Давненько не брала я в руки шашку динамита. Вот наконец представился случай.
В журнале ЖЖ -
опять пирдуха на тему СО. Что-то у них, видимо, совсем туго с темами, раз СО все не дает уснуть.
На этот раз о негативном опыте. Которого у меня раз в 100 больше (к счастью, не собственного, а наблюдаемого окрест). Но причины негатива - да, типичные.
1. Мать-одиночка творческой профессии, не умеющая и не желающая уметь структурировать свою жизнь для ребенка и вместе с ребенком:
Ну да, наверное, это не так уж и сложно, если ты по образованиям преподаватель, психолог и магистр администрирования. Ну и когда деньги зарабатывает кто-то другой. И готова сконцентрировать всю свою жизнь вокруг детей. Если ты художник, который параллельно зарабатывать пытается и имеет потребность в профессиональной реализации - простите, я сойду. Все куда проще: если ты готов менять свой образ жизни как не подходящий твоему ребенку - тогда все получитс, если нет - конечно, ничего не выйдет. И если ты "не готова сконцентрировать всю свою жизнь вокруг детей" - то для чего уходить на СО? Или ты готова жить с детьми одной жизнью, или нет. Если нет - лучше и не пытаться даже.
Мне очень сильно помогло, что СО в моей жизни случилось уже после всех моих экспериментов с карьерным ростом и самореализацией, когда я вволю накушалась всякого - и бизнес-вумен, которая мейд селф, и гендиректорства собственной фирмы с графиком 24х7, и ежемесячных командировок с бросанием детей на бабушек и проч. и проч. и проч. Конечно, тем, кто всех этих радостей не испробовал, не доказать, что заниматься детьми и домом куда правильнее, полезнее и приятнее - все равно не поверят. Я и пытаться бросила. Тут, опять же, осторожно, но выбирай: или ты занимаешься самореализацией, или семейной реализацией. Чудес не бывает, третьего не дано.Победительниц соревнования на всех фронтах сразу я в своей жизни не видела ни одной. Семейное образование с самореализация гордой разведенки несовместимо. Особенно когда единственный ребенок, да еще и мальчик, для которого совершенно необходим мужской пример и мужское руководство.
2. Выбор СО вообще не пойми зачем и для чего (чтобы не сказать - ради эксперимента на собственном ребенке).
Пока она говорила, я испытала гамму самых разнообразных, в основном неприятных чувств. Начиная от чувства вины за то, что у ребенка все так «запущено» - ну что я хотела от 11-летней девочки, оставив её без малейшего контроля? Вот это удивительно: оставить ребенка, пусть девочку- отличницу, одну, без поддержки и контроля, дома и ожидать от нее невиданных достижений? Вот это родительское ожидание - того, что "дома и стены помогают" - меня больше всего "умиляет" в наших родителях.
Неужели не понятно, что дело вовсе не в том, где именно ребенок решает примеры или пишет диктанты. И не в том, во сколько он встает - в 7 или в 12 утра. Дело в том, видит ли ребенок смысл и личную заинтересованность в учебе. Если он его не видит в школе и от того скучает и тупит - он не увидит его дома без помощи родителей. А если в школе ребенок был отличником исключительно с помощью регулярно натаскивавших его учителей, а не в результате собственных усилий - то СО просто все расставит по местам, и обижаться потом совершенно не на что и не на кого, кроме себя. На месте мамы я бы радовалась - девочка за полгода самостоятельных занятий скатилась всего-то на тройку (тогда как по-хорошему ее должен был ожидать полный коллапс и кризис расшколивания), но мама возмущается и сетует, не понимая, что девочка у нее вообще-то молодец и практически вундеркинд, ей чуть-чуть помочь - и все бы у нее со временем наладилось. Но пытаться что-то объяснять такой маме - блин, "писательнице и социальному педагогу" - батюшки-святы - да ни за какие коврижки!
3. "Кругом враги"
Родители третьего типа основную причину своего неуспеха в СО видят в бюрократических кознях со всех сторон. И в школе враги, что не кидаются к тебе с объятьями на пороге, и в МО РФ враги, что до сих пор не расписали подробно и по пунктам, как должно строиться СО.
А я бы сказала, что самый страшный враг человеку - он сам.
Мой изначальный план был построен в соответствии с ожиданиями и заключался в том, чтобы полностью отпустить учебу, позволив дочке учиться самостоятельно, а себе оставить только функцию организатора и посредника между школой и ребенком. И еще репетитора по английскому.
Опустив подробности, скажу, что как выяснилось, учиться самостоятельно тоже надо уметь. Так и хочется сказать: Да неужто? Не может быть!
Тем временем, подходила к концу вторая неделя (выделение болдом мое), эйфория закончилась, начались серые будни и самокотроль дочки начал сдавать позиции. Пацталом.
У меня на то, чтобы дочка научилась хотя бы отчасти контролировать свои занятия, ушли не 2 недели, а 2 года. И только на третий я вообще увидела какой-то свет в конце туннеля. А тут 2 недели - результата нет, караул, спасите, тону!
Опять синдром "СО - волшебная палочка".
Да не волшебная палочка это ни разу. забрав ребенка из школы домой вы почти никогда не облегчаете свою жизнь - вы с гарантией ее усложняете. Вопрос один:готовы ли вы к тому, что СО - не "упроститель" , а "усложнитель"?
Тут, конечно, не все возможные случаи приведены, но эти три - просто классика жанра. Спасибо Журналу ЖЖ за повод высказаться, в последнее время делать это хочется все меньше.