Вокруг столько всего происходит, а я молчу как в рот воды набрала и ни на что не реагирую. Почему? Потому что была занята очень важным процессом: постигала смысл жизни через «Шерлока». Это я сначала думала - какая ерунда, Моффат убил свой сериал, снял откровенную ахинею, а я буду думать об этом? Как бы не так. Решила просто выкинуть из головы и забыть. Ага, щаз. Проклятая финалка вцепилась в меня как какой-то мозговой слизень и мне пришлось в буквальном смысле отпустить себя в отпуск и, отодвинув все важные дела и отложив неотложные, спуститься в эту дурацкую английскую кроличью нору, чтобы выяснить, что там спрятано внутри. И чем глубже я спускалась, тем четче понимала, что эта финальная проблема - она и для меня финальная проблема, что это не просто очередное увлечение очередным фильмом, а практически вопрос жизни и смерти. В итоге я, как и положено старой училке, обнаружила там упоительную педагогическую поэму. Что не удивительно, поскольку Моффат, как и я, в прошлом - школьный учитель-филолог, и не хуже меня знает, каково это - сто раз объяснять толпе глумливых недорослей, почему Татьяна отказала Онегину, а Герасим утопил свою Муму. Чему учит эта педагогическая поэма? А для этого нужно еще раз кратко изложить ту же историю с точки зрения педагога-филолога (а еще женщины, матери двоих детей и про-семейного активиста) и получить в итоге поразительную по стройности, отчетливости и пугающей злободневности картину. В голом структурном виде эта картина довольно цинична, и если хотите прослушать эту сказку со всеми лирическими отступлениями, нюансами и полутонами - то пожалуйте под замок. Если вы уже сложили в голове свою картинку - давайте сравним и поделимся впечатлениями. Если думаете, что я сошла с ума, тут у Дель 10 детей отняли, в Авдеевке людей убивают, а она все «Шерлока» мусолит - просто проходите мимо. Под катом - долго и пафосно, про сериал и смысл жизни. Да, и там много спойлеров, кто не смотрел - не читайте.
Итак, «Шерлок» как педагогическая поэма от Моффата представляет собой историю о семье, в которой дети воспитывались не как обычно, а с некой четко поставленной с самого начала целью. Эти дети, одаренные изначально, воспитывались в изоляции (это показано), и, что несомненно - с применением специальных когнитивных методик. Возможно, в этой семье имел место некий генетический эксперимент, что, безусловно, спорно, хотя фигура Эвр в том виде, в каком нам ее показали в финале, просто кричит о том, что без этого не обошлось, да и эпизод с Баскервилем добавляет в этом уверенности. Эвр действительно другая, не такая, как братья, и суперспособности к внушению, телепатии и телекинезу у нее в наличии, это показано. Гениальность Майкрофта, как будет ясно из дальнейшего сюжета, тоже значительно выше самой высокой нормы обычной человеческой гениальности. Шерлок тоже умник, но не только - в нем одном имелась, кроме ума, еще и живая отзывчивая душа, и он единственный из троицы Холмсов интересовался обычными детьми и даже дружил с одним из них (Виктор Тревор), что не могло не отразиться на его развитии, явно отстававшем от развития брата и сестры. Те еще в детском возрасте получили образование в объеме примерно всей человеческой культуры (по моим предположениям), а Шерлок все в пиратов играл (явная отсталость). На эти детские шалости гений-Майкрофт снисходительно смотрел свысока, а гений-Эвр нет. Для нее это было неприемлемо. Она ревновала. Не думаю, что Шерлок и Виктор ей отказывали в приеме в игру, но она не хотела с ними играть сама, ей было противно тратить на эти грубые забавы свое драгоценное время и внимание. В конце концов все кончилось плохо для всех троих - Виктор оказался в колодце, Эвр в спецучреждении, а Шерлок, если там не было аффекта с попыткой самоубийства или мести, пережил тяжелейшее потрясение, приведшее к частичной амнезии, касающейся всех этих событий. Возможно, амнезия была искусственно вызванной, но это не суть важно. Важно то, что из всей троицы вырос гармоничным только Майкрофт. Он достиг поставленной цели, добился всех целей, поставленных родителями, вошел в правительство и начал ворочать делами страны. Что касается Шерлока и Эвр, то они застряли в своем развитии на том уровне способностей, на котором случилась эта детская история, и своего потенциала так и не реализовали. Шерлок вырос в попрыгунчика-социопата, гоняющегося за драйвом на краю пропасти, Эвр превратилась во что-то типа разумной Шелоб, желающей только одного - добраться до брата и убить всех человеков, которые стоят между нею и им.
