Про наше обучение )))
Больше для себя на память.
Оценила, насколько у ДАши было демократичное образование в школе, где она училась - все по рабочим тетрадям, никаких правил записи: считаешь хорошо - отлично, а вот эти четыре клеточки там, две здесь - все постсоветсткая школа построена на правилах оформления. Кстати, помню, что по сути наших курсовых к нам придирались не сильно, но вот по правилам написания - еще как!
С одной стороны, я ничего не имею против этих правил - детям полезно знать, что есть правила, что они разные в разных местах - для меня это про адаптивность.
А с другой... я вижу одкуда растут ноги невроза на постсоветском пространстве (или мне одной это так видится?) Что шаг влево-шаг вправо от правил - и ты уже лузер!
Что утешает, я Даше говорю, что мне все равно, какие будут оценки в школе, писать красиво и читать нужно совсем не для оценок.
Занимается сейчас Даша раза 3 в день мин по 20-30, сколько выдерживает, не считая учителя два раза в неделю по два часа - там они тоже учат всю советскую гимнастику (это как раз мне нравится) и занимаются в куда более свободной форме, чем в школе - индивидуальное обучение есть индивидуальное. Сейчас временно добавим третий раз, чтобы Даша занималась только там, а дома только отрабатывала почерк и читала. Мне сложно с ней сидеть и заниматься при еще двух бегающих и липнущих то ко мне, то к Даше галчатах. При этом Даша я сразу говорила, и учительница говорит ей то же самое - основная сложность сейчас - научиться бегло читать без ошибок и бегло красиво писать, думаю, до конца этого учебного года это получится, и тогда нагрузка резко упадет.
Пошла бы сама и сводила бы Дашу на курсы скорочтения (Юрковской советы в этом отношении мне нравятся), но в Ташкенте я не нашла, есть онлайн, но я пока не разобралась.
Расписание получается плотным - шахматы они сами попросили добавить им еще раз в неделю, теперь будет три раза. На рисование умоляют ходить три раза в неделю, но успеваем только один. На следующей неделе смотрим, как пойдет музыка - пение и основы музыкальной грамоты.
Еще у детей три раза в неделю гимнастика, и я вижу, что Даше гимнастику нужно урезать, а может, и совсем менять на танцы классические, и Тема просит танцы, буду искать, но, скорее всего, это уже с началом следующего года календарного, когда Даша уже сдаст бОльшую часть предметов онлайн. Оба просят спортивную акробатику, на следующей неделе еду смотреть.
На гимнастике их просят каждый день обоих - данные-данные!, но я вижу, что Теме чаще не нужно, а Даше это и вовсе временное решение, хотя спине ее стало сильно лучше. Особенно на спине хорошо сказалось то, что забрала ее из школы :)))
Временем я жонглирую отчаянно, но гибко - иногда вижу, что нужно дать передых.
Что самое радостное, что даже при таком, казалось бы, загруженном расписании - у них много времени на игры и общение друг с другом, как минимум, а сейчас все устаканим и разгребем пару экзаменов, и будем еще и с друзьями встречаться. Много катаются на самокатах и велосипедах, гуляем, рисуем - сегодня после занятий пообедали с Дашей в вегкафе и пошли в Экопарк, уселись под деревом и там рисовали на пару около часа. Даше явно необходимо индивидуальное общение со мной, Чулпан его получает в силу возраста и безхитростности, Тема берет напором, а Даше это нужно выстраивать, вписывать в расписание мне - общение наедине. Она от этого расслабляется и выдыхает хорошо, но это тема отдельной записи.
Школа оказалась совсем не такой сложной - моя паника резко спала, когда я распечатала все задания по всем предметам - для года это не особая и нагрузка, но учительница наша стонет, что ах, мы отстаем!!! Но при ее требованиях к почерку, правилам и записям - это неудивительно :))
На следующей неделе хочу потренировать первый экзамен на английском. Для Даши второй класс школы оказался проще простого, но сам ее английский стал резко падать, и я жду ответа от препода native-speaker, чтобы начать занятия с Дашей, Темой, может быть и Чулпан на уровне "this is an apple", и я сама бы занималась бы мин по 20 и брала бы задания - резко теряю чувство языка, практически не разговаривю и мало читаю, недовольна. При этом по школьной программе я вижу, что знание правил вообще не гарантирует хорошего языка, впрочем, как и русским - везде навык и чутье. Все одно и тоже везде.
