За плечами это
велопутешествия уже было почти 7500 км и 23 посещенные страны. До России оставался всего один шаг, который оказался самым сложным.
В ночь в 20-го на 21-е августа в тряслись горы, плыли машины, краны и ... бетонные заводы в 100 метрах от меня. Ночью Терек из небольшой горной речки превратился всего за несколько минут в огромный поток грязи и валунов. Буквально в нескольких сот метрах от места моей ночевки сошел сель с гор. Объем грунта и камней, которые сель принес в Дарьяльское ущелье (там течет Терек и проходит Военно-Грузинская дорога), по предварительным оценкам составил около 6 миллионов кубометров. Для справки, КАМаз дров с прицепом - это примерно 6 кубических метров, а тут в миллион раз больше.
Все происходило перед моими глазами: плывущие машины, бетонные заводы, обрушение дороги, поток камней в 50 метрах от меня. Впервые за 51 день Похода выходного лета мне было страшно. Когда стреляли
ночью из автоматов около меня в Курдистане, я говорил сам себе: "Стреляют!? Прикольно! Диман, давай дальше спать". А тут я действительно испугался.
Первое, что я увидел в это утро было вот это. Здесь когда-то была военно-грузинская дорога....
Ночью с горы Казбек сошел небольшой кусочек Девдоракского ледника. Небольшой - это примерно 6 миллионов кубометров. Это было одновременно и страшное и красивое зрелище. Такой мощи природы я еще ни разу не видел. И человек со своими нанотехнологиями ничто, по сравнению с ней. Наверное лучше чем в этом посту
http://dima-pashchenko.livejournal.com/87702.html у меня не получится написать о том, что происходило в ночь с 20-го на 21-е августа. Написан он был по горячим следам... Поэтому я просто сделаю копи-пасту.
Проснулся по традиции за час до восхода солнца. На небе ни облачка. Вижу краем глаза, что как бы дороги больше нет. "Да ну хер бы с ней" - подумал я, - "сбоку по горе как-нибудь до КПП дойду". Собрал барахло и двинул вниз. Дороги не было, поэтому пришлось пробираться по склону хребта.
Вижу КПП грузинский. Везде горят красные "кирпичи" и только в одном коридоре горит "зеленый грузовик". "Ну все, сейчас там перейду границу вниз и бегом домой" - подумал я. Однако, когда я подошел к самому КПП, то в коридорах, где проезжают машины текла речка, глубиной под метр. В одном из коридоров раскорячило ГАЗельку.
Так как было еще очень рано, то никого нигде не было, было такое ощущение, что я один в этом мире остался, а все остальные вымерли. Потом ко мне прибежал какой-то грузин-солдатик и говорит: "Ты чего здесь делаешь!? Беги на верх! Опасность еще не миновала". А я то как бы еще не совсем понимаю, что происходит и что за опасность еще не миновала. Говорю грузину: "Да мне то в Россию надо! Я не хочу обратно на верх" "Какая Россия? КПП не работает!" - говорит грузин. "А к вечеру откроется?" - я спрашиваю. Грузин говорит: "Да, к вечеру откроется, но только к вечеру 15-го сентября". "Ну и шуточки" - подумал я и пошел на верх к монастырю.
Стало все понятно, когда я встретил какого-то строителя. Он мне рассказал, что ночью сошел сель. Перегородил ущелье, смыл дорогу, бетонный завод для строительства туннеля, разрушил ГЭС и КПП. Грузин сказал, что это очень больше ЧП. В мае у них было подобное происшествие, но тогда разрушений было в два раза меньше.
Строитель мне сказал, что надо ждать военных и полицейских, они будут заниматься эвакуацией. В начале лета всех вывозили в Тбилиси. "Поход продолжается...." - подумал я. Прилетел первый борт МИ-8. Забрал каких-то людей и раненых на носилках, заносили головой вперед. МИ-8 первый раз не смог сесть, ибо все было размыто и он завис в метре над землей. Пилоты, конечно, асы были.
