ИНТЕРВЬЮ ОБО ВСЕМ. АЛЕКСАНДР ЦВАРИАНИ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Sep 25, 2017 22:08

Окончание беседы с ведущим солистом Челябинского Государственного Академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки, заслуженным артистом России Александром Цвариани



Фотографии из балетов "Жизель", "El mundo de Гойя", ”Щелкунчик”, "Ромео и Джульетта"

ТРАВМЫ В БАЛЕТЕ

- Как часто артисты балета получают травмы, какого рода они бывают и почему случаются?

- Любого рода. Вообще балет - это очень травмоопасный вид искусства. К слову, недавно у нас прошла аттестация, по итогам которой сняли «вредность». Вчера профессия считалась вредной для здоровья артиста, а сегодня уже не вредная…

- То есть, и на пенсию теперь раньше не уходите?

- Это сохранилось, государственные гарантии сохранились. А вот на областном уровне признали, что работа не вредная. Приходила аттестационная комиссия, которая оценила рабочие места и приняла такое решение…

А так - у всех артистов поперечное плоскостопие, потому что стопа часами в неестественном положении. Больные ноги. Частые воспаления суставов или мышц. У мужчин - заболевания спины, коленей, стоп, потому что прыгают, поднимают, носят, и так далее. У женщин - избитые, деформированные стопы, потому что - пуанты. Профзаболеваний - море! Но работа, как выясняется (усмехается), не вредная.

Вот недавний случай. Молодому артисту, солисту нашего театра, в середине июля пришлось сделать операцию, и еще месяца полтора-два он будет восстанавливаться. Сколько денег он потратил и потратит на это из скудного бюджета балетной семьи? Я думаю, что много. Как сделали операцию, какие будут последствия для него как для артиста балета? Никто не знает. От обычных травматологов артисты балета зачастую слышат: «Ой, я не знаю, что с вами, балетными, делать…» Нас же нужно вылечить не до стадии «ходить», а до стадии «танцевать». Почему бы в Челябинске не сделать так, чтобы артисты балета не по районным поликлиникам бегали со своими проблемами, а лечились как минимум у специалистов спортивного диспансера, прикрепить труппу к нему. А вообще, есть у нас в стране центральный институт спортивной травматологии и ортопедии, ЦИТО, где специалисты собаку съели именно на такой проблематике. Невеликие же для области деньги отправить туда артиста. У нас всего два театра оперы и балета. Возможно, в год пришлось бы отправить на лечение или операцию одного-двух человек, разве это проблема для области?




- Приходит неутешительная аналогия с профессиональными хоккеистами, которые свои операции обычно делают в Германии…

- Хоккеисты… (смеется) с их финансовыми возможностями мало чьи сравнятся. Правда, артисты, к примеру, Большого театра тоже лечатся в лучших клиниках. Не знаю только, за счет театра или на свои деньги. Да даже если и на свои. Доходы артистов в Большом театре и Челябинском театре - тоже несравнимы.
Сейчас же проблемами артистов никто заниматься не хочет. У половины труппы что-то да болит: у кого - воспаление надкостницы, у кого - колено вылетело, у кого что. Но никого почему-то это не волнует. Ну, как так? Вы же сами вкладывали свой труд и ресурсы, учили его. Хотели, чтобы этот артист танцевал, чтобы он рос как танцовщик. Неужели сложно его сохранить, помочь? Можно много причин найти - нет денег, нет времени, нет возможности. Но нет самого главного - это сопереживания, желания поддержать и помочь.

- А в принципе с травмами в балете как-то можно бороться, как-то уменьшать травматизм?

- Конечно, можно и нужно! Надо только хорошо понимать, что в балете нет мелочей. Даже просто за счет грамотно составленного расписания и репертуара можно уменьшить травматизм. Нельзя, допустим, артиста месяц никуда не ставить, а потом поставить в три спектакля через день. Мы как-то вспоминали одно Положение, еще восьмидесятых годов, «О выплате заработной платы артистам балета». Так вот там первое требование - это равномерное распределение нагрузки. Не может артист балета, солист, месяц ничего не делать, кроме уроков, а потом три спектакля подряд выдавать качество. Элементарная вроде бы вещь, но … Молодежь-то не знает, как должно быть. Вчера только выпустились и данное принимают за должное. Потом, правда, начинают удивляться - почему болит, почему вдруг травма? «Ой, еще одна травма! Ой, никак восстановиться не могу…»
Тот же Мунтагиров мог прийти к руководству и убедить, аргументированно, с профессиональной точки зрения доказать, что нельзя балетные спектакли ставить во вторник, потому что понедельник - выходной.

