Ульяновский музей гражданской авиации

Aug 12, 2013 19:47


Одна из главнейших достопримечательностей Ульяновска, правда, не так широко известная как ленинские и гончаровские места, - это, безусловно, головной отраслевой музей гражданской авиации, содержащий ряд уникальнейших экспонатов



Особенностью музея является тот факт, что практически все экспонаты летательных аппаратов прибыли сюда своим ходом



Кликабельно 5000х1300

Начнём с первого советского пассажирского самолёта АК-1



Самолёт был построен в единственном экземпляре в ноябре 1923 года на средства, внесённые латышскими стрелками в фонд строительства советского воздушного флота



Самолёт, переданный обществу «Добролёт» эксплуатировался на авиалиниях Москва - Нижний Новгород и Москва - Казань. Вмещает трёх пассажиров



В музее представлена реплика самолёта, изготовленная в 1986 году. Реплика единственная, все остальные объекты музея абсолютно аутентичные



АНТ-4 (ТБ-1). Первый в мире тяжёлый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик



Первый полёт состоялся 26 ноября 1925 года



В 1929 году на таком самолёте был совершён перелёт Москва - Нью-Йорк



Кликабельно 5000х1100

В 1934 году ТБ-1 участвовал в спасении экспедиции парохода «Челюскин»



В музее представлен единственный сохранившийся АНТ-4 из 212-ти выпущенных



У-2, один из самых массовых самолётов в мире. Начало эксплуатации - 1929 год



Як-12, 1946 год. Большое число этих самолётов остается в эксплуатации по сей день



Як-40, 1966 год



Первый в мире реактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний



Як-42. Среднемагистральный пассажирский самолёт, 1975 год



Легендарный «Кукурузник» Ан-2. Сейчас в мире эксплуатируется более двух тысяч подобных самолётов, многие из них летают уже более 40 лет



Ан-14 «Пчёлка». Разрабатывался для замены Ан-2, но так и не смог заменить его



Ан-24, 1962 год. Турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости



Переходим к семейству Ту. Ту-104, 1955 год. Первый советский реактивный пассажирский самолёт



В период с 1956 по 1958 год Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире



Именно с появлением Ту-104 стали внедряться спецавтомобили, самоходные трапы, в аэропортах начала работать привычная сейчас система оформления билетов, регистрации багажа, появились автобусы для пассажиров, был впервые внедрён нынешний стандарт обслуживания на борту



Пассажирам стали предоставляться горячее питание и прохладительные напитки, бортпроводники перед вылетом стали проводить обязательный инструктаж по безопасности и т.д.



На Ту-104 уже в 1956-57 годах выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, Прагу и т.д.



Появление Ту-104 позволило СССР в кратчайшие сроки выйти на международный уровень авиаперевозок



Кликабельно 5000х2100

Ту-114. Самый большой и самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт. Летал в США, Кубу, Японию



Кликабельно 5000х2000

Фюзеляж имеет две палубы, соединённые лестницей, на нижней из которых располагаются два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, а на верхней - пассажирский салон. Кухня снабжена подъёмником для подачи блюд в салон, первоначально в составе экипажа был повар



Данный самолёт был выпущен предпоследним из всех Ту-114 (в 1964 году) и является одним из трёх сохранившихся экземпляров этого типа самолёта



Ту-116, 1958 год



Специально переоборудованный из бомбардировщика Ту-95 пассажирскиий самолёт для дальних полётов руководства СССР, построенный на случай непредвиденной задержки с производством первых Ту-114



Имел встроенную в незначительно переоборудованный фюзеляж бомбардировщика герметичную пассажирскую кабину-капсулу с иллюминаторами, встроенным трапом, включающую в себя два салона на 20 человек, кухню, туалет, служебное помещение



Всего было построено два экземпляра, до наших дней дожил только один



Ту-124, 1962 год



Кликабельно 5000х2100

Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но различаются размером, а также конструктивным исполнением некоторых агрегатов



Кабина



Салон





На судьбу Ту-124 решающее влияние оказало указание Хрущёва по переносу двигателей на хвостовую часть самолета, как у увиденной им французской «Каравеллы». В результате развернувшееся было крупносерийное производство самолёта было прекращено в пользу его глубокой модификации Ту-134



Ту-134. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе



Всего было построено 852 самолёта, 130 из которых до сих пор эксплуатируются



Жемчужина экспозиции - первый в мире сверхзвуковой авиалайнер Ту-144



Кликабельно 5000х1550

Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда»



3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Тем не менее Ту-144 стал совершать регулярные рейсы на маршруте Москва - Алма-Ата



Билет на этот самолёт стоил 68 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 48 рублей



Кликабельно 5000х1700

После второго крушения Ту-144 в испытательном полёте 23 мая 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, Аэрофлот прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы



Из 16 выпущенных Ту-144 всего два самолёта занимались перевозками пассажиров на регулярных трассах Москва - Алма-Ата - это стосорокчетвёртые под №№ 77109 и 77110, причём сохранился только один из них, он и выставлен в экспозиции музея.



