"И НА СМЕРТЬ РОКОМ ОБРЕЧЕН..."

Apr 02, 2011 23:16

Как и всегда в подобных случаях, всё началось с родителей и книг.
...Как-то в 60-х Папа принёс в сетке (да-да, в той самой советской сетке с крупными ячейками), помимо традиционного ("сзарплатного") большого бумажного кулька, в котором лежали 5-6 сортов любимых вкуснейших шоколадных конфет
- три больших книги - две потоньше, и одну - просто огромную. На цветных обложках книг было написано - "Евгений Федоров. Каменный Пояс". К тому времени книги для меня были уже ничуть не менее интересны, чем конфеты, и я тут же раскрыла первую из них, при этом выхватив из кулька первую попавшуюся шоколадку.
...Книга, как всегда, бывшая мне явно "не по возрасту", захватила меня настолько, что я её впоследствии перечитывала много раз - и некоторые персонажи вызвали, как всё необычное и красивое, большой интерес. И среди них - вот этот эпизод:
"...Внезапно среди очаровательных головок, как царственная лебедь, мимо Павла Николаевича проплыла высокая стройная красавица, слегка склонив лицо, озаренное большими темными глазами. Демидов остолбенел. Он не мог оторвать взора от мраморных плеч, от сияния чудесных глаз. Девушка прошла величаво, не опуская взора, не смущаясь блеском бала, и своей спокойной ослепительной красотой пленила Демидова.
- Кто это? - взволнованно шепнул он хозяину.
- Аврора Карловна Шернваль! - восторженно отозвался тот. - Не торопитесь, я должен вас предупредить: эта дева божественная, но и роковая... Она была помолвлена в Санкт-Петербурге, и перед самой свадьбой жених оставил ее вдовой! Красавица приехала сюда, в Москву, к сестре Эмилии. Когда сердце ее излечилось от раны, она готовилась вступить в брак с полковником Мухановым - другом Баратынского, и вот печаль - опять жених до свадьбы умер! Рок, тяжелый рок тяготеет над сей красавицей!.."

...Образ фатальной красавицы ещё раз мелькнул в какой-то второстепенной книге 70-х годов - там было несколько строчек о том, что какой-то уже почти современный поэт влюбился в портрет Авроры Демидовой, начал писать о ней поэму - и, не дописав, умер загадочной смертью. Роковая Аврора заинтересовала меня, с детства неравнодушную ко всему загадочному, еще более. Позднее, в беседе с моей самарской старшей подругой, незабвенной Л.В.(о ней я писала ранее в посте о Клео де Мерод), бывшей для меня просто живой историей театральной, литературной и художественной жизни старой Самары (и не только Самары) снова проскользнуло имя поэта, Георгия Маслова - Л.В. была лично знакома с его женой, известной в начале прошлого века поэтессой Еленой Тагер(Анной Регатт). Опять говорилось о портрете, поэме и безвременной смерти поэта, как и других, влюблённых в роковую красавицу.

...А потом я увидела и сам этот портрет - работы Карла Брюллова, в небольшой книжке, посвященной его творчеству






...1 августа 1808 г. в городке Бьёрнеборг (нынешнее Пори в Финляндии) в самый разгар русско-шведской войны, после которой Финляндия присоединилась к России, в семье финских дворян шведского происхождения - Карла-Юхана Шернваля и Евы-Густавы фон Виллебранд родилась дочь. При крещении девочку назвали Ева-Аврора-Шарлотта.



Бьернеборг (Пори). Старинная фотография.

