих пор уверена, что эти подозрения совершенно беспочвенны. Толкину не было дела до России - это да. Она была слишком далеко он его размышлений и забот. Он был занят совершенно другими думами. Как наверняка всем известно, Толкин был католиком. Быть католиком в англиканской Великобритании значило быть парией, отверженным и изгнанным из круга добропорядочных англичан - в детстве Толкин очень хорошо понял это, когда родня фактически бросила его мать, перешедшую в католичество, с двумя маленькими детьми почти без средств к существованию, что свело ее в могилу в молодом возрасте, еще когда Толкин был ребенком. Мне кажется, это было сильнейшей травмой его жизни. В дальнейшем Толкин воспитывался другом матери, католическим священником Фрэнсисом Морганом, в круг его общения в юности входили в основном молодые люди-католики из школы Короля Эдварда, а затем из Оксфорда (К. С. Льюис - исключение из этого правила). И даже свою любимую девушку, Эдит Брэтт, он убедил перейти в католичество (что также привело к разрыву большинства ее социальных связей и постепенно прогрессирующему ухудшению отношений с супругом - Эдит так и не свыклась со своей новой верой, ей было грустно и скучно в британском католическом "гетто"). Даже круг интересов Толкина - древнеанглийская филология и литература - также четко соотносится со временем, когда Англия еще не была Великобританией, когда это была католическая страна, давшая миру великих христианский святых (например,
Святого Эдуарда).
Как мы помним, мифологическая вселенная Толкина выросла из сна, который неоднократно посещал его на протяжении жизни:
"Во мне присутствует то, что некоторые психологи именуют "комплексом Атлантиды". Вполне возможно, я унаследовал его от родителей, хотя они умерли слишком рано, чтобы поведать мне о чем-то подобном, слишком рано, чтобы я сам мог что-то такое о них узнать. От меня же, полагаю, этот комплекс унаследовал лишь один сын. До недавнего времени я об этом и не подозревал, а он до сих пор не знает, что мы с ним видим одинаковые сны. Я имею в виду сон, в котором Гигантская Волна поднимается в море и накатывает на берег, сметая деревья, заливая поля. В трилогии этот сон видит Фарамир?. Правда, после того как написал "Падение Нуменора", последнюю легенду Первой и Второй Эпох, я больше не видел во сне ничего похожего." Последнее предложение кажется мне очень важным. Написав "Падение Нуменора", Толкин перестал видеть свой "великий сон" - как будто выполнил некую программу, свое предназначение. Если вы не читали "Падение Нуменора" - прочтите, даже если не любите Толкина. Это рассказ о том, как Нуменор, великое королевство людей, некогда преданно служивших Эру - единому Богу Арды, и с избытком одаренных всяческими дарами за свою доблесть, постепенно утрачивает благодать и "демонизируется", превращаясь в фактически государство пособников дьявола:
После ночного происшествия король уступил Саурону и велел срубить Дерево, окончательно порвав с заветами предков. Вскоре, опять же по настоянию Саурона, в центре Арменелоса поднялся громадный храм. В основании капище имело круг диаметром пятьсот футов, на такую же высоту вздымались мощные стены пятидесяти футов толщиной, оканчивавшиеся огромным сверкающим куполом, крытым серебром. Однако блеск его скоро померк, серебро ведь быстро тускнеет. Посреди капища был алтарь, а в центре купола поднималась башенка, откуда постоянно валил густой дым. Первый огонь на алтаре Саурон возжег из поленьев Белого Дерева. Семь дней дивились люди странному дыму, окутавшему столицу плотным облаком. Дым не таял в небе, а простояв некоторое время, медленно уполз в сторону Запада.После этого из капища непрестанно вырывались дымные клубы. Власть Саурона быстро росла, и вскоре в капище полилась кровь жертвоприношений Мелькору, с именем которого связывали теперь жители Арменелоса упования на вечную жизнь. Чаще всего жертвы избирались из числа Верных. Правда, при этом не говорилось, что выбор падает на тех, кто не почитает Мелькора, Дарующего Свободу, а называлась другая причина - их объявляли врагами народа и отечества, строящими злобные козни против короля. Конечно, обвинения были вздорными, но такое уж наступило время, когда ненависть порождала ненависть еще большую. Однако обещанная свобода и вечная жизнь что-то не спешили на смену Смерти. Скорее даже наоборот. Жизнь становилась все короче, а смерть принимала все более жуткие обличия. Еще совсем недавно старость подбиралась медленно и