По традиции подробный рассказ об отпуске без фотографий.
1 день - полет был довольно мучительным, хотя орущих детей не было и я посмотрела 2 фильма: Парк юрского периода и 8 подруг Оушена, оба мне понравились, конечно же.
По прилету мы стояли в бесконечной очереди, где с нас снимали отпечатки лица и пальцев, затем очень быстро получили свой JRпасс и поехали в Киото. Шел дождь, было пасмурно и печально.
Киото встретил нас теплым вечером и до предела умилительным районом нашего отеля, в котором старого образца одноэтажные домики, канал, мостики, лягушки квакают, стрекочат какие-то кузнечики, +22 и очень хочется есть. В поисках лапши (а ничего другого мы не хотели) мы обошли половину Киото (ну ладно-ладно, наш район Гийон) оживлённую улицу района, изучили все кофейни и каждую забегаловку и поняли, что японцы очень любят макдак, старбакс и европейскую еду на каждом шагу. Но лапши не нашли и божемой как низко я пала, поели в американском Вендисе (но бургер был что надо). На этой главной улице продавали странные белые шарики на палочках, которые жарили на решетке и за ними стояла длинная очередь. Очередь, Карл! Но фото!!! Ни! Гласила истеричная надпись и женщина так же истерично орала при виде фотоаппарата. Мы не рискнули и пошли дальше, гадая, что это. Похоже на сало. Ведь не может быть сало?
В нашем отеле есть все: зонтики напрокат (говорят, что такие прозрачные зонтики дают по всему городу и вернуть их тоже модно где угодно, просто поставить и все), микроволновка, чай и кофе, массажные кресла, стиральная машина. И это все бесплатно. В номере холодильник, фен, тапки, халаты, косметологическое зеркало, ДВА больших шкафа и умный унитаз.
День растянулся на 36 часов и мы решили выспаться без будильника.
2 день - но недооценили возможности организма спать и с трудом открыли глаза только в час дня. Зато солнце во все небо и +22. Короткий выдался денек, ведь еще мы не учли, что в 17-00 уже темнеет. Сначала мы с вечерним же везением искали, где позавтракать, и в итоге все кончилось Старбаком, успели прогуляться в ближнем парке Маруяма с впечатляющими воротами, увидеть кучу буддистских построек и пагод, позвонить неизвестно зачем в колокола (надеюсь, ради исполнения желаний), при этом надо кланяться два раза и дважды хлопать в ладоши, вылезти в другой парк к очень красивым золотым воротам наверху лестницы и кладбищу (там при входе стоят ведра и метелки для уборки, афигеть сервис), над нами летали вороны и кричали по-японски (серьезно, у них вороны кричат иначе), закатывалось солнце, люди рассосались куда-то и было очень антуражно.
Вечером прошлись по историческому району гейш в поисках знаменитой среди трипадвайзера пельменной, в которую стояла очередь и надо было записываться в лист ожидания (мы это сделали и были вознаграждены вкусными дешевыми пельменями с разными невиданными начинками), карты не принимают, зашли в магазин прикольной японской чухни и там вволю наржались, глядя на бананы-пеналы и мохнатые чехлы для телефонов, пошли домой другой дорогой и не обнаружили ничего интересного, кроме магазина цветов, работающего с 00 до 25. )))
3 день - святилище Фусими Инари, где знаменитый туннель «Тысяча тории» из красных торий-то есть ворот. Эти тории оплатили и поставили люди, которые приходили в святилище помолиться об успехе в делах. Около 10 000 тории. Божеством святилища считается Инари, а посланцами - лисы. Поэтому на всех воротах сидят лисички и держат в зубах ключи, снопы колосков и прочее что подобрали. Это бог (или богиня) процветания в делах и богатого урожая. Считается, что он дарует безопасность семьи, успех в делах, безопасность на дорогах и удачу в искусствах. Все это, конечно, очень хорошо и красиво, особенно когда на ворота падает солнце и ты стоишь будто бы в сияющем оранжевом коридоре. Однако очень много людей и чтобы «сфоткай типа я тут один» надо проявить смекалку и адское терпение. И очень много ступеней, перемежающихся маленькими поилочками, алтарями и сувенирными магазинами, где продавали миллион амулетов, миниворота, на которых можно написать молитву или просьбу и потом повесить на специальное место, и лисичек. Но ступени, о, эти бесконечные ступени... на которых в итоге моя нога все-таки сдалась и до вершины мы не дошли, свернули вниз, долго тараканились по лесу, встретили японских рабочих и странного жука, вышли в потрясающе интересный японский бедный район (может, и не бедный), где время будто остановилось на аграрной стадии развития и дома выглядели как из 18 века. Ну ладно, из 19. Я обожаю лазить по таким условным трущобам. Все было совсем другое, чем в Европе.