- ???

- То же самое. Работа, связанная с «физикой», балетной формой, тонусом. Не может человек сутки отдыхать, а потом прийти на следующий день и в одиннадцать утра нормально оттанцевать спектакль. Либо нужно оставаться без единственного выходного. Выходной накануне спектакля - вред балетному артисту и вред качеству спектакля. Да, по этому поводу нет законов, нет каких-то нормативных актов, это такие негласные правила режима артистов балета. Есть выражение, что правила дорожного движения писались кровью, на печальном опыте. Наши правила - тоже. Их нарушение приводит к учащению профзаболеваний и увеличению количества травм у артистов. Причем, страдает не только артист, но и зритель, потому что падает и качество спектаклей. Но, к сожалению, сейчас этим не занимаются… На плечах артистов держится театр. Как можно не заботиться о корове, которая дает молоко?



Балет "Анюта". Александр Цвариани (Модест Алексеевич)

- Когда, в какой возрастной период, артисты балета уходят со сцены, заканчивают танцевать?

- Вы знаете, у каждого свое время. Один уже в двадцать пять «сдувается», а другой и до пятидесяти танцует. Во-первых, это зависит от здоровья, от физиологии, от физических возможностей человека. Во-вторых, от азов, от школы, где учили, как правильно делать те или иные движения, как распределять нагрузку, как грамотно экономить силы, как не изнашивать организм. В-третьих, от тех руководителей, которые тебя растили, когда ты только пришел в театр. Может быть, я сгущаю краски, но, судя по тому, что я вижу - нынешнее поколение молодых артистов балета никогда не будет танцевать до сорока, сорока пяти лет. Уже в двадцать лет организм потрепанный - мениски, спины, стопы. Не у всех конечно, но у многих. В том числе и потому, что сейчас нагрузка у них распределена неправильно.

- Вы упоминали, что еще в 2009 году могли потерять профессию, просто потому, что вам не давали танцевать, объясняя это травмами и возрастом. Не было ли у Вас желания из-за конфликтов с руководством или по причине возраста уйти из профессии, закончить танцевать?

- Из-за руководства - нет. Это же две разные вещи - моя профессия и человек, который тогда почему-то оказался на руководящей должности. Почему какой-то временщик, который пришел на год - два - три, ну может лет на пять, и с которым у меня конфликт, почему он должен решать - уходить мне или нет? В такой ситуации уходить из профессии - неправильно. У меня была и есть своя публика, есть свои партии.



Александр Цвариани на поклоне после спектакля «Дон Кихот»

А что касается возраста, то на протяжении последних пятнадцати лет я периодически только и слышу - он старый, он такой, он сякой. Как только конфликт, так сразу и «старый», и прочие недостатки начинают искать. Обычное дело. Ну, давайте уже что-нибудь новое придумаем. Я прекрасно понимаю, что сейчас зашел в тот возраст, когда уже надо заканчивать танцевать. Я к этому нормально отношусь, абсолютно. Но не надо свой непрофессионализм, или свою личную неприязнь объяснять то моей «старостью», то еще чем-то. Не смогу я, ну все, значит, не могу, и я ушел. Меня не надо любить, мне с вами детей не крестить. Вы свою работу делайте, а я буду свою работу делать. А когда вы свою не делаете, а я - делаю, то меня это раздражает, и я не могу молчать и говорю об этом.

- А чем занимаются артисты балета после завершения карьеры, куда идут работать?

- А кто куда. Кто как пристроится. Кто-то педагогом идет работать. Кто-то в спорт работать идет.

- В какой спорт?

- В художественную или спортивную гимнастику - растягивают там ребят, ведут уроки хореографии. Кто-то идет в танцевальные ансамбли. Некоторые вообще кардинально меняют жизнь. Есть ребята, которые водителями на машинах работают. Кто-то евроокна ставит. Кто-то сидит дома и живет на пенсию, но это невозможно, особенно, имея семью.

- В 90-е помню одного бывшего артиста балета, который торговал семечками на остановке у площади Революции…

- Жогин. Да, да - это был Сергей Жогин.