Майкрофт понимал, что всю эту ситуацию надо как-то разрулить, потому что она чревата совершенно непредсказуемыми последствиями и для семьи, и не только для нее. Поэтому он подключил все имеющиеся в его распоряжении ресурсы (британских налогоплательщиков, ага), и перезагрузил ту же историю с участием персонажей-заменителей. Их было трое: сперва Ватсон - который заменил собой Виктора и запустил разморозку эмоциональной сферы, потом Ирэн - чтобы разморозить чувственную область, параллельно «скормил» Эвр Мориарти - и началась потеха. Мориарти и Шерлок играют в игру на выбывание, дело доходит до крыши, на которой Мориарти понимает, что его использовали как пешку в игре и стреляется, а Шерлок прыгает и не умирает. Невозмутимая реакция на все эти события Майкрофта, который до того тщательно «пас» своего брата, и вдруг не вмешался в минуту действительно смертельной опасности, подтверждает версию об генетическом эксперименте и позволяет предположить, что он был в курсе того, что Шерлок обладает способностью к регенерации клеток в стрессовых ситуациях (вряд ли он хотел, чтобы любимый братец загубил свою молодую жизнь так нелепо). Далее, вернув Шерлока назад через два года разнообразных практик за рубежом, Майкрофт вводит в игру нового персонажа - Мэри, которая должна их с Джоном тандем подвергнуть новому испытанию (кодовое название операции «Блестящий ум разбит о банальную мелодраму»). В ходе следующего этапа Шерлок должен был перестать быть мальчиком онли, поближе познакомиться с запутанностью человеческих отношений и проникнуться глубоким пониманием загадочной женской души, вплоть до прощения собственной убийцы (как я понимаю, право на убийство в экстренной ситуации у Мэри было, а экстренную ситуацию Майкрофт ей в свое время организовал. Еще у Мэри, судя по всему, была обязанность телохранить Шерлока, которую она в итоге также успешно выполнила). Дальше последовал следующий акт марлезонского балета, в ходе которого Эвр выбралась (или была выпущена) на свободу и начала изучать своего брата и его окружение вблизи. Мальчики ей определенно понравились (и она им понравилась, особенно Шерлоку), а девочка нет, она с т.з. Эвр была лишней, и выбыла из истории при помощи Ай Джея и Норбери. Далее последовал глубокий шок у Шерлока и Джона, резкое охлаждение к первому со стороны последнего, который решил, что с него хватит всей этой чертовщины и нафиг всех Холмсов, у него дочь растет (очень понимаю бедолагу). Эвр в это время встречается и с Шерлоком, и с Джоном, и то ли проникается к ним (бывает и на старуху проруха), то ли просто хочет заполучить их обоих с одной ей известными целями - как бы то ни было, она решает им помочь, подбрасывая Шерлоку дело Смита (ну а Майкрофт, судя по всему, заранее подсуетился с предсмертными записями Мэри, которые появляются в самый нужный и ответственный момент). Джон в последний момент спасает Шерлока, они мирятся, потому что делить им больше нечего, а общая потеря и общая история объединяет. Дальше Эвр открывается Джону и вот тут-то до нашей пары героев доходит, что ко всей этой истории приложил руку Майкрофт. Они берут Майкрофта на испуг, он колется (не до конца, конечно) и, для вида поломавшись и попутно еще устроив взрыв на Бейкер-стрит (счет 1:1, никому не позволено пугать Майкрофта Холмса), отправляется с Шерлоком и Джоном в Шерринфорд, попутно устроив пиратский захват судна на троих ( Майкрофту тоже надо исправлять свою детскую ошибку, ведь он тоже отказывался играть с Шерлоком и Виктором в пиратов).