"

По словам Я. К. Грота, г-жа Шернваль была дамой, которой «мало подобных, не столько по приятной наружности, сколько по восхитительному обращению и младенческой ласковости со всеми».
...Местные кумушки сплетничали о том, что во время родов госпожа Шернваль не впустила в дом попросившую приюта нищенку, предложившую свою помощь в качестве повитухи, - настолько грязна и безобразна та была. И старуха прокляла новорождённого ребёнка, пообещав девочке дивную красоту - и смерть каждому, кто к ней приблизится.
Но сплетни сплетнями, а девочка - красивая, цветущая и румяная как заря - подрастала в обществе своей не менее прелестной сестры Эмилии - и пока ничего в её жизни не предвещало роковых событий....Аврора и Эмилия были совсем еще маленькими девочками, когда умер их отец, и госпожа Ева вышла замуж вторично -
за прокурора фон Валлена.
По-видимому, новый супруг матери был по меньшей мере равнодушен к детям, и Аврора очень скоро была отправлена в Петербург - на воспитание к тётке.
Вернулась она оттуда уже в возрасте 16-и лет, и на балах в Гельсингфорсе взошла новая звезда красоты. Высокая и статная синеглазая брюнетка с ослепительным цветом лица и прелестной улыбкой была прекрасна как солнце...Нет, не как солнце - как Заря, чьё имя она носила...
Гельсингфорским губернатором в то время был назначен граф Арсений Закревской; и свитская молодёжь, приехавшая вместе с ним, была поголовно очарована прекрасной Авророй.
А в одного из адъютантов Закревского девушка, доселе отвергавшая всех своих поклонников, вдруг пылко и безудержно влюбилась сама.


...Элегантный красавец, фат и ловелас Александр Муханов, "синеглазый демон",
как звали его в свете, был представлен Авроре на одном из балов его другом - поэтом Евгением Баратынским. Тот был и сам очарован юной "соименницей Зари" - и посвятил ей два чудесных стихотворения - на французском и, позднее, на русском языках:

"О румяная девушка, как тебе подходит имя Авроры! Лей сиянье, и не только сиянье пробужденным тобою сердцам. Услышь заранее страдающий голос предусмотрительной юности: «Для кого начинается этот прекрасный день? Для кого эта чарующая Аврора будет солнцем любви?»

"Oh, qu’il te sied ce nom d’aurore,
Adolescente au teint vermeil!
Verse lumiere, et plus encore
Aux, c’urs dont tu romps le sommeil,
Entends la voix dejа souffrante
De la jeunesse prevoyante;
«Pour qui se leve ce beau jour?
Pour qui cette Aurore charmante
Sera-t-elle soleil d’amour?»"
* * *
"Выдь, дохни нам упоеньем,
Соименница зари;
Всех румяным появленьем
Оживи и озари!
Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит, с тихою тоской:
«Для кого она выводит
Солнце счастья за собой?»

В своем дневнике Александр Муханов оставляет короткую запись:"Она хороша, как Бог!" и...делает Авроре предложение руки и сердца, радостно ею принятое. Дело доходит и до официальной помолвки, как вдруг Муханов спохватывается. При всей красоте невесты, приданого за ней не дают никакого; сам Муханов - дворянин-"однодворец".При этом молодой человек был совсем не из тех, кто мог обеспечить стабильность и счастье. Закладывал в ломбарде нательный крест с цепочкой. Писал длинные письма, выясняя, что означает «сегодня вечером ее отведенный в сторону взгляд, а позавчера, во время обеда, незаметно оброненный на стул платок...» И беспробудно кутил, пренебрегая свиданиями под предлогом дежурства в полковой казарме. Дальнейшее вообще не делает чести молодому офицеру - он объявляет себя чахоточным больным и всеми правдами и неправдами добивается возвращения в Петербург"ради поправления здоровья из гибельной гельсингфорской сырости"Он буквально бежит из Финляндии, ничего не объяснив Авроре - и та, растерянная, расстроенная, оскорблённая, хранила всё в себе, хотя подсознательно продолжала ждать Муханова. Она по-прежнему блистала на гельсингфорских балах.
Р.Линдквист, известный переводчик, назвал красавицу "молодым солнцем  высшего света финской столицы, который в то время не
чуждался общения со знатными и умными русскими,что было выгодно и стране в целом". В 1828 году в свет начала выезжать младшая сестра Авроры - светловолосая нежная Эмилия - и тут же обрела своё счастье в лице графа Владимира Мусина-Пушкина, сосланного в Финляндию за связь с декабристами. Правда, влюбленных попросили подождать с венчанием, пока с Мусина-Пушкина не будет снят полицейский надзор. В 1828 году они обручились, в 1831 - повенчались. Всё это время Аврора была поверенной их любви - а сама втайне по-прежнему ждала Муханова. Но год шел за годом. а Муханов так и не давал о себе знать. Время от времени Аврора слышала о его подвигах в тогдашних "горячих точках" - и всё...
К ней в 1828 году посватался богатый и знатный шведский дворянин Карл Маннергейм - и красавица дала согласие. Особой любви к избраннику не было, но ждать было более нечего.
День венчания был назначен, и жених поехал в дальнее поместье за благословением своей прабабушки, которая в силу своего возраста на свадьбе присутствовать не могла. А потом...потом он пропал без вести. Доподлинно было известно, что в имении он побывал, с прабабушкой встретился, благословение получил, но...
Куда он пропал потом? Что с ним случилось? Предполагалось разное - заблудился и погиб в бесконечных болотах, был ограблен и убит разбойниками, сломал шею, загоняя коня...Погиб, наверное, но где и как - осталось неизвестным для всех.И с новой силой поползли слухи - красавицу Аврору прокляла злая троллиха, и счастья ни ей, ни тем, кто захочет связать с ней судьбу - не будет. Аврора окончательно замкнулась - но вышедшая к тому времени замуж Эмилия увезла её в Петербург - и две ослепительные красавицы были представлены ко двору и украсили собой созвездие красоты Северной Столицы.