Но мне не хватило купленных лисичек и по пути обратно к магазинам нас случайно плавно впихнули в Тофукуджи: тоже с кучей пагод и закрытых храмов, но главное - там был парк и красные клены, разноуровневые дорожки и мосты, сад камней и все это очень красиво. Желтое накладывается на зеленое, а сверху ярко- красное и багряное. Могу себе представить, как это может потрясти, когда красными станут вообще все деревья. Далее мы заглядывали в каждый дворик и каждый был милый и ухоженный, с мхами или красиво подстриженными деревьями, что нас и погубило, так как в одном из двориков нас снова ловко впихнули в храм с садом камней за 300 йен, ну мы хотя бы посмотрели на внутреннее убранство пустых комнат с циновками и молельни с подушечками перед Буддой, а потом упорно полчаса медитировали на довольно красивый сад с красными кленами на заднем плане, потому что что не пропадать же зря 300 йенам.
В финале дня я купила еще лисичек, мы поели невкусной лапши, уехали в свой район, где бездарно потратили время на рынке и плодотворно в магазине украшений. 2 пары японских сережек!
Вечер снова закончился на бесплатных массажных креслах, от них есть толк. Ноги и спина болят ужасно.
4 день - отважно отправились пешком в императорский дворец, имея на руках информацию, что туда надо как-то заранее записываться. Вход в него шел со стороны парка и в парке нас настиг апогей боли в спине, поэтому мы легли на скамейку на солнце и долго так лежали, впитывая силу японской земли. + 25. Штоб нам такой ноябрь. Встали абсолютно здоровые и просветленные. Парк прекрасен, огромный, просторный, с золотыми и красными деревьями, ухоженнный и подметенный. Мало людей, аж уходить не хотелось. Дворец оказался бесплатным и свободным, мы сразу вошли без записи, территория состоит из нескольких построек, все стены - это раздвижные двери, внутрь не пускают, но сделаны прозрачные окна и видно, что комнаты пусты и застланы циновками, по стенам бледные росписи спящих серых воробьев для жилых помещений и яркие цветные для приемов. Постройки все с типичными крышами, в императорской - красивые двери с золотыми рисунками и выход в сад. Сад офигенный, туда не пускают, но умиротворяюще прекрасно смотреть на гладь пруда, толстых красных рыб, аккуратные деревья всех осенних цветов разом и мшистые камни. Дзен подкрадывается прямо на каждом шагу, особенно потому что жарко и мало людей. (Вспомнила императорский дворец в Бангкоке).
Наполненные величием, мы вышли в город, рассуждая почему-то об английской короне и монархии, встретили англиканскую церковь, поели очень вкусно угря с рисом и дошли до....
Второй достопримечательности дня: замок Нидзо. Вот это круть! Самая красивая достопримечательность Киото. Внутри водят по кругу мимо пустых комнат с циновками и бумажными росписями стен, комната с сакурами, комната с тиграми, с цаплями на голых ветках как из японских сказок, читанных в детстве, вороны на зеленых деревьях, на резном деревянном потолке яркие синие цветы. Мы даже сделали два круга, потому что росписи на стенах очень впечатляют. К сожалению, фоткать нельзя, вежливо следят.
Тут мы случайно прочитали, что сейчас после 17-30 проходит в замке фестиваль света и запомнили это.
Еще в первый день нас посетила мысль, что зачем же и платить 4 тыс за кимоно в аренду, когда за 5-6 его можно купить себе насовсем. А визу-то мне дали трехлетнюю. Поэтому вечером мы пошли к нам на рынок и примерно два часа выбирали кимоно. Полдела кимоно, две веревочки к нему, но пояс - тот еще гемор. В итоге купили облегченный вариант пояса, ибо на полный вариант с подушкой и канатом денег стало жалко. Потом я пошла в павильон, где за 780 йен дают напиток и полчаса обнимашек с десятком бенгальских кошек и котов. Кошки совершенно офигели от скуки, поэтому с радостью залезли ко мне в рюкзак и играли в мячик.
