Sep 17, 2014 16:05
Матерный язык, матерная ругань, матерщина, неприличная, оскорбительная брань, сквернословие, наиболее грубая, обсценная разновидность ненормативной лексики (термины из словарей).
Да, я не матерюсь и не люблю, когда это делают другие. Причем последние полгода, когда нецензурную лексику в связи с известными событиями начали употреблять практически все приличные люди, ничего не изменили в моих ощущениях. Пожалуй, следует разобраться в этом и обозначить если не для других, то хотя бы для самого себя.
Может, я сноб, чистоплюй? Может, мне нравится быть не таким, как остальные, и свысока поглядывать по сторонам: «Вот вы пошляки, а я нет»? Признаюсь честно: есть немного. Но совсем немного.
Дело в том, что однажды сорок лет назад я служил в армии. И все два года слышал мат. Не просто слышал: говорил им, думал. Как каждый, кто попадает в агрессивную среду и вынужден как-то притворяться своим. Затем армия кончилась, надо было жить, работать, общаться и влюбляться. Тут я обнаружил, что моя лексика, как наружная, так и внутренняя, страшно мешает. И даже не в том дело, что было противно, я ведь привык. А в том, что я работал художником, а не рабочим. Кроме того, одним это (признаю!) идет, а другим... Ну, вы посмотрите на меня тогдашнего. Юноша с одухотворенным взглядом, романтическим выражением лица и общей рассеянностью в поведении.
Поэтому я постепенно отвык и говорить ненормативно, и даже думать. За исключением редких случаев попадания молотком по пальцу, мне это удалось. Ну а это все равно что бросить курить: однажды приложишь усилие - и потом свободен, но дыма и курильщиков избегаешь.
Позже, когда моей профессией стали не кисти, трафареты и краски, а слова, появился еще один важный аргумент. Я искренне уверен, что матерщина - путь наименьшего сопротивления. Самое первое и легкое, что приходит в голову по поводу событий или людей, достойных гнева. Но так могут все. А я, если называю себя писателем, обязан находить слова, которые не лежат на поверхности, но обозначают примерно то же, вызывают нужную реакцию у читателя. Очень просто сделать персонажа недогадливым, медлительным и глуповатым в начале, и сообразительным/хитроумным в конце, чтобы он всех победил, добился своего. Сложнее описать сразу умного, но чтобы все равно были необходимые препятствия. Тогда это интересно.
В самом крайнем случае выругаться может мой персонаж, и то не трехэтажным, а так, в лайт-версии. А от меня вы мата не услышите. И пусть все взрослые люди поступают как хотят, пусть матерятся, если иначе не могут. Но для себя я имею право решить следующее: мне неприятны тексты с нецензурной лексикой, и читать их, если они важны для меня, я смогу лишь краями глаз.
философское