Вчера на французском канале Canal+ был показан документальный фильм "Украина: маски революции". На французском его можно посмотреть
тут. Я пока что видел несколько его фрагментов с англискими субтитрами и изначально собирался если и писать о нём, то только после полного просмотра. Однако решил сделать это сейчас, когда на следующий день на фильм и его режиссёра, Поля Морейра, обрушился шквал критики практически во
всех главных
европейских СМИ. В частности, французские журналисты в своём коллективном обращении характеризуют фильм как "поделку для Russia Today". У меня в связи с этим возникли ассоциации с травлей Пастернака. Когда после присуждения ему Нобелевской премии Литературная Газета написала, что писатель «согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды».
Стоит отметить, что Поль Морейра --- очень авторитетный документалист, обладатель нескольких премий в области документального кино. Из режиссёров такого уровня, на моей памяти, он первый, кто взялся за тему трагедии в Одессе. Примечательно, насколько рьяно на него после этого накинулись, коллективным разумом стали выискивать все нестыковки и несоответствия. Видно, что западная пропаганда в этом фильме увидела вызов себе.
Теледокументалист вспомнил также историю националистической символики "Правого сектора" и батальона "Азов".
"Они бросили палки и деревянные щиты и взяли в руки настоящее огнестрельное оружие", - говорит Морейра сразу после пассажа о батальоне.
При этом батальона не существовало на момент событий "Евромайдана" в Киеве: он был сформирован в мае 2014 года.
Тут сложно прокомментировать без просмотра всего фильма. Я сомневаюсь, что в фильме утверждается, что радикалы взялись за оружие прямо на Евромайдане.
Закон о "запрете использования русского языка" на Украине поставил русскоговорящих граждан в положение людей второго сорта, утверждает Перейра.
Притом, что за отмену закона об основах государственной языковой политики депутаты проголосовали 23 февраля 2014 года - сразу после бегства президента Виктора Януковича - отмена закона так и не была ратифицирована.
Если я правильно помню, речь идёт об отмене статуса русского как регионального языка. Насколько я понимаю, отмена закона не был ратифицирована, так как встретила серьёзное недовольство по всей стране. Сразу после революции, когда новая власть была ещё слишком слаба, его побоялись отменять. Однако на чувства русскоговорящих граждан Украины повлияли уже сами намерения. Думаю, что после такого многие русскоязычные украинцы почувствовали, что могут повторить судьбу русских в Прибалтике.
В фильме рассказывается, что бойцы "Азова" самостоятельно изготовили новый танк. "Шокирует, что в сердце Европы впервые за долгое время ультраправая группировка создала отряд добровольцев с тяжелым вооружением", - утверждает журналист.
"На самом деле, речь о мастерской, где старые и изношенные танки, которые Киев отдал понёсшим серьёзные потери батальонам добровольцев, чинят на скорую руку", - пишет публицист Бенуа Виткин в своей колонке о фильме для газеты Le Monde.
Дальше идёт анализ, что именно имелось в виду под танком (или тяжёлым вооружением). Вспоминается некий БМП, который батальон то ли создал, то ли пытался создать на базе танка T64. Снова же сложно прокомментировать, что там на самом деле и как без просмотра фильма. Однако здесь я вижу придирки к словам.
В фильме французский документалист снимает мать одного из погибших 2 мая, 17-летнего Вадима Папуры.
Многие критики "Масок революции" отмечали, что автор при этом не показывает родственников погибших активистов "Евромайдана".
На мой взгляд, глупая придирка. Например, я ни разу не видел претензий к авторам фильмов про Евромайдан, что они не показывают родственников погибших тогда сотрудников милиции. Из тех фрагментов, что я видел, режиссёр дал слово как минмиум двум сторонникам Евромайдана, присутствовавшим при одесских событиях. Один из них, Марк Гордиенко, наговорил при этом много чего разного. Например, что погибшие в Доме Профсоюзов заслужили такую смерть, и что он сожалеет о том, что не все, кому следовало, там погибли. Я как-то перечитывал его Фейсбук. Мне тогда запала в голову вот эта его запись. У меня о нём сложилось ощущение, что если ему дать большую власть, то он будет очень похож на Сталина. Возможно, он даже сделает Украину сильной и процветающей. Но сделает это за счёт массовых репрессий.
Автор утверждает, что власти не привлекли никого из полицейских по делу о пожаре, однако с самого начала следствия глава одесской милиции был уволен за бездействие, а под следствием год спустя после трагедии остались 19 человек, среди которых - три активиста "Майдана".