А дальше нам показывают последний акт марлезонского балета, причем Шерлок и Джон ищут свою «прекрасную незнакомку», а Майкрофт понятия не имеет, кого они там найдут, но наверняка готов ко всему. В Шерринфорде Эвр устраивает всем троим теплую встречу со спецэффектами и ломает их моральные устои один за другим. Ну, всерьез на это реагирует, кажется, только Шерлок, поэтому подозреваю, что Джон тоже был в курсе хотя бы частично (возможно, Майкрофт просто намекнул Джону: мол, не вмешивайся, Шерлок проходит последний акт психодрамы). Судя по развитию событий, Эвр хотела посмотреть, что у Шерлока останется, когда из-под него будут выбиты все подпорки, на которых он до того держался - этика, справедливость, любовь, свобода выбора - ну вот это все, на чем личность держится. И устроила брату последнее испытание с выбором между Джоном в колодце и собой на чердаке (в самолете). И вот тут, в последний момент до Шерлока доходит, какой надо сделать выбор: если попытаться спасти Эвр от нее самой, у Джона будет шанс, если отвернуться от Эвр и побежать спасать Джона - все кончится так же плохо, как тогда, в детстве. Он находит Эвр, доказав тем самым, что она ему дорога и он ее любит и… предлагает ей вместе с ним спасти Джона. Эвр, получив, что хотела - любовь и принятие со стороны брата, смиряется и прекращает бушевать, потому что ей, как оказывается, очень хочется понять, за что и почему Шерлок так любит этого маленького смешного Джона, что ради него готов на все, даже на то, чтобы простить и полюбить ее. И она снова открывается к обучению, она готова учиться у Шерлока, и он начинает ее учить, играя ее (тему, но на самом деле просто ее, такую, какой она должна быть, на самом деле). Если Эвр раньше была его монструозным Создателем, то теперь Шерлок становится ее просветленным Создателем. Семья в сборе. Все доверяют Шерлоку и ждут, куда он дальше выведет их общую лодку (в глобальном масштабе, как я понимаю). Создается новый мир с осью, проходящей через Бейкер-стрит, добро побеждает зло, а любовь торжествует. Сказке конец.
Все, казалось бы, замечательно, все скелеты вытащены из всех шкафов, все ружья выстрелили, но какая у этой увлекательной истории может быть мораль? Тот самый «урок» добрым молодцам (и красным девицам тоже)? Что если ты гений - то тебе позволено любое злодейство, и все равно все тебе будут сочувствовать и аплодировать? Ведь в этой истории гора трупов, как у Шекспира, и это реальная кровь реальных людей, в реальном мире которых семейство Холмсов таким вот причудливым способом решает свои собственные проблемы за их счет, и наши герои в этой крови обычных людей оказываются вымазаны просто с ног до головы. Ну, это просто художественная условность, можем мы сказать, и, наверное, будем не так уж и не правы. Взять того же Гамлета - ведь то, что он лично убивает Полония и Клавдия, а также косвенно причастен к гибели Лаэрта, Офелии, Гертруды, Гильденстерна и Розенкранца, не мешает нам воспринимать его как героя и победителя. Но даже такое, вполне разумное допущение все равно не позволяет нам без внутреннего сопротивления воспринять «Шерлока» как хорошую, поучительную историю со счастливым концом. Почему? Потому что у нее есть очень злободневный выход в реальный мир, и не только в глобальном смысле, но и в плане каждой человеческой истории, каждой реальной жизни каждого зрителя, который эту историю увидел и примерил на себя.
