Оригинал взят у
ngasanova в
Памятники Баку, бывшие и настоящие Памятники Баку Композиция "Бахрам-Гур"
Это памятник, который имеет также отношение к поэту Низами Гянджеви, как представленный предыдущий.
Один из самых любимых памятников мною в Баку. Может потому, что установлен уже давно и стал
олицетворять город, а может потому что место, где он стоит не такое людное, и памятник как будто
в одиночестве со своими мыслями живет отдельной жизнью. Во всяком случае, каждый раз пройти мимо
него и не рассмотреть вновь трудно, он не из тех , мимо которых ходит масса народа и уже перестает
даже замечать.
Композиция "Бахрам-Гур" представляет сюжет из поэмы Низами "Семь красавиц".
Скульптура сказочного героя, борющегося с драконом, установлена в центре фонтана. Памятник
символизирует победу добра над злом, так как дракон в восточной мифологии был символом зла.
В советское время, когда повсеместно устанавливались скульптуры вождям мирового пролетариата и,
сделанные по трафаретам гипсовые девушки с веслом, рабочие и колхозницы, появление столь
аллегорической композиции было сопряжено с большими трудностями. Лишь благодаря тогдашнему мэру
Алишу Лемберанскому "Бахрам-Гум" занял достойное место в украшении города.
Когда трое студентов- скульпторов - Горхмаз Суджаддинов, Альберт Мустафаев и Аслан Рустамов
решили принять участие в конкурсе на оформительское улучшение Баку, они и думать не смели об
успехе. Неожиданно их проект понравился. Друзья, из-за нехватки времени, списали облик сказочного
героя с Альберта. Этот памятник, высотою в 4,6 метров, отличается от других памятников
композиционной динамикой, он один из первых памятников в Баку, отлитый из бронзы.
Бахрам-Гур являлся исторической личностью и был 14 шахом сасанидской династии. Он отличался
своей храбростью и справедливостью. В 439 году шах был убит в результате переворота своими
придворными. Его имя долгое время было окутано легендами. Несколько веков спустя, в XII веке,
великий азербайджанский поэт Низами сделал Бахрам-Гура главным героем своей поэмы
"Семь красавиц", известной также как "Бахрамнаме".
Установлен в 1958 году на проспекте Нефтчилер, у станции Бакинского фуникулера.
Скульпторы Г.Суджединов, А.Мустафаев, Д.Рустамов, архитектор В.Шульгин.
Счастливо на трон Ирана шах Бахрам взошел,
Совершенством и величьем озарил престол.
На семи златых подножьях трон его стоял,
Поясом с семью значками стан он повязал.
Был венец двуцветный Чина на кудрях его,
Из парчи кафтан румийский на плечах его.
Он добром с пределов Рума подати взимал,
Благом он с хакана Чина обложенье брал.
Он законы правосудья учредил в стране,
Злобу покарал, а правду наградил вдвойне.
Справедливых и гонимых сам он ограждал,
Угнетателей унизил, алчных покарал.
И ключом к замку печалей стал его дворец,
Благоденствие настало в царстве наконец.
Государство процветало, обретя покой,
И при нем дышать свободно стал народ простой.
Овцы множились, богатый расплодился скот,
На полях лилось живое изобилье вод.
Всякий плод пошел обильно на деревьях зреть,
Чистым золотом монеты начали звенеть.
Шах Бахрам вникал повсюду сам во все дела;
Если видел зло, искал он тайный корень зла.
И последовали шаху все князья земли,
И окраины Ирана также расцвели.
Все, что глохло в запустенье в дни его отца,
Расцвело и разрешилось у его дворца.
Стражи кладов и владельцы замков крепостных
Крепости ему вручили и ключи от них.
Дневники приказов свыше каждый обновлял,
Каждый жизнь свою на службу шаху отдавал...
Шах делами государства окружал себя,
Подданным добра желая, утруждал себя.
Разоренные хозяйства вновь обогатил,
Беглецов в родное лоно лаской возвратил.
Он овец своих от волка злого защитил,
Сокола своею властью с голубем сдружил.
Оболыценья старой смуты он изгнал навек,
Хищничество, лихоимство всякое пресек.
Сокрушил, разбил опоры он врагов своих.
Поддержал друзей надежных он в делах мирских
Человечность он законом для себя избрал.
«Лучше благо, чем обида», - людям он сказал.
«Оскорбленье унижает. Лучше убивать
Ненавистников, но душу их не оскорблять.
Лучше смерть, чем оскорбленье. Коль нельзя простит!
Нераскаянных злодеев, лучше уж казнить.
И бичи и униженье - гибели лютей».
Справедливостью своею он привлек людей.
Был он щедр. И по величью духа своего
Не оставил без вниманья в царстве никого.
Видел он: лишь пыль печали, скорби и забот
Древняя обитель праха мудрому несет.
Но душой своей в печали не поник Бахрам,
Предался веселью, неге, ласкам и пирам.
Да, в непрочности вселенной убедился он,
И душою в наслажденья погрузился он.
Он лишь день один в неделю отдавал делам.
Шесть же дней - любви и неге отдавал Бахрам.
Без любви теперь не мог он даже дня дышать,
В ворота любви стучал он. Как же не стучать?
Есть ли смертный, что любовью не был бы пленен?
Кто лишен любви, ты скажешь, жизни тот лишен.
И любви провозгласил он в мире торжество,
И четы влюбленных стали свитою его.
Жизнь беспечно принимал он - с чистою душой,
Правосудье совершал он - с чистою душой.
При Бахраме не в почете были плеть и меч.
А в казну богатство стало отовсюду течь.
Стал Аджам, как плодоносный сад в цвету ветвей,
А Бахрам, как солнце, лаской одарял людей.
То, что явно властелину, не понять рабу,
Уповал завистник алчный все же на судьбу.
Но погибнет тот, кто бога вечного забыл,
Тот, кто в сердце состраданье к людям истребил.
И всегда, когда нечестье низкие творят
И за свой достаток бога не благодарят,
То в конце концов богатство их скудеть начнет,
Будут их пытать железо, пламя, кровь и пот.
Низами Гянджеви.