Тема стал заниматься с логопедом, чудесная женщина, с потрясающим контактом с детьми, с каждым общий язык, мне нравится находить именно таких учителей - которые находят свою линию поведения с ребенком, при этом достаточно требовательны и ласковы одновременно. Тема влюблен и восторжен, с первого занятия стал рычать, дело за "л" и "в" - скажи слово "лава" - "Лала". Но и это дело быстрое6 заверила меня логопед. Заниматься с ним собирается весь учебный год, уже отзанимались неделю каждый день 5 раз в неделю по часу. Темка не устает, очень расстраивается, если занятие вдруг отменяется, как сегодня.
Я совершила первую часть подвига - сказала оставить детям по три игрушки, остальные в мешок и убрала. Потихоньку буду потом перетряхивать, и уже понятно, что почти ничего из мешков в дом не вернется. Без игрушек в доступе они без конца с книгами, с пластилином и краскми - да, это именно то, о чем мечтают родители, самообучающиеся дети! )) По книгам учатся много и с удовольствием сами - как лепить из пластилина, мне обещали книги по оригами простые и уже подарили листики красивые.
Вроде бы учатся много, но время на все хватает, конечно, благодаря бабушкам-дедушкам. Свекровь приезжает играть с младшей, пока я вожу Дашу на занятия, и Тему в дни дашины тоже я завожу заодно и забираю. Моих родителей я попросила осваивать с детьми "Окружающий мир" - по нему экзамен назначен на 1е ноября, но это именно то, с чем Даша знакома очень поверхностно. Папа мой занимается космосом и сходими темами, мама - флорой и фауной, что вызывает и у бабушки, и у детей большой восторг (в отличие от меня).
Я рада, что тупых развлечений и пустого времяпрепровождения стало меньше, точнее, его не стало, а было много: как бы мне отдохнуть от детей, как бы им отдохнуть от занятий, которые не нравятся, такой тупой оттяг в нашей жизни присутствовал. Сейчас все как-то получило свой вектор, возможно, потому что не устаем и нет принуждения - гуляем ли, готовлю ли я - все тема для общения и освоения. В этом процессе неожиданно открылось удовольствие и для меня, и для всех участвующих сторон. Мульфильмы тепреь - редкая роскошь, и они сами уже не так их смотрят, а вот книжный парк пора обновлять, мы почти все прочитали из имеющегося. У кого есть рекомендации на возраст от 3 до 10 - буду очень рада!
У нас все неидеально (это есть вдруг захочется позавидовать). Но младшая подросла - стало сильно легче. Второе - очень важное, удалось объяснить старшему поколению и получить согласие, что мы преследуем общую цель - воспитание детей, и что воспитание идет в общем ключе, и что предъявлять мне претензии по поводу их незанятий или невоспитания, а самим не участвовать - плохой вариант.
Самое главное в этом, наверное, что я расслабилась. Нет никакой жесткой линии партии, есть программа, которую нужно освоить и то, что детям интересно помимо, и что из этого мы можем им предоставить. Из такого набора сухофруктов и варится наш компот - что-то меняем, что-то добавляем, что-то выкидываем - находим вкус на сезон, на день, по обстоятельствам.
Еще мы живем в Ташкенте, тут проще, многое сильно проще, в частности, дорога. Не знаю, что было бы, будь мы в Москве, но тогда было бы что-то другое, не хуже точно, просто другое.
Если и есть "скидки" ради такого графика - это еда, она стала проще, но не хуже. Раньше я на ужин готовила 4-5 блюд, теперь 2-3, потому что дети, к сожалению, не едят наши вкусности, но ужин вроде гренки+сыр+салат теперь здравая норма. И да, у меня есть помощница по хозяйству несколько раз в неделю на несколько часов, она же отвозит иногда детей на занятия и гуляет с ними, одной это невозможно. Кстати, с выносом игрушек из дома убираться нужно в разы меньше, беспорядка почти нет, и детям легче убирать за собой. Никаких готовых рецептов, конечно, но мы этого очень хотели и вроде как нашли.
У меня ощущение, что много лет я вымешивала по кирпичику и была в поисках подходящего чертежа, и вот, наконец, сваленные в кучу кирпичи стали оформляться во что-то видимое и реальное - но при этом это многолетний путь и долгий поиск, не всегда легкий, в котором было много отчаяния и ощущения, что все впустую.