незаметно: однажды человек просто ложился отдохнуть и засыпал навеки, теперь же конец жизни сопровождали болезни и безумие, умиравших терзал дикий страх оказаться во тьме, во владениях нового кумира. Они долго бились в агонии, проклиная весь мир и самих себя. То и дело вспыхивали беспричинные междоусобицы, смертельные схватки и кровавые поединки, а Саурон и его прислужники рыскали по стране и натравливали людей друг на друга. Конечно, народ роптал, конечно, недовольство подавлялось быстро и жестоко. Но по привычке нуменорцам еще долго казалось, что страна процветает, и если не становится счастливее, то уж сильнее и богаче - несомненно. С помощью и по советам Саурона появились машины. На верфях закладывались корабли невиданных размеров. С новым, куда более действенным оружием захватнические войны в Среднеземье стали для нуменорцев развлечением. Теперь они приходили сюда не благодетелями и не правителями даже, а свирепыми, безжалостными поработителями. Они грабили, убивали и приносили все больше человеческих жертв на алтарях капищ, которых появилось великое множество. Люди боялись их, и память о добрых королях древности сменилась ужасом и ненавистью. Чем история кончилась - надеюсь, всем известно. нуменорцы окончательно рехнулись от могущества и гордыни и пошли войной на землю богов, Валинор, чтоб силой завоевать себе бессмертие и блаженство. За что и были утоплены вместе с островом (Нуменор - Аталантэ), а с ними и полмира в придачу, т.к. вселенная изменила форму.
Именно эта история является стержневой во вселенной Толкина, а остальные - как бы дополнительные эпизоды, сиквелы, приквелы и кроссоверы разнобразной степени проработки - только нанизывались на нее, демонстрируя, как та же хворь - богоборчество, жажда всемогущества и бессмертия - губит героя за героем, королевство за королевством, эпоху за эпохой...
Конечно, СССР также вполне вписывается в эту модель, но, мне кажется, что первый пласт ассоциаций во вселенной Толкина относится к истории христианской Церкви, а вовсе не к истории противостояния современных ему государств. А еще мне кажется, что под последними дунаданами, нищими скитальцами без королевства, он подразумевал своих единоверцев-католиков в раздувшейся от имперских амбиций и отринувшей свое христианское наследие Великобритании, либо даже во всей Европе, где еще держится в осаде последний оплот христианства - Гондор, который вот-вот падет (явный намек на Ватикан). То, что Мордор - Россия - сомнительно хотя бы потому. что этой страной управляет падший ангел-Саурон и 9 назгулов - призрачных владык Запада, черных нуменорцев. Что-то мне подсказывает, что Толкин никак не мог ассоциировать Сталина ни с Сауроном, ни даже с одним из назгулов:)
Однако, к чему столь обширное отступление про Толкина в посте про День России? К тому, что после событий на Украине и года гражданской войны, дружно игнорируемой всем прогрессивным человечеством, лично у меня от юношеских мечтаний и надежд на успешную евроинтеграцию не осталось и следа. Сейчас стало ясно, что Россия - не Европа - и слава Богу. И очевидно, в этом факте содержится Божий промысел. Который иллюстрируется
недвусмысленной благосклонностью и вниманием Папы Франциска к нашему президенту (при том, что тот ведет себя, мягко говоря, не лучшим образом - опаздывает на час, и т.д.). Позиция Папы так резко контрастирует с позицией большинства европейских светских лидеров, что он тут же получил множество критических замечаний в свой адрес, и кучу домыслов на тему, почему так поступил. А я не вижу , почему он должен поступить иначе: на настоящий момент Россия, при всей своей проблемности в разных сферах, - единственная крупная страна с большим христианским населением, предпринимающая попытки возродить Церковь, а не окончательно уничтожить ее, дискредитировав и подорвав все христианские ценности, одну за другой. Да, эти попытки крайне сумбурны, противоречивы, не всегда последовательны и продуманы, со стороны могут выглядеть жалкими и беспомощными, или ханжескими и лицемерными - но они, по крайней мере, имеют место быть. В отличие от той же Европы, где во весь опор развивается диаметрально противоположный процесс. А раз так - то почему Папа должен игнорировать лидера единственной страны, могущей, при благоприятном стечении обстоятельств, стать, хоть и в отдаленной перспективе, оплотом христианства? И не только христианства - но и вменяемой, умеренной версии ислама, и других позитивных версий религиозных верований?