Также этот борт летал на международный авиасалон в Ле-Бурже в 1977 году. В настоящий момент является наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту-144.



На самолёте установлены оригинальные двигатели НК-144А



Со слов сотрудников музея, салон самолёта находится в идеальном состоянии



Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-154



До конца первого десятилетия XXI века Ту-154 оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России. Самолёты до сих пор активно эксплуатируются, рабочий Ту-154 авиакомпании UTair можно в подробностях рассмотреть внутри и снаружи в соответствующем посте



Переходим к семейству Ил. Ил-14, 1950 год



Ближнемагистральный двухдвигательный самолёт, разработанный для замены устаревших Ли-2 и Ил-12



Всего было выпущено более 3500 самолётов



На данный момент в состоянии лётной годности в России находится всего один самолёт Ил-14, отремонтированный энтузиастами из Санкт-Петербурга



Ил-18. Первый советский турбовинтовой лайнер, совершивший первый полёт за полгода до Ту-114



Кликабельно 5000х2050

Ил-28. Первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия



Ил-62. Первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт



Первый полёт совершил в 1963 году. Производился серийно в 1966-1995 годах



Всего было выпущено 289 самолётов. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу



Кликабельно 5000х1600

В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного («борт № 1») - в СССР, Российской Федерации и Украине



На сегодняшний день в России в коммерческой эксплуатации не осталось самолетов этого типа; они летают только в ВВС, МЧС и специальном летном отряде «Россия»



Ил-86 - первый и самый массовый советский/российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт



Потребность в таком самолёте возникла в СССР в 1967 году, когда «Аэрофлот» выработал требования к самолёту на 350 мест



Кликабельно 5000х1800

Четыре самолёта построены в варианте воздушного командного поста Ил-87 для управления вооружёнными силами на случай ядерного конфликта



В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяжённости, в постсоветское - вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты



Массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа началось с 2001 года. Причиной стали, в том числе, введенные в ЕС ограничения по шуму, что помешало Ил-86 совершать полеты в большинство аэропортов Европы



Кликабельно 5000х1500

МиГ-25 - советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик третьего поколения



Первый в мире серийный истребитель, достигший скорости 3000 км/ч. Многоцелевой самолет, способный решать как разведывательные, так и истребительные задачи



Кликабельно 5000х1400

Чехословацкий Л-29 «Дельфин». Самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт



Ещё один экземпляр из Чехословакии - Л-410 «Turbolet». Первый в послевоенное время самолёт зарубежного производства, вышедший на советские воздушные трассы



Польский М-15 «Belfegor». Единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолёт



Разработан и производился в Польше в 1970-е годы по заказу СССР



За свой странный вид получил название «Бельфегор» - демон



Ми-1 - многоцелевой вертолёт, разработанный в конце 1940-х годов



Серийное производство велось в 1954-1960, всего было построено 2680 машин



Ми-2, тоже в раскраске ГАИ



Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц. Даже в настоящее время Ми‑2 принимает участие в тендерах, соревнуясь со своими преемниками Ка-226 и «Ансатом»



Ми-4. Первый военно-транспортный вертолёт вооруженных сил СССР



В 1950-1970 гг являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора



Ми-6 - тяжёлый многоцелевой вертолёт



Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе как в военном, так и в гражданском вариантах. В 1964-1978 годах поставлялся на экспорт



Кликабельно 5000х1700

Вертолёт Ми-6 - самый грузоподъемный по тем временам



Ми-8. До сих пор активно использующийся многоцелевой вертолёт. О его летающем экземпляре, а также о Ми-26 можно почитать в соответствующем посте



Также в музее представлены различные варианты бортовых самописцев, т.н. «чёрных ящиков»



Как видно, «чёрные ящики» на самом деле оранжевые



В целом, музей отличный. Не смотря на то, что некоторые самолёты выглядят не очень презентабельно, они постепенно окрашиваются и в скором времени, надо думать, все будут выглядеть достаточно хорошо. А персонал музея, в основном составленный из бывших пилотов, очень дружелюбен и разговорчив :)



Ещё про авиацию:






Ещё про Ульяновск:





авиация, панорама, Ульяновск, ретро, музей, фото

Previous post Next post
Up