Человек склонен принимать границы собственного сознания за границы мира (с) По замечанию Леонарда Орра (человек, придумавший ребефинг), человеческий мозг ведет себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего и Доказывающего.
Думающий может думать практически обо всем. Как показала история, он может думать, что Земля покоится на спинах бесконечных черепах, или что она внутри пуста, или что она плывет в пространстве. В это верят миллионы людей. Сравнительная религия и философия показывают, что Думающий может считать себя смертным, бессмертным, одновременно смертным и бессмертным (реинкарнационная модель) или даже несуществующим (буддизм). Он может думать, что живет в христианском, марксистском, научно-релятивистском или нацистском мире - и это еще далеко не все варианты.
Как часто наблюдалось психиатрами и психологами, Думающий может придумать себе болезнь и даже выздоровление. Доказывающий - это гораздо более простой механизм. Он работает по единственному закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает.
Вот типичный пример, породивший невероятные ужасы в прошлом столетии: если Думающий думает, что все евреи богаты, Доказывающий это докажет. Он найдет свидетельства в пользу того, что самый бедный еврей в самом захудалом гетто где-то прячет деньги. Подобным образом, феминистки способны верить, что все мужчины (включая голодных бродяг, которые живут на улицах) эксплуатируют всех женщин (включая английскую королеву).
Если Думающий думает, что Солнце вращается вокруг Земли, Доказывающий услужливо организует восприятие так, чтобы оно соответствовало этой идее; если Думающий передумает и решит, что Земля вращается вокруг Солнца, Доказывающий организует свидетельства по-новому.
Если Думающий думает, что «святая вода» из источника излечит его проблемы со спиной, Доказывающий будет искусно дирижировать сигналами от желез, мышц, органов и т. д. до тех пор, пока организм вновь не станет здоровым.
Конечно, довольно легко понять, что мозг других людей устроен именно так; намного труднее осознать, что точно так же устроен наш собственный мозг.
Поскольку «что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет», все наши мысли являются психоделическими. Даже без экспериментов с дыханием или психоактивными веществами вы видите все, что, по-вашему, вам надлежит видеть - если только это вообще физически возможно в нашем мире.
Чувственный опыт представляет собой неразбериху до тех пор, пока мы не создадим объясняющую его модель. Эта модель может прояснить его, но никогда не соответствует ему в точности. «Карта не является местностью»; вкус меню не совпадает со вкусом указанных в нем блюд.
Набор программ сознания Homo Sapiens состоит из четырех основных частей:
Генетические императивы. Абсолютно жестко заданные программы, еще называемые инстинктами [читайте больше о истинктах в книгах «Трактат о любви» и «Голая обезьяна»]. Импринты. Более или менее жестко заданные программы, которые мозг генетически обязан принимать только в определенные моменты его развития, известные в этологии как моменты импринтной уязвимости. Кондиционирование. Программы, накладывающиеся на импринты. Они заданы менее жестко и достаточно легко изменяются контркондиционированием. Обучение. Еще более свободные и «мягкие» программы, чем кондиционирование.
«Импринт» (буквально переводится как «завпечатление») - это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждение или целую совокупность убеждений. В импринт также часто включается бессознательное ролевое моделирование других людей, значимых в той ситуации. Импринт - это тот отпечаток, который откладывается в вашем сознании каждый раз, когда вы встречаетесь с неким новым для вас опытом. И впоследствии, каждый раз, когда вы будете проживать подобный опыт в будущем, осознанно или не осознанно вы будете проживать его согласно первичному импринту.
Ситуации импринта легко распознать как «тупиковые» (сопровождающиеся чувствами безысходности, неспособности, покинутости, никчемности и т.д.). Они либо слишком часто, навязчиво напоминают нам о себе, либо, наоборот, относятся к опыту, который нам совсем не хочется вспоминать, мы стараемся скрывать это прошлое событие как от окружающих, так и от себя самих. Однако важно помнить, что, избегая их, невозможно избавиться от ограничивающих убеждений, которые родились благодаря этому опыту.
Как правило, первичный импринт всегда сильнее любого последующего кондиционирования или обучения. Импринты являются неотъемлемой частью нашей индивидуальности. В бесконечности возможных программ, представляющих собой потенциальное программное обеспечение человеческого сознания, импринт устанавливает ограничения, определяет параметры и периметры, в пределах которых происходит все дальнейшее кондиционирование и обучение.
До появления первого импринта сознание человека является «бесформенным и пустым»- как мир в начале Творения, согласно «Книге Бытия», или необусловленное («просветленное», т.е. взорвавшееся) сознание в мистических традициях. Как только образуется первый импринт, из плодородной пустоты начинает появляться некоторая структура. К сожалению, растущий ум становится пленником этой структуры. Он отождествляется с этой структурой; в некотором смысле он становится ею. Каждый успешный импринт усложняет программное обеспечение, определяющее наше восприятие и воспринимаемое нами как «реальность», «туннель реальности» или «карта мира».
Кондиционирование и обучение встраивают дополнительные связи в базовую структуру импринтированного программного обеспечения. Структура этой мозговой сети в целом составляет нашу карту мира. Это то, что думает наш Думающий. Доказывающий же механически втискивает все поступающие сигналы в границы этой карты.