Здесь действительно, если такое было сказано в фильме, то Морейра не прав.
Критики Перейры также обратили внимание на его словах о "45 погибших российского происхождения". Меж тем, среди погибших в Доме профсоюзов 2 мая были лишь 42 гражданина Украины.
Возможно, Морейра имел в виду национальность, а не гражданство?
Автор также подчёркивает, что усиление ультраправых группировок может играть на руку США, однако не углубляется в доказательную базу и не вспоминает о крайне низких результатах ультраправых кандидатов на украинских парламентских и президентских выборах.
Представительство в различных выборных органах власти --- это только один из возможных видов влияния на жизнь в этом государстве. Например, в 90-е бандиты всех мастей очень сильно влияли на общественную жизнь. При этом они не заседали в парламенте. Как я вижу, после Евромайдана влияние различных радикальных группировок, таких как Правый Сектор, действительно серьёзно возрасло. Сейчас Порошенко их потихоньку нейтрализует, и мне это кажется положительным моментом.
Подвергаются сомнению утверждения в фильме, что "в разжигании вооружённого конфликта на Украине" были заинтересованы США. То есть, каких-то конкретных опровержений этому не идёт, просто намекается на некую несостоятельность и бездоказательность таких утверждений.
На мой взгляд, то, что Евромайдан посетили самые высокие чиновники из Европы и США (вспомним ту же Нуланд с печеньками), что они произносили поощрительные заявления в адрес протестующих, говорит об их заинтересованности в тех процессах. Вот недавно были большие протесты в Молдове. Протестующие даже в здание парламента прорвались. Я не видел, чтобы кто-нибудь из крупных политиков вспомнил, что нельзя применять силу к протестующим, относительно к этим протестам.
"У него была необходимая документация, поскольку господин Морейра связался с Татьяной Герасимовой из "Группы 2 мая" - гражданских активистов и журналистов, которые расследовали трагические события в Одессе. Госпожа Герасимова была удивлена тем, что господин Морейра задавал ей лишь вопросы, касающиеся сцен [на видео], на которых видны члены "Правого сектора" и бездействующая полиция. При этом он не проявил никакого интереса к неоспоримому факту, что беспорядки вызвали бойцы "Антимайдана", - отмечают в открытом обращении правозащитники.
Насколько я понял из того, что видел, в фильме нигде не отрицается тот факт, что первыми начали активисты "Антимайдана". Согласно одному из переводов (в котором я не уверен) на этот счёт в фильме говорится "Прорусских в 5 раз меньше, чем украинцев, но они все же идут бросать камни." То есть, прорусские пошли, а не проукраинцы.
"Евромайдан-пресс" указывает, что опрошенный автором фильма сталинист и активист "Антимайдана" Алексей Албу, вышедший из дома Профсоюзов невредимым, стал сотрудничать с неонацистами из числа вооружённых сторонников "ДНР и ЛНР". Эта часть его биографии не освещена в телеработе.
Снова же глупые придирки. В фрагменте, который видел я, Алексей представлен, как пророссийски настроенный депутат коммунист. В фильме он рассказывает про то, что видел в Доме Профсоюзов, и как с ним обошлись, когда он оттуда вышел. Это подтверждается видеорядом, где и его, и других, беззащитных, спасшихся, лежащих на земле бьют ногами, палками, дубинками. Александр не делится своими политическими взглядами, так что не вижу причины, почему автор должен был упоминать, куда Алексей подался дальше. То есть, когда в Беларуси милиция бьёт, например, Лебедьку, то следует возмущаться не из-за того, что это именно Лебедько, а что милиция позволяет себе такое по отношению к человеку.
Журналист французской газеты Libération Себастьен Гобер написал, что лично оскорблён фильмом как человек, проживающий на территории Украины с 2011 года.
"Я уже знаю, как мне придётся оправдывать себя и свою работу. Мне придётся подчёркивать, что я не работаю в стиле "той документалки, что вы видели на Canal+", - отмечает Гобер, описывая возможный урон от "Масок революции" для профессиональной репутации всех зарубежных журналистов, работающих на Украине.
Этот фрагмент прямо кричит о самоцензуре Себастьена Гобера, работающего в Украине.
Я не видел какого-либо серьёзного документального фильма, анализирующего трагедию в Одессе в проукраинском ключе. Похоже, что сторонникам майдана о ней неудобно вспоминать, хотелось бы побыстрее забыть. Если есть такой фильм, киньте ссылку, посмотрю. Здесь же я оставлю наиболее адекватное, на мой взгляд, описание тех событий в ЖЖ: ссылка.