А.О.Смирнова-Россет:«Тут явилась в свет Аврора в полном цвете красоты. Особенно у нее был необыкновенный цвет лица и зубы как жемчуг. Сестра ее Эмилия была хороша и еще милее Авроры».

В свете Аврора неизменно встречалась с Пушкиным, Вяземским, А.И.Тургеневым
Одну из таких встреч в доме Мусиных-Пушкиных запечатлел на рисунке известный художник Г.Гагарин
Пушкин здесь изображен в обществе графа и графини Мусиных-Пушкиных, певицы Бартеневой и Авроры Шернваль.
Вяземский совместно с композитором Виельгорским сочинил романс в честь Авроры и сообщил об этом Александру Тургеневу в таких выражениях:
«Здесь проезжала финляндская красавица Аврора, воспетая и Боратынским. Дурная погода и хорошенькое лицо ее, к тому же имя, которое ей по шерсти, так в рот и влагали стихи:

"Нам сияет Аврора,
В солнце нужды нам нет:
Для души и для взора
Есть и пламень, и свет..."

Встретила в Петербурге Аврора и Баратынского - усталого, женатого, совсем не поэтического, и друга Муханова - Путяту, который писал о ней когда-то: «Она похудела и потеряла несколько своей прежней свежести; теперь она заря осенняя» - и - наконец - самого Муханова - уже полковника...И чувство вспыхнуло в ней с новой силой. Муханов же просто потерял голову. 26-летняя Аврора, в самом расцвете своей великолепной красоты, принятая в петербургском высшем свете, душевно осталась всё той же обаятельной и простой, любящей и бесконечно доброй - такой, какой он знал её восемь лет назад в Гельсингфорсе. И он снова посватался. Невзирая на протесты близких, прежде всего - Эмилии, Аврора предложение приняла. Но...за эти годы денег не прибавилось ни у него, ни у неё.
Вскоре была назначена свадьба. Муханов снова начал хвататься за голову и сокрушаться: да что ж он делает, безумец?! И в панике он пишет приятелю: «На днях нелегкая дернет жениться. Пришлось подыматься на аферы: вообрази, в теперешний холод езжу здесь по городу в холодной шинели, и то в чужой, не на что сшить теплой...» Холодным апрельским днем 1834 года за несколько дней до свадьбы Муханов отправился на мальчишник к приятелю. Всю ночь пили шампанское и развлекались стрельбой по пустым бутылкам. Под утро разгоряченный жених возвращался домой в холодной пролетке в одном мундире - шинель давно в карты проиграл. Простудился - и на глазах сгорел от воспаления легких. До свадьбы оставались сутки...