После рождения ребенок учится выживанию в нашем социуме, копируя программы с окружающих людей, в первую очередь с родителей. И еще не обладая знаниями, он не умеет разбирать, какие программы являются конструктивными, а какие деструктивными. И вместе с обучением речи, хождению на горшок, рисованию, ребенок учится врать, завидовать, учится испытывать агрессию, другим вредным привычкам, все больше засоряя свой ум ограничивающими убеждениями. Родители буквально разрушают психику ребенка, отрабатывая на нем свои комплексы, пытаясь слепить подобие себя, которое будет страдать также, как и они [читайте о альтернативных подходах к воспитанию в книге Ошо - О детях].
Следуя работам Лири и Уилсона, мы для удобства разделим импринтирование сознания индивида на восемь контуров. Напоминаем, что любая модель является приблизительной и описывает лишь часть реальности. Четыре из этих восьми контуров - «древние» и консервативные - присутствуют у всех (кроме одичавших детей).
1. Контур биовыживания. Импринтируется матерью или первым схожим с матерью объектом и кондиционируется последующим питанием или заботой. Первоначально связан с кормлением - в частности, с сосанием материнской груди, и безопасностью - в частности, с прижиманием к матери. Обеспечивает механическое избегание всего вредного или хищного - или благодаря импринтированию или кондиционированию ассоциирующегося с вредным и хищным. 2. Эмоционально-территориальный контур. Импринтируется на этапе, когда ребенок поднимается на ноги, начинает ходить и бороться за власть в пределах семейной структуры. Этот контур, свойственный в основном млекопитающим, отвечает за территориальные правила, эмоциональные игры, или хитрость, иерархию в стае и ритуалы доминирования или подчинения. 3. Времясвязывающий семантический контур. Импринтируется и кондиционируется человеческими артефактами и символьными системами. «Обрабатывает» и «упаковывает» окружающий мир, классифицируя все в соответствии с локальным туннелем реальности. Его функциями являются изобретение, вычисление, предсказание и передача сигналов через поколения. 4. «Моральный» социо-сексуальный контур. Импринтируется первыми опытами оргазма в период полового созревания и кондиционируется племенными табу. Отвечает за сексуальное наслаждение, локальные определения «морального» и «аморального», продолжение рода, взрослую родительскую личность (половую роль) и воспитание потомства. Развитие этих контуров по мере эволюции мозга и по мере повторения этой эволюции мозга у каждого отдельного человека (в процессе взросления) делает возможным выживание генофонда и передачу культуры из поколения в поколение. Вторая группа из четырех контуров мозга гораздо моложе первой, и отдельные ее контуры в настоящее время присутствует лишь у немногих людей. Тогда как древние контуры определяют эволюцию до сегодняшнего дня, эти футуристические контуры предопределяют нашу будущую эволюцию. 5. Холистический нейросоматический контур. Импринтируется экстатическим опытом, полученным благодаря биологической или химической йоге. Отвечает за нейросоматические (сознание-тело) обратные связи, соматическо-сенсорное блаженство, ощущение «кайфа», «исцеление верой» и т.п., христианская наука, нейролингвистическое программирование и холистическая медицина состоят из хитроумных приемов, цель которых - хотя бы временная активизация этого контура; тантра-йога направлена на полный сдвиг сознания в этот контур. Человек, пребывающий на этом уровне сознании, перестает болеть и испытывать постоянный стресс, уровень «кайфующего хиппи». 6. Коллективный нейрогенетический контур. Импринтируется высокими ступенями йоги (биохимико-электрическими стрессами). Отвечает за связи «ДНК-РНК-мозг» и является «коллективным» - в том смысле, что содержит в себе весь эволюционный «сценарий», прошлый и будущий и обеспечивает доступ к этому «сценарию». Работа этого контура вызывает мистический опыт; здесь находятся архетипы юнговского коллективного бессознательного - боги, богини, демоны, лешие и другие персонификации программ ДНК (инстинктов) и эгрегоров, которые управляют нами. 7. Контур метапрограммирования. Импринтируется высшими уровнями йоги (мистической и химической). Состоит, выражаясь современным языком, из кибернетического сознания и отвечает за репрограммирование и реимпринтирование всех контуров, включая самого себя, делая возможным сознательный выбор между альтернативными мирами, или туннелями реальности. 8. Нелокальный квантовый контур. Импринтируется шоком, «околосмертным опытом» или клинической смертью, внетелесным опытом (ВТО), трансвременными восприятиями (предвидением), транспространствеными видениями (экстрасенсорным восприятием) и т. п. [читайте больше про контуры сознания в книге Уилсона «Психология эволюции»].
Следовательно, в зависимости от жизненного пути человек во время и после рождения постоянно импринтирует новый опыт, создавая свою карту мира, свою субъективную реальность, отличающуюся от реальности других людей и всегда отличающейся от гипотетической «объективной» реальности, доступной к восприятию просветленным личностям. Просветление - это возможность видеть мир таковым, каким он является - то есть воспринимать в виде иллюзии…