БАЛЕТ ЧЕЛЯБИНСКА СЕГОДНЯ

- Вы более двадцати лет служите Челябинскому театру. Наверняка он стал уже родным, не зря же вы даже создали собственный сайт «Балет Челябинска»

- Да, он уже давно заброшен …



Главная страница сайта «Балет Челябинска»

- И, тем не менее, там нашлось много интересного, в том числе и уникальные фотографии, которых больше нигде нет. Вами заполнены разделы «Наши ветераны», «Наша история». К слову сказать, раздела про ветеранов театра до сих пор нет на официальном сайте, да и раздел архивных фотографий «Наше достояние» у вас значительно богаче…

- Мне просто захотелось отдать дань уважения истории театра и его артистам. И, наверное, это было некое хулиганство - попробовать самому сделать сайт.

- Но равнодушный человек этим бы точно не занимался. Видно, что вы болеете душой за челябинский театр. Каким вы видите сегодняшнее состояние родного для Вас театра?

- За театр часто просто обидно. Вообще, за культуру сейчас - обидно, больно и досадно. В свое время я и сам, наравне с остальными, принял участие в том, чтобы театр получил звание академического. Мы с Татьяной Предеиной и Татьяной Сахаровой тогда танцевали спектакль «Тысяча и одна ночь», а Татьяна Сулейманова и Андрей Булдаков - «Жизель». Сюда приезжала комиссия, смотрела уровень и состояние труппы. Серьезнейшие спектакли были! И, когда мы, артисты уходящего поколения сейчас чем-то обеспокоены или чего-то пытаемся добиться… Да, пусть мы даже десять раз стары, пусть нас пора увольнять ...  но говорим-то мы правильные вещи. Нельзя опускать поднятую некогда планку!

image Click to view


Видеофрагмент разминки перед балетом "Анюта" 17 марта 2006 года

В прошлом сезоне наш театр привез на уфимский фестиваль балет «Эсмеральда». И … показал его без вариаций в па-де-сис - одной из главных сцен в балете. И это на фестивале имени Рудольфа Нуриева! В каком виде представился театр, скажите мне, пожалуйста? Почитайте их прессу. Несмотря на вежливый и подбадривающий тон статей, это было просто провально. Ничего - умылись и дальше работаем, а надо бы выводы сделать…
При Мунтагирове у нас в репертуаре было примерно двадцать четыре балетных спектакля, постепенно дошли до двенадцати, из них постоянно идущих - шесть. Представляете разницу?
Я понимаю, что многие сложности возникают из-за недостаточности финансирования, и это проблема не только нашего театра. Но при этом периодически в репертуаре появляются дорогие и странные постановки, которые «вытягиваются» только за счет работы наших артистов. Никакие бассейны на сцене и прочие завлекалочки не спасают спектакль. Хорошие спектакли держатся только на хороших артистах, только их работой и ценны. Ну, и реклама, конечно, - «двигатель торговли»…
Вот, пожалуйста, «Евгений Онегин», вода - на сцене. Ее подогревают, поначалу она теплая. Планшет сцены сколько квадратов? Глубина воды? Как Вы думаете, через сколько времени она остывает? Артисты балета, штучный товар, танцуют в этой воде, а потом в мокрых костюмах, с мокрыми ногами, кое-как отогреваются у тепловентиляторов, ожидая следующего выхода. И на следующий день выходят на балетный спектакль. Как можно так относиться к здоровью артистов?

СЕМЬЯ И БАЛЕТ

- Ваша супруга, Ксения Цвариани, как и вы, только в качестве заведующей реквизиторского цеха, служит нашему театру оперы и балета. Хорошо это, когда муж и жена работают в одном месте?

- Плохого-то в этом нет ничего (смеется).

- Можно, наверное, надоесть друг другу...

- Да нет. Я - на третьем этаже, она - на первом…

- Расскажите о своей семье. Как познакомились с супругой и в чем, по-вашему, секрет семейного счастья?

- Познакомились в театре. Секрета никакого нет. Живем как все люди. Детки чудные. И такие разные. Старшая, Маша, сейчас в университете учится, она характером больше в меня пошла. Тоже упертая, да еще и справедливость на свою голову постоянно ищет. Младшая, Наталья, пошла в этом году во второй класс. Она, наоборот, такая мягкая вся, ласковая.




image Click to view


Маша и Наташа Цвариани

- Балетом дочки занимаются?

- Неее…Упаси Боже.

- Вы не хотите?

- Нет, не хочу.

- Почему?