Незаметно пришло время ужина и очередного поиска местного колорита. Набрели на довольно убогого вида сушильню с пятью столами и незнанием английского, нас втиснули на стойку между людьми, дали меню из десяти позиций и бокал пива. Таких вкусных сушей с такими огромными кусками рыбы я не ела еще! Дорого, но вкусно. Даже рис был вкусный, даже соевый соус. И прямо на 100% колоритно, тем более, что готовят прямо перед носом и весь процесс как под лупой.
А потом мы снова увидели жарящих белые шары сала (?) и тут я уж мимо не прошла! Отважно сказав: одну штуку, затаив дыхание, мы стали ждать, что же нам принесут. А принесли нам перевязанный ленточкой кулечек. В кулечке лежало что-то сладкое, что оказалось горячими жареными рисовыми шариками на палочке, в сиропе из меда. Очень вкусно!!!! Очень!
5 день - накрасившись от души и надев обновки, мы примерно полчаса пытались завязать пояс с помощью ютьюба, плюнули и пошли вниз будить генетическую память ресепшионистки. К счастью, она смело взялась и быстро навязала нам немного кривых, но вполне правдоподобных бантов. Ослепительно красивые и гордые мы вышли на улицу фоткаться у каждой хижины и клена и вскоре поняли всю тяжесть жизни японской тетки. Даже в ноябре в кимоно очень жарко ходить по бесконечным лестницам храмов и улицам вверх-вниз. Тем не менее мы вынесли все, пешком дошли до храма Киемидзу-дера, где на красивой смотровой площадке толпилось стомиллионов человек, ещё столько же у трех источников за долголетие, любовь или успех в делах, а также у камней любви. Насчет источников: выпить надо только из одного, а то за жадность боги ничего не дадут, но засада в том, что они не подписаны или подписаны незаметно на японском, так что я не знаю, откуда я выпила. И надо только один глоток, а то опять же отнимут. Чего теперь мне дадут, не знаю, наверное, ничего. Очередь стоит большая, японцы вообще любят встать организованно в очередь везде. И люди не читали русский инет, потому что пили отовсюду и помногу. 😳😜
Еще есть два камня любви, между ними надо не просто пройти, а с закрытыми глазами, тогда будет счастье с любимым. А это метров 50, заполненных беспардонными китайцами. Ну и мы прошли цепочкой за какими-то экскурсоводами, которые всех китайцев разогнали :)
Но очень много людей. Плюс жара. Плюс на горе. Серьезное испытание, которое мы заели мороженым с зеленым чаем (мочой), довольно невкусно.
Затем на двух автобусах доехали до Золотого павильона, где чуть не удавились в толпе, здесь было двестимиллионов китайцев и японских детей экскурсиями. Так много людей не было нигде, сфоткаться настоящая проблема, рассмотреть золотой павильон тоже. Ни о каком дзене мы не говорим. А павильон красивый, правильно стоит, гладкое озеро перед ним, а вокруг красные и желтые деревья, очень уютные тропинки, где ни встань, золото сверкает через ветки и все это до одури романтично, здесь больше всего чувствовался сезон момидзи, встречались аж горящие алым деревья, фотоаппарат не может передать. Эх, убрать бы оттуда народ...
В магазине бабушка продавец заботливо поправила нам кимоно. Мы прошли районы с маленькими и уютными домами, спальные кварталы без намека на кафе. Совсем не похоже на европейские.
Голод был так силен, что победил здравый смысл, и мы осели в первой попавшейся прилично выглядящей едальне. Это оказалось окономияки, японская пицца по рецепту «бери что есть в холодильнике и кидай в тесто». Вообще совершенно не говорили по-английски, но еда была - ум отьешь. Креветки с грибами в умопомрачительном соусе, пицца с яйцом, беконом и чертзнаетчем, но тесто явно на кабачках. И опять «онли кэш».