В самом деле, эту же историю можно и нужно пересказать еще раз, но уже без всех этих конан-дойловских персонажей, на уровне классической волшебной сказки по Проппу. Тогда вместо Шерлока и Ватсона мы получим Ивана-царевича и Иванушку-дурачка. В реальности волшебной сказки они - герои, и решить проблему (найти прекрасную царевну) не могут без волшебного помощника. Такой помощник в этой истории - не Майкрофт а, скажем, Кащей Бессмертный, который показывает им дорогу к бывшей Царевне Несмеяне, которая так долго не смеялась, что превратилась в людоедку-Бабу-Ягу. И когда им удается ее рассмешить, Баба-Яга превращается в Василису Премудрую, и стали дальше они жить-поживать и добра наживать.
А потом можно подняться на совершенно другой уровень и прочитать эту же историю, как, например, сюжет о взаимодействии Инь-Ян. И тогда Эвр окажется в роли обезумевшей Вечной Женственности, свихнувшейся Души Мира (то, что эта самая Душа мира в наше время с катушек слетела полностью - установленный факт). И тогда все более или менее кошмарные женские персонажи этой истории, все эти Молли-Ирэн-Мэри и проч. - это ее химерические порождения. Если рассматривать Шерлока точно так же, то есть, как сдвинутый, разорванный Ян - то он по сюжету фильма постепенно развивается, движимый силами притяжения и отталкивания к остальным и от остальных персонажей (Майкрофт, Ватсон, Мориарти и другие злодеи и герои), пока они с Эвр не встречаются и не сливаются, образуя правильный, исцеленный Великий Предел - Тайцзи, что несомненно должно гармонизирующе и исцеляюще подействовать и на весь свихнувшийся вместе с ними человеческий род. И в этом случае белая точка внутри Инь - это Виктор-Ватсон, а черная точка внутри Ян - Эвр, девочка-взрослая. Они и есть причина безумия и разорванности их обоих (и нас всех вместе с ними): Эвр утопила свое мужское начало в колодце, женское начало Шерлока в ужасе летит в самолете и не может приземлиться (а в мире царят война, голод и глупость, а мы тут пьем).
Все это прекрасно, скажете вы, но при чем тут Моффат и педагогическая поэма? Он-то что нам хотел сказать? Зачем он вообще снимал эту историю, и главное - зачем ВВС дало ему на это деньги? Может, они нас зомбируют, решили похерить наши моральные нормы или вообще испытали на нас какое-то новое психотронное оружие под видом невинного детектива? Моя собственная окончательная гипотеза такова: Моффат и Гэтисс получили деньги BBC, пообещав сделать очередную "мифологию для Англии". И они эту задачу с блеском выполнили - Англия в сериале так замечательно мифологизирована, что вместе с Шерлоком теперь по всему миру любят и Англию - кто-то осознанно, кто-то неосознанно.
А вот что он сам снимал под прикрытием этой основной идеи - вопрос интересный. Я смотрела еще всего «Доктора Кто» от начала до конца. Какие-то сюжеты этого сериала меня потрясали не меньше, чем «Шерлок», какие то - значительно меньше, какие-то вообще не задевали. Основной посыл сериала: монстры существуют, они реальны и они хотят тебя сожрать. Не обязательно это инопланетяне, киберлюди или далеки. Монстром может оказаться кто угодно, самый близкий и любимый человек, мало того - монстром можешь оказаться и ты сам. И если ты встретил такого монстра, у тебя есть очень простой выбор: дать себя сожрать, сражаться - или бежать. Если ты слаб, не готов сражаться и не знаешь, куда бежать - твоя участь решена, тебя даже не сожрут, а просто размажут хвостом по земле. Если хочешь дать отпор монстру - научись сражаться, а для этого - сначала пойми, куда тебе бежать. Кому-то надо бежать к семейным архивам, поднимать свою личную историю, выкапывать и вновь хоронить своих мертвецов. А кому-то определенно нужно бежать в библиотеку. В ней, конечно, легко заблудиться, но там скрывается реальный шанс подготовиться к тому, что всех нас ждет - а вернее, уже происходит.