- Сейчас, даже если ты отличная балерина, отличный танцовщик, то это не залог успеха и благополучной карьеры. Во главе угла в театрах стоят деньги. У всех мозг заточен под деньги. Вот сейчас любят царя вспоминать, давайте обратимся к тому времени. Разве тогда театр себя окупал? Нет, конечно. Никогда театр не был окупаемым - всегда был дотационным. Вот вам деньги - делайте, творите искусство. Вот вам профессионалы, которые будут руководить процессом. Сейчас почему-то считают, что театр может зарабатывать. Да, он может зарабатывать, но это далеко не те деньги, которые могут его окупить. У нас один парень работал, сейчас он уже танцевать закончил (на пенсии уже), вот он говорил: «Сколько работаю, столько слышу - потерпите, потерпите, потерпите, потерпите… Сколько я могу терпеть? Дом терпимости какой-то». Деньги-то мы никогда в мешки не складывали, их всегда не хватало. Бывали и тяжелые времена, в девяностые их, денег, просто не было. Но тогда хотя бы было уважение и яркий творческий процесс. Артистов уважали как профессионалов. Ценили их способность собрать зал, сорвать овации. Ценили их опыт и считались с их мнением. Сейчас же в театрах этого нет. Повторюсь - такое время, к сожалению.

- Зарплаты во всех театрах маленькие. Но, например, драматические артисты могут подрабатывать ведущими - на корпоративах, свадьбах, в ночных клубах, в конце концов. А какие возможности для подработки есть у артистов балета?

- Вы знаете, в молодости со мной случилась одна поучительная история, связанная с Георгием Дмитриевичем Алексидзе. Это было еще в Тбилиси. К нам, молодым артистам балета, пришел управляющий из одной очень хорошей дорогой гостиницы и спрашивает: «Ребята, нам на одно мероприятие нужны мужчины в ливреях. Постоите, пятьсот долларов получите и уйдете. Согласны?». Конечно, мы согласились. Чего нам стоит два часа постоять с подносиком, на который гости будут складывать конверты? Но об этом узнал Алексидзе. Вызвал нас и говорит: «Ребята, я вас умоляю - не ходите! Если хотите, я сам из своего кармана вам эти деньги заплачу, даже больше. Только не ходите, не позорьте театр». Он переживал за престиж профессии.
Также и Александр Мунтагиров. Будучи руководителем челябинского балета в 90-е, он переживал за коллектив, и сам искал нам какие-то приемлемые для артиста балета возможности заработка. Как я уже рассказывал, он договаривался с другими театрами и отправлял нас на гастроли, делал выездные спектакли, увеличивал репертуар. Создавал интересную концертную программу, с которой мы могли собраться и заработать при необходимости.

ДРУЗЬЯ

- Расскажите о своих друзьях, кто они?

- Настоящих друзей раз, два, и обчелся. А в основном, все мои друзья из детства. Меня очень удивило, что в России одноклассники или однокурсники после завершения учебы между собой практически не общаются. В Грузии по-другому. Мы до сих пор общаемся всем классом, это мои лучшие друзья. Мой одноклассник - крестный отец моей старшей дочери, а одноклассница - ее крестная мать. Зайдите ко мне на страницу Фейсбука - там у меня весь класс. Мы постоянно на связи, все друг о друге знаем.



Школьный класс Александра Цвариани

- Может, у вас просто класс такой - уникальный? У нас тоже, правда, хоть и редко, но бывают дружные классы.

- Да, нет, не уникальный. У нас все так. Вот папа мой. Половина друзей, с которыми он дожил до старости и которые пришли к нему на похороны, - это одноклассники. Здесь почему-то не так. Общаешься, потом начинаешь понимать,что ты друг до того момента, пока ты удобен. Не всегда конечно, но бывает. А мои друзья, что сказать - это просто выдающийся класс, самый лучший класс (смеется)!



Класс Александра Цвариани в хореографическом училище

Конечно, были и ссоры, и обиды, и драки, и любовь, и расставания. Всякие события и переживания, как и у всех. Но потом, с возрастом, со временем, начинаешь понимать, что это единственные люди, которые действительно рядом, даже если они далеко. Они реально помогают, если нужно. Они всегда поддержат эмоционально. Они не забывают поздравлять, даже если в соцсети не стоит дата рождения…

ТБИЛИСИ СЕГОДНЯ

- Тбилиси, город вашего детства, с тех пор сильно изменился?

- Конечно, изменился. Чище и красивее стал.

- То есть, по сравнению с советским временем город стал лучше?