...Теперь о «роковой Авроре» зашептались и в Петербурге, и в Москве. Она не хотела слушать никаких утешений, не хотела даже с сестрой говорить: уехала в крохотное именьице Муханова - в село Успенское, которое теперь по закону принадлежало ей. Затворилась там, скрылась от всех, от молвы, сочувствия, злословия на два года. Казалось, горе её не знает предела. Все попытки Эмилии отвлечь её от горя натыкались на тихое сопротивление - Аврора ничего не хотела слышать и никого не хотела видеть.
...И всё же Эмилия добилась того, чтобы Аврора попала в штат фрейлин императрицы.Фрейлины жили во дворце на всем готовом и получали от двух до четырех тысяч рублей в год. Жалованье сие было сравнимо с генеральским. Как правило, императрица с удовольствием устраивала личную жизнь своих фрейлин. Грустная красавица очень понравилась Александре Фёлоровне, и жениха ей нашли быстро
- это был умопомрачительно богатый уральский заводчик и меценат - Павел Николаевич Демидов.
...Он получил блестящее образование. Проявляя «патриотическую ревность», в четырнадцать лет решил отправиться воевать против французов и для этого в 1812 году сформировал на средства отца специальный Демидовский егерский полк. Павел Демидов участвовал в Бородинском сражении. Однако затем карьеру Павел Николаевич сделал на гражданской службе. Он получил титул действительного статского советника, стал камергером двора, был награжден множеством орденов. В наследство Демидов получил горнорудные прииски на Урале и в Сибири, а также восемь фабрик, работавших на нужды армии.
Еще он известен был своей страстью к коллекционированию. Его дом на Большой Морской больше напоминал восточный дворец, наполненный несметными сокровищами. Античные вазы, драгоценные полотна итальянских мастеров эпохи Возрождения, инкрустированная мебель красного дерева и столовое серебро, принадлежавшие когда-то Людовику XIV/




При всём при том Павел Николаевич был обладателем чудовищно плохого характера и очень неважного здоровья. И вот такой-то человек однажды увидел на балу грустную красавицу - и был потрясен. Он сделал предложение раз, другой - Аврора отказывала. И тогда, как говорят, Демидов обратился за помощью к императрице. Дочь Николая Первого Ольга Николаевна, королева Вюртембергская, пишет в мемуарах:"Поль Демидов, богатый, но несимпатичный человек хотел на ней жениться. Два раза она отказала ему, но это не смутило его, и он продолжал добиваться её руки. Только после того, как maman поговорила с ней, она сдалась."

В благодарность за эту помощь в 1836 году Павел Демидов преподнёс в дар Николаю Первому малахитовый храм-ротонду - восемь колонн, соединённых золоченым куполом, внутренняя поверхность его отделана лазуритом,а полы выложены мозаикой из уральских самоцветов.
...Свадьба была назначена на осень 1836 года.
С.Н.Карамзина - А.Н.Карамзину:"Сообщаю тебе о золотой свадьбе - м-ль Аврора Шернваль выходит замуж за богача Павла Демидова. Какая разница с той скромной судьбой, которая ожидала её в лице Муханова."(июнь 1835 г.)
Е.А.Карамзина - А.Н.Карамзину:"...а затем явилась блистательная Аврора с розовыми перстами (она,правда,вся розовая, и прелестна,как богиня, чьё имя она носит). Она приехала к нам с прощальным визитом, завтра она уезжает в Финляндию, где будет дожидаться жениха, а после свадьбы вместе со своим золотым супругом поедет за границу. Ты, вероятно, увидишь её в Италии. Она обещала, что будет внимательна к тебе. Только не сходи т неё с ума, что часто с тобой случается при знакомстве с хорошенькими женщинами - а эта уж очень хороша!"(август 1836 г.)
И снова "Каменный Пояс":
"...Демидов объявил о своем решении директору санкт-петербургской конторы Данилову. Выслушав хозяина, управитель печально опустил голову.
- Не знаю, что и посоветовать вам, мой господин, - с разочарованием
сказал он. - Ваша невестушка, слов нет, красы неописанной, благородства
полного, но, кроме красы, за ней - ни одной крепостной душеньки, ни одной
захудалой деревеньки или сельца.

