(no subject)

Apr 07, 2011 17:17


В конце восьмидисятых рухнул мой «железный занавес». Ещё до Фаросских событий и ГКЧП. Ещё до первой моей поездки за границу. В 1986 или в 1987 я попал на пассажирское судно, на котором мой отец работал механиком. Судно - уже тогда старенькое, 1960 года постройки, самое маленькое из всех пассажирских судов СДП, всего с одной люксовой каютой. С того самого дня, всё увиденное стало для меня чем-то на гране реальности и сна, первой заграницей, «Страной Оз», - m/v 'Dunaj'.



Моих тогдашних впечатлений хватило на пятнадцать последующих лет, чтобы по оканчании института посвятить свой дипломный проект организации круизных перевозок на пассажирских дунайских судах: «Дунай», «Украина», «Волга», «Амур», «Молдавия», «Днепр», красавец -«Айвазовский»...



т/х "Айвазовский", расписание путешествия "от Альп до Чёрного Моря"  , которое обслуживал "Айвазовский". 


Морвокзал. г. Измаил. 1980-е.

Конец 80-х... Так вот ты какой северный олень (загнивающий капитализм): музыкальный салон, бары, ресторан, массажный кабинет, салон красоты, сувенирный киоск, видео-салон, открытый бассейн с подогревом, открытая палуба для отдыха. Весь экипаж был советским: на пассажирских судах работали парикмахеры, лучшие повара, официанты, дневальные, сотрудники рецепшена, массажисты, киоскеры, вокалисты, музыканты, администраторы ресторанов, бармены.
Среди пассажиров на новых судах почти не бывало советский граждан. Суда работали на австрийского и немецкого фрахтователя: «Phoenix Reisen», «Rad&Reisen» и других. Особым успехом у иностранцев пользовалась программа "Путешествие от Альп до Чёрного моря" на участке от дельты Дуная до Ялты программу выполнял «Айвазовский», на нём путешествовали в основном туристы из Западной Германии. По случаю этого круиза Морфлотом была заказана серия рекламных календариков. На мелочи не скупились. Т.к. В СССР ничего толкового на уровне человеческого быта не производилось, всё зазазывали на Западе. «Всё» - это карманные и настенные календарики, обложки для ресторанных меню (закатный морской вид с золотым тиснением и мультипликационным фрагментом, иногда - с логотипом 'Soviet Danube Shopping Company'. Отмечу, что логотип этот был - распрекрасным: внутри заглавной латинской 'D' появлялись три судна . Сама «начинка» ресторанного меню была отпечатана на печатной машинке чёрным или фиолетовым цветом под копирку. Естественно, для иностранцев меню было порядочным: фрукты, овощи, сырое мясо, рыба самых дорогих пород для приготовления блюд- отечественные, выпивка (само собой), печенье, колбасы, паштеты, сыры - покупали в Австрии или Германии.





Меню судна Советского Дунайского Пароходства. На обороте - логотип СДП.


открытка. 70-е. т/х "Дунай" на Дунае.
На маленьких, одноразовых баночках с мёдом, конфитюром, джемом, плавленым сыром стоял бело-красный значок «А» «Gütezeichen Geprüfte Qualität». Пиво, разумеется, в ассортименте, бельгийское, австрийское, немецкое , бутылочное и баночное.



Дети моряков тогда стали коллекционировать пивные пробковые и картонные подстаканники, а я стал собирать жестяные банки из-под пива. Соотечественников наших на пассажирах угощали скромнее. Для сравнения приведу винное меню (кликабельно) т/х «Литва» ЧМП.





Теплоход «Дунай» строился в Австрии в 1960 г., в Корнойбурге, на нём не только продукты, он сам был до мозга кости заграничным, до мелочей по-немецки было всё продумано: ковролин был на ступеньках закреплён металлическими уголками с прорезиненными вставками, стены коридоров везде были одделаны «под дерево», палуба - белое с голубым, никакого мазутного запаха, как бывает на дунайских «толкачах». В ресторане - настоящая сцена. Возле неё - танцевальная площадка, над ней - зеркальный шар, в котором отражается свет разноцветных прожекторов.


т/х "Молдавия" Советского Дунайского Пароходства.

Столы расставлены слева - в ряды, справа - в шахматном порядке. Матерчатые белые салфетки закручены в виде цветов, бумажные - цветные , в тон скатерти. Посуда - немецкий фарфор. Его , фарфор, не воровал только ленивый, и тогда посуда (тарелки, соусницы, блюдца, чашки) оказывались дома у персонала. И не только посуда. Всё было в диковинку и всё воровали: красивые подносы, полотенца, бутербродные разноцветные шпажки, коктейльные палочки с парусниками, зубочистки - зонтики для коктейлей. На фарфоре была надпись «Морфлот», или «Ресторан», на посуде больших круизных судов - название самого судна. На обороте обязательно отмечено, что они - мэйд ин DDR.


В детстве, на первом этаже моего подъезда жили мои приятели - Денис и Саша, папа их работал на пассажирском судне официантом. Когда младшего, Сашку, спрашивали кем работает папа, он отвечал: «Мой папа - официант, но скоро станет капитаном». Квартира официанта дяди Олега была полна такими деликатесами, каких я не могу встретить в магазинах и сегодня. Леденцы Cavendish & Harvey, сигареты John Player Special и пластмассовая банка-коробок для каминных спичек к ним. Масло на кухне - в квадратных бутылках от виски. Компот Сашкина мама - тётя Ира нам наливала в круглые, неграненые , короткие стаканчики с логотипом «Johnny Walker».





Карманные календари Морфлота СССР (кликабельно).

Политически правильным судовладельцам казалось угощать иностранных туристов фольклором. А раз экипаж составляли советские граждане - это легко реализовывалось. В судовом киоске продавались гжель и хохлома, матрёшки, коллекционные куклы на подставочках в нацональных костюмах стран соцлагеря, сувенирные самовары, росписные деревянные ложки, янтарные бусы, дымковские глиняные игрушки.Считалось, что все иностранцы без ума от блинов с красной икрой, к ним (блинам) подавали ряженную в русский костюм шоу-программу. Мама моей соседки как раз работала певицей. После школы будущая певица тётя Надя приехала из Караганды в Измаил, и устроила личную жизнь с тогда женатым старпомом. Через несколько рейсов Пассау-Ялта-Стамбул-Пассау старпом женился на тёте Наде, которая завершила певческую карьеру и стала домохозяйкой.






Вообще любовные романы на пассажирах были обычным делом. Комфорт, который окружал на судах располагал к любви. А т.к. немецким туристам-пенсионерам по возрасту было поздно творить разврат, его устраивали наши молодые соотечественники , т.е. члены экипажа.



открытка 1981 г. т/х "Лев Толстой" . судовладелец - ЧМП, фрахтователь - Transocran Tours.

Было настоящей трагедией если мужа морячки переводили с сухогруза на пассажирское судно. Моряцкие жёны пасфлот между собой называли «блядовозками», и если мужа переводили на блядовозку, они самостоятельно отправлялись решать вопрос в отдел кадров приготовив в презент кадровичке отрез махера, и аргумет: «ну какие пассажиры, у нас трое детей».
Уже много лет как блядовозку моего детства списали, m/v 'Dunaj', она на пенсии, мои старушки - «Волга» и «Днепр», - трудятся, им - по сорок лет, «Украина» и «Молдавия» - мои одногодки, всё ещё работают на Дунае среди молодых красавиц постройки 2000-х. Где ещё такой очевидной станет блеск молодых, и нищета старых куртизанок...

блядовозки, СССР, where do i begin

Previous post Next post
Up