- Есть какие-то новые памятники, нужность которых я не понимаю, а вообще - да. Тбилиси стал более ухоженным. Сейчас это хороший, большой, практически европейский город. Я много поездил по миру, так что могу сравнивать. Конечно, как и везде, там есть, есть свои минусы. Если от центра отъехать, то там не совсем все так сказочно будет (смеется). Но, в основном, да. Как бы ни ругали сейчас Саакашвили, но, при всех его минусах и плюсах, он сделал великую вещь для Грузии. Сейчас в стране практически нулевой уровень коррупции, и, соответственно, гораздо спокойнее и приятнее жизнь. Думаю, она есть, конечно, но в масштабах несравнимо меньших, чем раньше. Не стало излишней бюрократии, получение пары справок уже не считается квестом и не занимает времени. Резко снизилась преступность. Полиция четко работает. Вот случай. Сняли у мужика с машины колеса - через шесть часов полиция их уже привезла. Постепенно люди перестали машины закрывать. Весь город увешан камерами. Просматривается каждый квадратный метр.

ТЕАТРЫ И ГАСТРОЛЕРЫ

- В других театрах Челябинска удается бывать?

- Раньше много ходил, сейчас - нет. Последние лет пятнадцать, наверное, никуда не хожу.

- Не интересно?

- … (улыбается) Нет, интересно, почему. Наверное, опять же возвращаясь к планке. Не хочу портить впечатление, не хочу разочаровываться. Я бы и на балет не ходил, если бы там не работал. Потому что доводилось видеть мэтров, мастеров и в Челябинске в том числе. Боюсь испортить впечатление от увиденного раньше, наверное, поэтому так получается. Все понимаю - жизнь течет, времена меняются, но все равно очень остро реагирую, когда вижу изменения к худшему.

- А куда ходили раньше?

- И в Драму ходил, и в ТЮЗ, и в Камерный. Не часто, я не могу сказать, что был постоянным зрителем.

- А на заезжих гастролеров ходите?

- На заезжих - тем более не хожу. Часто гастролеры, что приезжают, относятся к выступлению в Челябинске, как к халтуре. Это чес. Согласитесь, что нельзя дать нормальный спектакль, приехав утром и уехав вечером в другой город, где на следующий день снова спектакль. Они приезжают просто собрать деньги. Может быть, конечно, я не прав, может быть, они работают и на сто процентов. Но мне кажется, что чёс - это не нормально. Почему в советское время были обменные гастроли театров?

- Практически по месяцу.

- Да. Приезжаешь, обустраиваешься. У тебя за месяц шесть - восемь спектаклей. Спокойно их репетируешь. Артисты имеют возможность отдыхать, полны сил и энергии. Балет танцует, опера поет, оркестр играет. Такое понятие было - обменные гастроли. На месяц - полтора города менялись театрами. Мы играем на их площадке, а они на нашей. А как можно показать качественный спектакль, если ты сегодня отыграл в Челябинске, завтра играешь в Екатеринбурге, послезавтра - в Перми, потом едешь в Тюмень, дальше в Ханты-Мансийск, а потом летишь в Санкт-Петербург? Это чес чистой воды, и даже фонограмму вместо себя не включишь.

- Артисты балета чаще других выезжают на гастроли, в том числе и за границу. Можете поделиться какими-нибудь забавными гастрольными историями?

- Гастроли, поездки, даже просто выездные спектакли по области - это всегда некое приключение. Историй всяких набирается немало, потом вспоминаем, хохочем.



Татьяна Предеина, Елена Бычкунова, Александр Цвариани, Сергей Тараторин в аэропорту

На гастролях в Америке одна балерина вышла на перекур на улицу из здания театра, не взяв с собой телефон, а дверь изнутри защелкнулась. Спектакль начинался уже через несколько минут. На ее стук и пинки по двери никто не реагировал. И тогда она, используя свой скудный запас английских слов, стала обращаться за помощью к прохожим. Как потом выяснилось, что она обращалась к людям со словами: «Help!!! Everybody help me!!! I want dance !!!» (смеется).
Однажды на гастролях нам с другом удалось очень дешево купить длинную семгу, с метр, наверное. Мы сами засолили ее в номере отеля, и всю оставшуюся поездку таскались с ней, как с писаной торбой, потому что даже всем коллективом никак не могли ее доесть. С тех пор я семгу не ем... (смеется).
В гостинице Оренбурга мы наполнили ванну живыми раками и ушли на работу, собираясь вечером их сварить. Но в наше отсутствие пришла горничная убирать номер. Как же она на нас потом орала!
Как-то, тоже на гастролях, после долгой посиделки в баре, уже под занавес вечеринки, мы на спор выиграли у бармена коробку коньяка, идеально сделав двойной воздушный тур.

image Click to view


Александр Цвариани - вариация Иниго. Сдача балета "Пахита" 22 сентября 2017 года

В общем, практически ни одна поездка не обходится без историй.