Вертушка привезла военных, полицейских и каких-то СБшников в штатском. Военные принялись раздавать народу одеяла, полицейские просто кипешевали и ничего толком не делали, СБшники в штатском стояли с камерами и просто снимали все происходящее. Я же узнал у строителей и полицейских подробную информацию про эвакуацию, сначала расстроился, что ждать возможно придется и день, и два, и три, а потом обрадовался тому, что я живой, когда увидел висящие машины на скалах...
Этим еще повезло, люди успели выпрыгнуть из машин. Три машины с армянскими номерами остались где-то погребенные под селем....
Здесь когда-то была дорога. Грузины заранее побеспокоились и повесили табличку с извинениями за неудобство.
Военно-грузинская дорога...
К эпицентру схода селя я пошел не один, а все с тем же грузином-строителем. Он мне сказал, что ночью, когда русло реки было перекрыто селем, вода хлынула в строящийся туннель. 6 рабочих пропали без вести. 4 турка и 2 грузина. Потом через пару дней в районе КПП "Верхний Ларс" нашли тела трех рабочих. Хотя официальные грузины говорили изначально только о двух пропавших без вести, реально же их было 6. Вообще, официальные власти Грузии очень жестко фильтрую информацию. Далее я расскажу как они это делают.
Сель метров на пять засыпал Терек. Около места, где было русло реки было много армян и грузин. Разговорился с одним армянином. Он говорит, что пропали три армянские машины. Границу пересекли, а в Степанцминде (первый крупный населенный пункт после границы) их нет. Армяне очень переживают.
Коричневый цвет - это все сель.
Сель уничтожал все на своем пути. Около строящегося туннеля был бетонный завод, который река унесла метров на 100 и завод уперся в КПП.
Сейчас уже уровень воды спал. Ночью вода текла там, где сейчас стоят люди.
Когда выглянуло солнце стал появляться народ. У всех шок. Запертыми оказались около 100 человек. Примерно 40 грузин, 40 армян и 20 россиян. Армянам повезло, что они остались живы. Они ехали на автобусе и он заглох на КПП.
Общался с народом. Много всяких историй услышал. Ребята из Ростова ехали в Трабзон на машине и получали штампы как раз в момент схода селя. Сначала они говорили, что если бы в Беслане не стояли у памятника 20 минут, то успели бы проскочить, но когда они увидели висящие машины на скалах, они сказали, что эти 20 минут им спасли жизнь.
Один мужик из Перми уже стоял на КПП и ехал в Россию. Жена и дети получили штампы в паспорта, а он не успел. В итоге он без паспорта побежал на верх. Благо его паспорт грузины не потеряли и вручили ему утром, а у большого количества армян, которые ехали на автобусе, пропали паспорта во время паники.
Ближе к обеду стала проясняться ситуация с эвакуацией. Всех, кто укрылся в монастыре, разделили на три группы: грузины, армяне и русские. Грузинам сказали, что их будут вывозить вертолетом. Армян тоже повезут вертолетом, но после того, как армянское правительство заплатит грузинам. Нам, русским, говорили просто: "Ждите!" Особо нетерпеливые грузины шли пешком через сель, т.к. в прошлый раз эвакуация была трое суток.
У нас, у русских, был информационный вакуум. Я уже даже стал присматриваться к вариантам самостоятельной эвакуации. Мне бы только до границы нашей добежать, а там то уж разберемся. Съездил на КПП. Никого там не было. В принципе, один рывок и можно его проскочить сбоку, где воды поменьше и хрен с ним с этим штампом грузинским. Но была проблема, надо было метров 50-70 лезть по скале, т.к. дорогу в том месте смыло. Не знаю, конечно, но дня бы через два ожидания, я бы точно рискнул прорвался бы через грузинский КПП.
Потом мы, русские, собрались в одну кучку. Я народу рассказывал про свое путешествие. Особо нравилось детям. И тут ко мне подходит один грузин в форме и говорит: "А ти што, виласипедист?"
- "Есть маленько" - отвечаю я.
- "А откуда ти?"
- "Из России, из Самары".