- Разумно сказано! - согласился Павел Николаевич. - Но такая красавица,
как она, одна на всей земле; подумай, она станет моей женой!
Старый управитель хорошо знал тщеславный характер своего владельца и
потому покорно склонил голову.
- Лестно! Будет по-вашему, господин мой! Что прикажете по сему случаю?
- Наказываю, - торжественно заговорил хозяин, - не мешкая, конторе
отпустить на мою свадьбу, кроме обычных расходов, полмиллиона рублей.
У Данилова задрожали руки, от волнения пересохло в горле. Такой суммы
он никогда сразу не отпускал владельцам заводов! Не успел он прийти в
себя, как Демидов предложил еще более неслыханное:
- По старому русскому обычаю, Павел Данилович, жених должен преподнести
невесте подарок.

Надумал я купить известный всему миру алмаз "Санси", а
потому готовь еще миллион золотых франков.
- Да помилуйте, господин мой, разве можно тратить этакие деньги! -
воскликнул Данилов, и глаза его стали злыми. Так и хотелось сказать
хозяину: "Ну и невесту вы себе подыскали, батюшка! Голь-шмоль перекатная!"
Однако он сдержал негодование. - Подумайте, господин мой,- заговорил он заискивающе. - Ваша покойная матушка, царствие ей небесное, оставила горы жемчуга да самоцветы превосходной игры. Можно выбрать, что
заблагорассудится душе!
- Нет! - решительно сказал Павел Николаевич. - Я хочу приобрести
"Санси", и он будет наш!

Через месяц Демидов держал в руке заветный самоцвет, - он купил его у
герцогини Беррийской. И вот он теперь лежит на ладони нового владельца и
переливается таинственным светом, чаруя взор. На официальной помолвке Павел Николаевич преподнес невесте маленький футляр.
Аврора раскрыла его, и глаза красавицы в первый раз вспыхнули радостью."
...Авроре было уже 28 лет, и она действительно была бедна. Друг Пушкина, светский острослов Соболевский, писал о ней:

"Сияет Аврора,
Бела и румяна,
В ней много для взора,
И шиш для кармана..."

После смерти Муханова ей "все были жребии равны" - и она вступила в брак без любви. Один из известнейших бриллиантов мира - алмаз "Санси" величиной с голубиное яйцо, весом в 53,5 карата, стоивший Демидову 500 тысяч франков (зарплата всех рабочих его заводов за пять лет) на тонкой платиновой цепочке украсил стройную шею ослепительной Авроры - "коллекцию" демидовских сокровищ пополнили еще две уникальные драгоценности. Светские щеголи заключали пари - умрет Демидов сразу на свадьбе или за несколько дней до неё - но в начале сентября 1836 года свадьба состоялась. Празднества - невообразимо роскошные - проходили в Гельсингфорсе. Фонтаны из шампанского,самые роскошные цветы и яства из России и Европы,
фейерверки во всё небо, музыка лучших композиторов в исполнении лучших музыкантов...После свадебного путешествия по Европе чета Демидовых вернулась в столицу, в особняк на Большой Морской. Каково же было удивление Авроры, когда Демидов выставил ей свои требования: он обеспечивает жене роскошное существование, а она никак не вмешивается в его жизнь, не пристает с разговорами и как можно реже появляется в гостиной! Чем было вызвано такое желание? Ревностью к памяти Муханова, желаием взять реванш за отказы? Переживаниями самолюбивого, очень больного, полного и некрасивого человека о своем внешнем несоответствии этой цветущей и лучезарной Богине, ощущением собственной ущербности рядом с ней? Или - вследствие той же самой ущербности -желание указать красавице-жене её место - она должна быть такой же молчаливой КУПЛЕННОЙ драгоценностью, как и все остальные роскошные Вещи? Об этом история умалчивает...