А что происходит-то, скажете вы, на что все эти пугающие намеки? Я могу озвучить только то послание, которое получила сама - другой может прочесть эту историю иначе. Сейчас в нашем реальном, а не сериальном мире идет борьба между гуманизмом и трансгуманизмом. Вот прямо сейчас решается вопрос, каким будет наше самое ближайшее будущее: будет оно еще человеческим, или уже посчеловеческим, в котором мы, обычные люди с нашей обычной моралью и привычными заботами станем перегноем для ростков нового постчеловечества - гениального, лишенного предрассудков, беспощадного ко всем нашим недостаткам и слабостям, к нашей болезненности и смертности. И это уже не сказка, это уже происходит, прямо сейчас, пока вы читаете этот пост. Достаточно открыть любую желтушную газетку - а там
вот такое, к примеру. Трансгуманизм не лезет на первые полосы газет, он не кричит из телевизора, но мы все знаем, под какими масками он выступает - это и генная инженерия, и клонирование, и искусственное оплодотворение, и суррогатное материнство, и аборты, и ЛГБТ, и контроль семьи, и локальные войны, делящие нас на людей, которых нельзя убивать и других, которых можно - словом, все то, что нас окружает, к чему мы привыкли и спим спокойно, несмотря ни на что.
И можно не сомневаться, что уже сейчас на Земле таких вот, как в сериале, усовершенствованных людей более, чем опытные экземпляры в лабораториях. Уже сейчас, наверняка, представители элит вовсю пользуются результатами трансгуманистических исследований. Пока еще у нас нет бессмертных, и даже старение не остановлено, но это вопрос буквально пары десятилетий максимум. И мне кажется, я понимаю, что хотел сказать Моффат во всех своих работах: явление постчеловека неизбежено. И все, что мы с вами можем сделать для себя и наших детей, которым придется жить бок о бок с ним (вернее, с ними) - научить их быть как можно более людьми, чтобы потом наши дети смогли общаться с этими постчеловеками на равных, а не с позиции бездарных и бесправных рабов. И я как мать и учитель очень понимаю Моффата и признательна ему. И если раньше у меня не было внятной причины объяснять детям, зачем им развиваться, для чего учиться, то теперь есть. Не станешь умным и добрым, не дойдешь до предела своих возможностей, не станешь полностью и окончательно самим собой - придет Эвр и сожрет тебя, и даже не заметит этого. Вот такие они, современные чудовища, ты можешь влюбиться в них до потери памяти и критичности мышления, а они с улыбкой оторвут тебе голову. Поэтому мораль этой истории такова: а) не сотвори себе кумира, б) совы давно уже не те, чем кажутся, в) готовься, будь на чеку, судный день уже наступил, он давно вокруг тебя.
Моффат, конечно, сделал хэппи-энд в сериале, но это очень относительный хэппи-энд, и мы все это почувствовали. Этот хэппи-энд висит на ниточке тысячи допущений. Вероятность того, что грядущий человек уживется с нынешним, и не просто уживется, но и полюбит его и позаботится о нем, исчезающе мала, но она есть. В человеке дремлет огромный потенциал, который он не использует, засыпая с пивом в кресле перед телевизором. В общем, "Грядет восточный ветер, Шерлок" - это предупреждение всем нам: бегите, пока не поздно, решайте свою финальную проблему и готовьтесь сражаться.
Если вам не понравились все те истории, которые я рассказала, вы по-прежнему думаете, что Моффат в конце снял унылую фигню ни о чем, но у вас всегда останется первая пара серий - ну что ж, попробуйте промотать сериал назад - уберите ужасную Эвр, тошнотворную Мэри, сотрите Ватсона, избивающего ногами Шерлока, пусть тот запрыгнет обратно на крышу Бартса, Мориарти соберет мозги обратно в голову, засунет пистолет в карман и вообще никогда не встретит Шерлока - как не встретят его ни Ирэн, ни Ватсон, который никогда не придет в госпиталь знакомиться с Шерлоком, а останется спать в своей холодной комнате с пустым блогом и видеть сны про войну.
Что тебе снится, Джон Ватсон? С кем ты воюешь? Кто твой враг, где твой друг? Проснись.