- "Эта Куйбышев штоли? А Толю Яркина знаешь (это олимпийский чемпион по шоссе 80-го года)"
- "Дядю Толю? Конечно знаю!"
- "А Колю Петровича знаешь?"
- "А как же!", - и показываю на колеса, - "Он мне их перед походом спицевал".
Грузин тут чуть ли не криком кричит: "Да гиде ти ранше был!? Эта жи маи луччие друзья! Я с ними не один сотню тысяч километров накрутил в молодости!"
Этот грузин оказался главным полицейским, который прилетел на вертолете, и по совместительству он вице-президент федерации велоспорта Грузии.
Он подсуетился и через час нас, русских, военные уже переводили через скалу на обвязках и далее нас погрузили на джип и довезли до границы, где нас встретили наши пограничники.
Перед тем, как получить штампы в паспорт, к каждом подошел человек в штатском и сказал: "Штамп в паспорт и эвакуация, только после форматирования ваших флешек!" Я показал свой телефон и сказал, что у меня сюда больно ничего не поместится. Грузин сказал: "Парень не дури! Давай фотоаппарат". В итоге грузины удалили все фоты и видео последней недели похода. Кое-что я уже восстановил, но с видео проблемы. Файлы битые получаются.
Есть пару видео с транспортировки на джипе по дороге-реке.
Click to view
На границе с российской стороны было много народу. Люди не верили, что граница закрыта на ближайшие месяц-полтора. До Владикавказа я поехал своим ходом. На каком-то блок-посте меня остановили осетины и сказали: "Откуда?" Я говорю: "Из Грузии!" В итоге со своим рассказом я застрял у них на час))) Они говорят: "Сейчас УАЗик вызовем, тебя во Владикавказ увезут!" Я говорю, что не надо, сам как-нибудь.
Поехал вниз. Кругом полиция и все забито фурами. И тут на одной из заправок я знакомлюсь с коррами ЛайфНьюса. Я для них ценный материал. А мои видео - это вообще эксклюзив. Они меня с велосипедом погрузили в машину и повезли в редакцию, где удалось восстановить некоторые фото. С видеями были проблемы, но Жоржик обещал отправить файлы технарям в Москву, и они их вернут к жизни.
В редакции ЛайфНьюса во Владикавказе меня накормили и напоили. Угостили осетинским пирогом с мясом, который называется фытчин (может быть неправильно написал, но звучит примерно так). А какие у ЛайфНьюса сотрудницы! Хоть оставайся в Северной Осетии на ПМЖ.
В этот день у меня нарисовывалась ночевка во Владикавказе у знакомого моего знакомого. Поэтому из редакции я особо не торопился уходить)))
Но потом я получил такое сообщение:
"они не в самом Владике
Дальнегорск
посмотри если что
там примут.я отпишу если надо"
И тут я понял, что кто-то перепутал Владивосток с Владикавказом. Печаль. Надо было срочно искать запасной вариант. И он нашелся почти сразу же. В ЖЖке в личных сообщениях увидел письмо от парня по имени Анзор, который писал примерно так: "Будешь в Нальчике, милости прошу!" Это было почти что спасением, но до Нальчика 100 км, а на часах начало восьмого вечера. Из редакции ЛайфНьюса я прямиком поехал на автовоказал, но к несчастью последний автобус до Нальчика уже ушел, но к счастью совершенно случайно через три минуты отправлялась газелька туда же.
Будь бы там полно народу, я бы туда не поместился со своим велосипедом, но маршрутка была почти пустая и я доехал без проблем.
В Нальчике был около 9 вечера. Меня встретил Анзор. Спасибо ему большое за ужин и ночлег.
Анзор сам катается на велосипеде и историй велопохождений у него достаточно. Еще бы! Кавказ под боком, а там без приключений нельзя. Долго мы болтали. Анзор рассказал мне, что через вармшауэрс к нему "постучались" эстонка и француз с просьбой переночевать.... Оооо этот тесный земной шарик! Я
же вчера только с ними встречался, когда в перевал заезжал. Из-за селя эти ребята так и не смогли приехать в Россию. Вот что пишет Анзор:
Парень и девушка эти по ходу француз с эстонкой, о которых я тебе говорил, я их как раз ждал в гости. Но они так и не приехали, написали, что в Россию попасть не могут, так что Эльбрус придется оставить на потом. А вещей у них так много из-за того, что они еще восхождение делали на Казбек, снаряжение всякое там...