...А вот не умалчивает она о другом - Демидову  стали неожиданно претить придуманные им условия. Наблюдая за женой, он вдруг влюбился в неё по-настоящему и безоглядно. Аврора разительно отличалась от тех прелестниц - выйдя за него замуж в двадцать семь лет, она была целомудренна и невинна как ребенок. Демидов не мог и предположить, что фрейлина императрицы, в чьих апартаментах царили далеко не строгие нравы, окажется такой скромницей...Он заваливал её нарядами и цветами, самыми изысканными драгоценностями, самыми дорогими подарками. Умопомрачительной красоты и стимости ткани, меха и ювелирные изделия, шедевры портновского и обувного искусства, с любовью выбираемые им самим, складывались к её ногам. На придворных балах
Аврора появлялась часто - муж любил смотреть, как она танцует и слышать восхищенные возгласы, вызванные её великолепием.
М.Ф.Каменская "Воспоминания":"На бале у Юсупова было много прелестных женщин, и среди них выдавалась миловидностью и красотою Демидова, рождённая Шернваль. На этом бале она обратила на себя внимание всех оригинальностью своего наряда: неизвестно почему, вероятно, из чувства противоречия, при ее баснословном богатстве она явилась на этот блистательный бал в самом простеньком белом креповом платьице, без всяких украшений и только на шею повесила себе на тоненькой черной бархотке бриллиантовый крест из пяти камней. По поводу этого креста на бале ходил анекдот: рассказывали, что государь Николай Павлович, взглянув на ее простенький костюм, со смехом сказал ей:
- Аврора, как это просто и как это, должно быть, дешево стоит!
Слова государя повторялись во всех углах, и мне очень жаль, что я не рассмотрела этого креста. Спасибо одному балагуру, который прояснил мне смысл слов Николая Павловича:
- Крестик простенький, графинюшка! Всего пять камушков, солитер (крупный бриллиант - прим. авт.) посредине, да такие же четыре груши. Только эти камушки такие, что на каждый из них можно купить большущий каменный дом. Ну, сами посудите, барышня, пять таких домов - ведь это целый квартал,а висит на шее у одной женщины. Как же не удивиться, хоть бы самому императору!"



В.Гау.Портрет А.К. Демидовой. Нач. 40-х гг. 19 в.
В.А.Соллогуб: "Аврора Карловна Демидова считалась и была на самом деле одной из красивейших женщин в Петербурге...графиня Пушкина была, может быть, еще обаятельнее сестры, но красота Авроры была пластичнее и строже... Посреди роскоши, ее окружающей, она оставалась, насколько это было возможно, проста: мне часто случалось встречать ее на больших балах в одноцветном гладком платье, с тоненькой цепочкой, украшавшей ее великолепную шею и грудь; правда, на этой цепочке висел знаменитый демидовский бриллиант-солитер, купленный, кажется, за миллион рублей ассигнациями..."



Алмаз "Санси"
Супруг не жалел никаких средств, и в 1837 году заказал портрет Авроры Карлу Брюллову. Брюллов рассматривал портрет, как способ человеческого общения - и никогда не соглашался писать тех, кто ему был неприятен. Но Аврору он писал с удовольствием. Её теплая красота, мягкий ум и доброжелательный характер очаровали и его.

Ученик Брюллова А.Мокрицкий: "...как прекрасно отделывал он портрет Демидовой! Как понятна для меня его работа! Сколько в ней натуры, изощренного вкуса!"