СОБАКА. РЫБАЛКА. ДАЧА. МАШИНА

- Расскажите, пожалуйста, о ваших интересах. Из тех, что мы приметили благодаря соцсетям - это собака, рыбалка, машина…

- Собака, да. У нас Шера - западно-сибирская лайка. С ней я гуляю утром и вечером. Вечерняя прогулка с собакой - это такое хорошее время. Мое личное время, когда я могу побыть наедине с собой, со своими мыслями. Два-три часа мы с ней вдвоем болтаемся по всему городу. Иногда встречаемся со знакомыми собаководами - за это время уже со многими перезнакомились. И зимой тоже люблю гулять подолгу. Наденешь на себя все, что можно - одни глаза видны, а ей хорошо - лайка же, что с ней будет? Мороз минус тридцать, идем, гуляем.
Рыбалку очень люблю, правда, что-то давно не ходил. Не знаю, то ли времени нет, то ли большого желания. Наверное, просто есть много других дел, которые надо сделать и тратить время на рыбалку становится жалко. Сейчас его все больше и больше не хватает.

- А на что хочется тратить время?

- Что-то полезное хочется делать. Вот, например, сейчас у нас есть участок земли - там ковыряюсь, обустраиваю. Надо домик построить, но в этом году навряд ли получится. Машиной занимаюсь - ремонтирую.

- Сами ремонтируете?

- Когда как. Все, что могу делать сам - делаю. В машине практически все можно самому делать. Просто нет специальных инструментов, нет ямы или подъемника. Еще охоту очень люблю. Вот на охоту пока не жалко время тратить.

КИНО и МУЗЫКА

- Вы любите кино? Можете рассказать о любимых фильмах?

- Огромное впечатление я получил от фильма Феллини «Сладкая жизнь». Потом - «Съемки в Палермо» Вендерса и «Большая жратва» Феррери. Это, наверное, три самых любимых фильма. В свое время посмотрел «Покаяние» и ничего не понял. Папа сказал: «Значит не время еще». Гораздо позже пересмотрел - действительно уникальный фильм. У Андрея Тарковского очень нравится «Сталкер». «Сталкер» с Джорджем Клуни не идет ни в какое сравнение - небо и земля. Люблю грузинские фильмы, на которых вырос - «Отец солдата», «Отарова вдова», «Мамлюк». Вообще кино люблю. Иногда бывает настроение посмотреть какой-нибудь дурацкий фильм. Например, «Тупой и еще тупее» - хохотал просто до слез. Потом, правда, было даже неудобно за это (смеется). Просто попало под настроение…

- Не знаю. «Тупой и еще тупее», причем обе части, мы пересматривали не один раз …

- Если не видели, то посмотрите лучше «Большую жратву» - очень рекомендую. Во-первых, там очень хороший актерский состав - Мастроянни, Тоньяцци, Нуаре. Во-вторых, очень поучительный сюжет. Несколько состоятельных людей доводят объедением себя до смерти. Это люди, пресытившиеся жизнью, у них есть все, они все попробовали и не знают, чего им еще хотеть. Полная деградация человека - и духовная, и психическая, и физическая. Фильм очень хорошо сделан, и сильно впечатлил меня. Ну и «Сладкую жизнь» посмотрите тоже…

- Какую музыку слушаете сейчас? Изменились ли с возрастом музыкальные предпочтения?

- Сейчас слушаю в основном классику. Люблю Рахманинова, Бетховена, Баха, Россини. Часто слушаю любимые оперы и отдельные фрагменты в записях. Тито Гобби, Марию Каллас, Ренату Скотто, Зураба Анджапаридзе, Максима Михайлова …. Джаз очень люблю - Луи Армстрога, Эллу Фитцджеральд. Раньше слушал музыку пожестче - KISS, AC/DC, Оззи Осборн и многих других. Да и сейчас под настроение могу погромче врубить что-то из тяжелого (смеется).

В интервью использованы фотографии из открытых интернет-источников, в том числе с официального сайта Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И.Глинки, а также из личного семейного архива семьи Цвариани



Мы очень благодарны Александру Цвариани за откровенное интервью и Ксении Цвариани за неоценимую помощь в его подготовке.

Балет, Александр Цвариани, Челябинский театр оперы и балета

Previous post Next post
Up