Вот об этом тоже не стоит забывать.Территория России не случайно раскинулась на двух частях света - и в Европе, и в Азии. И чтоб нынешняя перестройка 2.0 не привела, не дай Бог, к еще одной дезинтеграции (на Россию Европейскую и Россию Азиатскую), наверное, надо все-таки пересмотреть историческую концепцию и окончательно расстаться с иллюзиями юности. Распад СССР и отделение России, вероятно, было, при всей катастрофичности, исторически неизбежно и богоугодно - но дальнейший распад, безусловно, ни к чему хорошему привести не может. В этой связи жизненно необходима новая объединяющая страну концепция (да, я Капитан Очевидность), которая при этом не была бы СССР 2.0. (это новая ловушка, попав в которую, Россия подпишет себе окончательный и не подлежащий обжалованию приговор). Думая на эту тему, принялась, для начала. изучать Льва Гумилева и
его евразийскую концепцию. Начала с
истории хуннов, которые сыграли роль в истории России как минимум дважды - сперва, на заре 1 тысячелетия, предположительно, основав государство Волжскую Булгарию и заселив территорию нынешней Сибири народностями, вошедшими впоследствие в состав российской Империи, а затем, спустя тысячелетие, в несколько ином обличьи, завоевав и европейскую часть России стремительным наскоком монгольской конницы. И вот впервые в жизни я задумалась - а может и впрямь то самое "монгольское иго" было для России не губительным, а спасительным? Может, зря я всю жизнь не любила Александра Невского, окончательно сделавшего ставку на Восток, а не на Запад и с поклоном пришедшего в Золотую Орду? Ведь, без "монгольской имперской идеи" Русь и впрямь могла бы остаться слабой системой постоянно враждующих друг с другом княжеств. Да, Русь в таком виде, несомненно, была бы частью Европы. Но кого бы мы имели в качестве восточного соседа - без вмешательства кочевников из Великой Степи? Очевидно, Китай. Ему столетиями было не до экспансии на Северо-Запад - потому что постоянно приходилось не только решать внутренние проблемы огромной империи, но и обороняться от кочевников. А не будь кочевников - какую бы они территорию постарались присоединить? Вестимо, Сибирь - а если Русь к моменту такой воображаемой экспансии совсем истощилась бы в междуусобицах - то и Европейскую часть тоже. И были бы мы сейчас, с вероятностью, не Россией. а европейской частью Китайской Империи. Было бы это для Руси лучше или хуже - гадать бессмысленно, наши литераторы уже довольно поупражнялись на эту тему (
один Ван Зайчик чего стоит) . Но мне кажется, что раз Россия до сих пор, несмотря ни на какие исторические катастрофы, является суверенной страной, сохранившей единство своих столь непохожих частей - в этом есть некая провиденциальность. И только это продолжает держать меня на плаву и не дает утонуть в море сомнений и разочарований прошедших лет. Так что поздравляю вас, дорогие россияне. Мы пока живы, здоровы и можем обсуждать такие темы - все не так уж плохо на сегодняшний день. Если вам было интересно - я рада, если нет - что поделаешь.