Отношения между супругами Демидовыми не оставляли желать лучшего. Их друзья говорили о чете, что те - "словно два голубка". Но не только личная и светская жизнь занимала супругов - меценатство и
благотворительность стали их основным занятием до конца их жизни. Демидов помогал Гоголю продвинуть потрясшую его пьесу "Ревизор", выделил Петербургской Академии наук 25 000 руб. ежегодно для премирования выдающихся сочинений в разных областях знаний. В разные годы золотой медалью в роскошном малахитовом футляре и крупной суммой денег были награждены Ф.П.Литке и И.Ф.Крузенштерн, Н.И.Пирогов и Д.И.Менделеев, Б.В.Литвинов и Ж.И.Алфёров - и многие другие. Вместе с братом своим Анатолием, Павел Николаевич учредил в Санкт-Петербурге детскую больницу, на содержание которой внёс особый капитал, и, кроме того, сделал крупные пожертвования в Комитет инвалидов, в Приют для бедных, в Общество садоводства.
...В октябре 1839 года у супругов родился сын Павел, красивый, здоровый ребёнок. Казалось, счастью Демидовых никогда не наступит конец - даже серьёзнейшая болезнь Павла Николаевича - костный туберкулез - отступила перед ним. Но в феврале 1840 года Демидов простудился. Обострилась и старая болезнь, и молниеносно развилась новая - скоротечная чахотка. Аврора ухаживала за мужем преданно. Умирающий смотрел на неё с любовью и восхищением - но уже не надеялся ни на что - в эти дни он окончательно оформил завещание, по которому всё его баснословное богатство отходило жене и сыну. В ночь на 25 марта 1840 года он звал и звал Аврору, уже не осознавая, что она находится рядом и держит его за руку. К утру он скончался...

...Аврора медленно ходила из зала в зал огромного дома, кутаясь в меха - она не могла согреться. Она постоянно носила на руках малыша - лишь это её немного успокаивало. Похорон она не помнила. На девятый день она собралась и уехала в Нижний Тагил на Урал.Надо было вступать во владение делами покойного супруга.



Аврора попыталась вникнуть в дела сама и приняла на себя всю тяжесть управления и забот. Она ложилась спать за полночь, почти все время просиживала в кабинете, над бумагами, в обществе многочисленных управляющих и приказчиков. Разумеется, приняли вдову почтительно, но в то же время скептически. Однако вскоре все были изумлены ее неожиданной деловой хваткой!



Портрет Авроры-Шарлотты Шернваль-Демидовой . Худ. И.-Е. Линдхен.
Дм. Мамин-Сибиряк: «Как никто из владельцев до нее, она умела обращаться с людьми. Она крестила детей рабочих, бывала посаженой матерью на свадьбах, дарила бедным невестам приданое, по ее инициативе построены богадельня, родильный дом, несколько школ и детский приют, стали выделять пособия при несчастных случаях».


Лето и часть осени Аврора проводила за границей и на Урале, зиму и весну - в Петербурге, в особняке на Дворцовой площади.
Она снова начала появляться в свете.

В.Соллогуб: "...Только четыре женщины, разумеется, исключая родных и Карамзиных, допускались на мои скромные сборища, а именно: графиня Ростопчина, известная писательница, графиня Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова, графиня Мусина-Пушкина и Аврора Карловна Демидова. Надо сказать, что все они держались так просто и мило, что нисколько не смущали моих гостей. Между нами было условлено, что туалеты на них будут самые скромные; они этому, правда нехотя, подчинялись, и раз только Аврора Карловна Демидова, которой, едучи на какой-то бал, вздумалось завернуть к нам по дороге, вошла в гостиную в бальном платье. Правда, платье было темное, бархатное, одноцветное, но на обнаженной шее сиял баснословный демидовский бриллиант, стоивший, кажется, более миллиона рублей ассигнациями.
- Аврора Карловна, что вы это надели, помилуйте! Да они все разбегутся при виде вас! - идя ей навстречу, смеясь, закричал я, указывая на ее бриллиант.
- Ах, это правда! - с таким же смехом ответила мне Демидова и, поспешно отстегнув с шеи свое ожерелье, положила его в карман."

...Подрастал и маленький Павел Демидов. Мать не чаяла в нем души - очень красивый, цветущий, не по годам развитый мальчик - наследник несметных демидовских богатств - был окружен немыслимой роскошью - но мать целенаправленно занималась его воспитанием и образованием, и пыталась его не баловать - хоть и не всегда это получалось.