Эта ночь была самой запоминающейся за последине 52 дня, т.к. спал я не где-нибудь Там, а спал я Дома, в моей любимой России! У меня часто спрашивают: "Какая из 23 стран тебе больше всего понравилась?" Ответ у меня на этот вопрос всегда один: "Россия!"
Не переключайтесь... Впереди еще много интересных рассказов из этого путешествия.
Не забывайте заглядывать в паблик вконтакте, посвященный Походу:
http://vk.com/onbicycle А про мой велопоход можно почитать вот здесь еще:
1-й день. Самара-Питер. 2-й день. Питер - Нарва (209 км). 3-й день. Добраться бы до Таллина (212 км) 4-й день. Таллин - Латвия (217 км) 5-й день. Добрался до Риги. (105.7 км) 6-й день. Из Риги через Юрмалу на запад Латвии (175 км).
7-й день. Лиепая-Клайпеда-Куршская коса и мои новые друзья (174.9 км) 8-й день. Литва-Россия-Польша или 3 в 1 (186.5 км) 9-й день. Доехать до Гданьска. (133.7 км) 10-й день. Рекорд Гданьск-Шецин за один день (333.3 км) 11-й день. Форсирование Одера и взятие Берлина (163.2 км) 12-й день. Прогулки по Берлину. 13-й день. Берлин-Дрезден или встреча на Эльбе (221 км) 14-й день. Дрезден-Прага и первые горки (171 км) 15-й день. Прогулки по Праге. 16-й день. (209 км). 17-й день. (220 км). 18-й день. Первый день Транс-Альпа (104 км). 19-й день. Второй день Транс-Альпа (109 км). 20-й день. Завершающий аккорд Транс-Альпа (176 км). 21-й день. День делания ничего (0 км). 22-й день. 230 км под водой (229 км). 23-й день. Вдоль Дуная до Вены (209 км). 24-й день. Вена-Братислава (82 км). 25-й день. День делания ничего в Братиславе. 26-й день. Братислава-Марибор. Один день и 4 страны (264 км). 27-й день. В Хорватию с третье попытки (150 км). 28-й день. По следам войны сербов и хорватов (206 км). 29-й день. Здраво, Сербия! (169 км). 30-й день. "На небе Бог, а на земле Россия!" (87 км). 31-й день. День болезни в Белграде (0 км). 32-й день. Восстановление после болезни (155 км). 33-й день. До Сараево и в Сараево (134 км) 34-й день. День плутания в горах (159 км) 35-й день. Вдоль Адриатического моря (187 км). 36-й день. Здравствуй главная Еврожопа (Албания) (138 км) 37-й день. Еду по еврожопе, т.е. Албании (83 км). 38-й день. Bye-bye Albania (140 км) 39-й день. Знакомство с Грецией (241 км) 40-й день. Юбилейный 40-й день (204 км) 41-й день. Приехал в Турцию. Уже совсем скоро будет Стамбул (198 км) 42-й день. Приехал в Стамбул. Финиш!? (220 км) 43-й день. День делания ничего в Стамбуле (0 км) 44-й день. День делания ничего в Стамбуле. Версия 2.0 (0 км) 45-й день. Сутки в автобусе (2000 км) 46-й день. Озеро Ван, курды и печальная лавстори. (122 км) 47-й день. Гора Арарат и атака камнями (187 км (вел) + 102 км (автобус)) 48-й день. Высокие горы и первый раз в Грузии (168 км) 49-й день. По холмам Грузии (151 км) 50-й день. Путь в Тбилиси и прогулка по нему (75 км) 51-й день. Накануне большой трагедии (166 км) Трагедия на грузинско-российской границе или как я чуть не стал навеки кавказским пленником.