Затем мы из последних сил двинули снова в замок Нидзо смотреть на местный фестиваль света «обнаженные цветы». Цену заломили нехило 1200 йен, но оказалось японцы и правда дело фейерверков и световых шоу знают. В этом году я не смогла посмотреть на Большой театр из-за погоды, и вот мне додали зрелищ. Лазерные трансляции под японскую музыку на воротах, таинственно освещенные дорожки с деревьями, впечатляет, когда красной подсветкой усиливают покраснение кленов, интересно сделанная лазерными лучами книга с переворачивающимися страницами, с которых слетали бабочки, но гвоздь программы - интерактивные павильоны: большие цветы и одуванчики, с которых летят лепестки, когда подходишь и дунешь, листья под ногами, которые разлетаются, когда на них наступаешь, снопы колосьев, качающиеся на ветру. Все это лазерные проекции. Очень здорово! Японцам пятёрка. 👍
Потом час брели до дома и пришли полумертвые. В центре многоэтажек мы в кимоно были экзотичны, прохожие пялились на нас и улыбались. Надеюсь, от умиления, а не потому что неправильно завязан бант.
6 день - мудро проспали весь утренний ливень и поехали в Нару. 45 минут на местной электричке. Обожаю сидеть у окошка и смотреть сверху из электрички на жилые кварталы. Попадались почти европейские коттеджи. В Наре самое главное - это парк с оленями. То есть в нем вообще-то самая большая деревянная постройка храм Тодайджи и самая высокая статуя Будды, но олени это все с легкостью переплюнули. Они там начинаются еще до парка, маленькие и милые, с большими трогательными глазами, рожки почти у всех сброшены, перед тем, как дать им еду, ты им кланяешься и они в ответ тоже тебе кланяются, это очень смешно. Вообще они достаточно деликатные, знают, что если уйдет этот человек, придет другой с печеньем. Но попадаются особо энергичные, которые пытаются зажевать твою кофту, цапнуть за палец или идут следом и пинают тебя в задницу «куда понесла еду?». Некоторые прыгают за кусочек. Некоторые не дают себя погладить, пока не дашь им печеньку. Они очень мягкие и шелковистые, как кошки. На время, когда играешь с животным, будь то кошка или олень, становишься беззаботным счастливым человеком. За кормлением, глажкой и игрой не замечаешь, как добираешься до храма и вместе с толпой китайцев и японцев заходишь через огромные ворота к Будде. Храм действительно поражает своими размерами, если вспомнить, что он деревянный. В нем есть крошечная арка в деревянной колонне, если пролезешь через нее, то желание сбудется. Стоит очередь и все снимают друг друга, периодически застревая, я тоже полезла, а что делать, но было сложно. Сколько я уже этих арок пролезла, монеток кинула, потерла, подула и потрогала.... где же немеряное бабло вечное счастье.
Потом, как водится, золотые пагоды, красные ворота, колокольчики, фонарики и прочее, предназначения которых мы не знаем. И ступеньки, мать их. Все красиво, атмосферно, другая культура, припорошенная сверху красным и золотым.
Но к 5 часам пришлось вернуться к музею, потому что сдуру по незнанию мы купили билеты в музей, думая, что это в парк. Пришлось идти смотреть коллекции. В музей стояла очередь, за билетами тоже очередь, ну думаем, сейчас что-то клевое увидим, инкрустированные шкатулки, золото и бриллианты... Как же! Толпы китайцев облепливают каждый экспонат, а когда удается пробиться к нему, ты видишь стоптанные когда-то бывшие расписными тапочки или куски костюма, или ленты, а то бесконечные исписанные папирусы. Шкатулочка с перламутром была только одна! Причем эти хорошие люди редко пишут год появления изделия. В недоумении мы вышли в начавшийся снова дождь, но вовремя поняли, что билет распространяется еще на один музей, буддитской скульптуры, и там наше эстетическое чувство было полностью удовлетворено. Не забыть почитать про богиню Каннон.
Отказавшись ужинать в музейном кафе дорого и невкусно, мы немного поблуждали в поисках еды под дождем, потом в ТЦ присели в темпурную, за стойку, где наблюдали, как повара меланхолично втыкают в кипящее масло, где жарят разных креветок, напились сакэ, наелись угря и темпуры, дорого, я ничего особо от ТЦ не ждала, но оказалось очень вкусно, физическое чувство было тоже удовлетворено и со спокойной душой мы уехали в Киото, не купив даже магнитик.