Малахитовый зал демидовского особняка

В.И.Соллогуб: "В одной из боковых зал демидовского дворца мне часто случалось видеть наследника демидовского или, скорее, демидовских богатств, тогда красивого отрока, впоследствии известного Павла Павловича Демидова; он был окружен сотнями разных дорогих и ухищренных игрушек и уже тогда казался всем пресыщенным не по летам. Аврора Карловна страстно его любила, очень занималась его воспитанием и даже, кажется, насколько это было возможно, была с ним строга..."



...Но потери продолжаются. В 1844 году умирает мать Авроры; 17 ноября 1846 года - обожаемая сестра, 36-летняя Эмилия умерла от тифа. Все знавшие её были безутешны.


А. О. Смирнова-Россет: "Она была очень умна и непритворно добра, как Аврора. В деревне она ухаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла."

Аврора Демидова - сестре Алине: "Даже страшно подумать, что наша Эмилия могла умереть в такой молодости, такой любящей и нужной для всей семьи, какой она была… Она управляла всей землей в имении, придумывала и создавала облегчения крестьянам, делилась правдой, защищала бедных и угнетенных…"

...Но этот год принес Авроре не только огромную потерю - но и величайшее счастье её жизни...
Ранней весной 1846 года на бальном вечере в салоне графа В.А. Соллогуба звучала мазурка "Аврора", написанная в ее честь композитором М.Ю. Вильегорским. На танец её пригласил Андрей Карамзин. И признался ей в давней любви. И предложил ей стать его женой.

( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ )


Иллюстрации поста:

1. Е.Федоров."Каменный Пояс" в 3-х тт.
2. Илл. к книге Е.Федорова"Каменный Пояс"
3. К.Брюллов. Портрет Авроры Демидовой. 1836-37 гг.
4. Неизв.худ. Портрет К.Шернваля. Нач.1810-х гг.
5. Неизв.худ. Портрет Евы Шернваль фон Валлен. 1820-е гг.
6. Неизв.худ. Аврора Шернваль.1820-е гг.
7. Неизв.худ. Портрет прокурора фон Валлена. 1820-е гг.
8. Неизв.худ. Аврора Шернваль.1824 г.
9. Неизв.худ. Е.А.Баратынский. 1830-е гг.
10.Неизв.худ. Э.К.Мусина-Пушкина. 1830-е гг.
11.А.Маннергейм. Аврора Шернваль.1830-е гг.
12.Г.Гагарин. В гостиной Мусиных-Пушкиных (П.А.Бартенева,В.А.Мусин-Пушкин,А.С.Пушкин,А.К.Шернваль,Э.К.Мусина-Пушкина). 1832(?)г.
13.К.Рейхель. Портрет П.А.Вяземского.1817 г.
14.А.Маннергейм. Аврора Шернваль.1830-е гг.(??)
15.Неизв.худ. П.Н.Демидов.1820-е гг.
16.Особняк Демидовых на Большой Морской,СПб. Совр. фото
17.Малахитовый храм-ротонда. Уральские мастера, 1836.
18.Неизв.худ. П.Н.Демидов.1830-е гг.
19.Алмаз "Санси".
20.Личные вещи Авроры Демидовой.1830-е гг. Музей Нижнего Тагила.
21.Герб Демидовых.
22.К.Брюллов. Портрет Авроры Демидовой. 1836-37 гг.(фрагмент)
23.Медаль Демидовской Премии.
24.Дом Демидовых в Нижнем Тагиле. Гравюра 19 в.
25.В.Гау.Портрет Авроры Демидовой.1842(?)
26.Л.Ю.де Леомениль. Портрет А.К. и П.П.Демидовых. 1840-е гг.
27.В.Гау. Портрет Э.К.Мусиной-Пушкиной. 1840 г.

под знаком Льва, Брюллов, 19 век, Россия

Previous post Next post
Up