7 день - день бесцельных прогулок по нашему району, надели кимоно (сами справились с поясом довольно прилично, хотя и с пятого захода) и пошли куда глаза глядят. Куда не пойди в Киото, попадешь в храм, а там непременно парк. Храм Daigoku den как обычно оранжевый, в парк вход платный и я еще думала, платить ли 600 йен. А парк оказался большим и офигенным, как все парки тут : D с прудом, камнями и живописными тропинками, на мосту снимали свадьбу, но самая главная заметка на будущее: здесь будет крутая сакура, ее очень много и ветки навиты на каркасы, получатся коридоры и беседки из цветков, должно быть потрясающе красиво.
Потом мы набрели на канал, где цвели большие деревья, похожие на магнолии, а за ними стояли желтые и красные клены, ум потеряешь с такой осенью.
Потом еще один парк за 1000 йен, в котором было самое больше количество ярких красных деревьев, каждое как специальная площадка для фотосессии, чем и занимались сотни людей в кимоно, богато украшенные золотом храмы Будды, нагретые солнцем деревянные помосты для отдыха и медитации, специальная осенняя выставка с картинами, росписями по шелку и прочей красотой, лучше всего здесь была картина «цветок Лотоса в аду». Фоткать у них везде нельзя, достали прям, а как я все это запомню.
Поели в типичном японском заведении, где надо сидеть на полу- неудобно. Жареные сардины и мисо-суп. Неплохо!
Вечерним поездом отбыли в Токио, чтобы уложиться в недельный проездной.
Пока, Киото! Ты мне очень-очень понравился, надеюсь, мы еще встретимся! Я очень хочу свидание длиной в недельку в сезон сакуры. Все дни было +24, солнце, теплейшие вечера без ветра и много-много новых позитивных впечатлений. Клен возле нашего отеля за неделю покраснел почти целиком. Всем советую срочно ехать в Киото, через неделю тут будет все поголовно в красных кленах и это ПРЕКРАСНО.
За первую неделю Японии выяснено, что много где не берут карты: в едальнях маленького размера или нетуристических местах, во всех храмах, сувенирных лавках и некоторых музеях. Зато туалеты везде поголовно с таким пультом управления, что не помещается в один взгляд. Японцы всегда стоят в культурной очереди. Народу много, но нет ощущения, что тебе мешают (если это не китайские туристы). Куча людей ходят в медицинских масках. В автобусе вход через среднюю дверь, а выход через переднюю и платишь при выходе. Берут и подают все двумя руками - это правда. Все время все кланяются - это тоже правда. Разговаривают и ведут себя тихо и сдержанно. Родители довольно молодые в основном. Дети милые, красивых людей немного. Одеваются японцы в Киото просто п***ц: старомодно, странно, просто плохо и убого, в стиле «обмазался медом, залез в прабабушкин сундук, что налипло, в том и вылез», вообще никто не заморачивается на модной или красивой одежде, как и на маникюре, или божеупаси на каблуках, зато у всех красивые волосы :) черные и густые. Мусорки дело редкое, но чисто, куда они кидают мусор - загадка. В поезде все аккуратно возвращают откинутые кресла на место. Фаворит уличной еды - вареная репа. Буэ. Мужчины тоже надевают кимоно и гуляют вместе с со своими девушками, вот это молодцы. И в храмах надо снимать обувь, что безусловно дает отдохнуть в +25, когда ты в кедах целый день. Я научилась правильно есть мисо-суп и суши. )))))
На улицах людей с европейской внешностью довольно немного, а в кимоно, мне кажется, я одна была со светлым волосами и не узкими глазами.
В скоростном поезде синкансен нет подставочек для ног! Сидение откидывается почти до положения лежа. Туалет невиданного размера, хоть танцуй и тоже очень умный. А самый прикол: есть отдельная раковина с большим зеркалом, которая зашторивается и получается типа закрытой ниши, можно не теряя времени сделать в поезде макияж и прическу не у всех на глазах. Иииии. Оооооо. 22 век.
А еще парадокс, вот вроде смотрела я два корейских сериала в своей жизни, а сейчас я в Японии, тем не менее у меня ощущение, что я в этих сериалах. Везде лица как из тех сериалов. Как так? Ведь внешности-то разные должны быть у этих народов.
Приеду - первым делом скачаю сериал японский. Ну или корейский, один хрен.
Оригато за внимание!