Продолжаю оду Дулевскому фарфору - во второй части речь пойдет о послевоенной истории завода.
Первую часть можно посмотреть
ЗДЕСЬ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
В 1941 году Петр Леонов ушел на войну и до 1950 года на завод не возвращался - восстанавливал послевоенное хозяйство, он же изначально был архитектором, помните? Так вот после войны он был городским архитектором сначала в Бресте, а потом в Новгороде. Воистину, «гвозди бы делать из этих людей».
Тем временем в Дулеве после войны художественная скульптура развивалась, а вот формы посуды обновлялись плохо, не лучше было и с рисунками для массовой посуды. Не говоря уже о том, что посуды в стране в принципе почти не осталось и Дулевскому заводу, как самому крупному фарфоровому производству в СССР (и, кстати, в Европе) нужно было в срочном порядке обеспечить страну чашками и тарелками. Заводу был нужен новый художественный руководитель и в 1950 году вернулся Петр Леонов. Ну как вернулся - опять назначили: один раз уже наладил производство на заводе, Брест с Новгородом восстановил, и опять на амбразуру - спасать фарфоровое производство СССР по второму разу. И проработал в Дулево еще 40 лет, до 1982 года.
Вернувшись на завод в 1950 году, велосипед Леонов изобретать не стал и продолжил свои довоенные эксперименты с цветом. Цвет после войны он полюбил еще больше, что неудивительно - он начинает полностью окрашивать фарфор глубоким темным кобальтом (как в сервизе «Красавица») и оранжевым селеном, добавляет все больше золота. Как раз благодаря крытью селеном стала знаковой вторая его работа - знаменитый сервиз «Золотой олень» 1957 года, тоже получивший золотую медаль на всемирной выставке, на этот раз в Брюсселе, в 1958 году.
Оранжевый селеновый фон напыляется по трафарету, на который наносится ручная роспись и…
… получается вот такая красота.
Сервиз чайный Дулево «Золотой олень», худ. П.В. Леонов, 1957 г. Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Тонкостенный фарфор, ручная роспись, покрытие 24-каратным золотом, 15 предметов, стоимость
11 800 рублей (у меня уже нервный смех от таких цен)
А это павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Пока я искала материал, наткнулась на прекрасный
пост с фото об этой выставке и любительское
видео, полный восторг, особенно знаменитый Атомиум и воздущная дорога с вагонетками.
Кстати сказать, на выставке в Брюсселе СССР получил 520 призов и медалей выставки, а Дулево, кроме медали за сервиз «Золотой олень» получило награду за скульптуру «Сокол» Алексея Сотникова.
Скульптор вспоминал: «Я создавал образ птицы, а лепил натуру с сокола. Как-то ночевал в гжельской деревне и увидел у ребятишек подраненного сокола. Прижимаясь к стене, он принимал гордую позу. Сначала я назвал скульптуру «Птица», а нынешнее название ей дал тогдашний главный художник завода Петр Леонов». Кстати, скульптор Алексей Сотников учился у Владимира Татлина во ВХУТЕИНЕ, где тот преподавал на керамическом и дерево-металлообрабатывающем факультетах проектирование новых утилитарных форм для быта. В который раз история Дулевского завода пересекается с художественный авангардом 1920-х годов и конструктивистами - ничего не возникает из пустоты, всегда есть преемственность и мне всегда очень интересно раскрутить эти исторические связи, корни.
В 1964 году сокол стал официальным клеймом завода, наверняка вам знакома эта знаменитая дулевская «птичка»:
Клейма Дулевского фарфорового завода
Синий цвет означает приемлемое качество фарфора, а красный - фарфор высшего сорт, который предназначен для ручной росписи живописцами
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ
В 1982 году дулёвцы отмечали 150-летие завода. На нем работало тогда более 4 тыс. человек. Над созданием новых форм посуды и росписей фарфора работал коллектив художников, в числе которых 21 член Союза художников СССР. В 1988 г. выпустил 76 млн. штук изделий, столько в течение года не выпускал ни один фарфоровый завод СССР и Европы. Я помню дулевские изделия именно из восьмидесятых, когда в каждом доме можно было увидеть чашку, анималистическую скульптуру или даже сервиз производства Дулева. Кроме ручной росписи, Дулево в то время широко использовал технику «деколь» (переводные картинки), что делало изделия доступными по цене и способствовало их широкому распространению.
Популярный сервиз из 1980-х - «Сирень», производится до сих пор.
Сервиз из 15 предметов сейчас стоит
3 600 рублей. Это не ручная роспись, а деколь, но цена все равно нереальная по нынешним временам.
А у нас дома был вот такой незатейливый сервиз с красными «агашками» на зеленом фоне. Сейчас он уже не производится, но при желании его можно купить на Avito.
Вот еще раритет 1980-х, который завод больше не производит - сервиз «Аквариум»
Такой же был еще на черном фоне. Вообще, зеленый и черный фоны были очень популярны в Дулевской продукции в 1980-х
Сервиз «Черный тюльпан» - тоже снят с производства.
Ну и куда без знаменитого оранжевого селена - всем знакомый Дулевский сервиз в горох
И сервиз «Рубин» с золотой обводкой по краю
Завод его производит до сих пор - сервиз из 14 предметов стоит
4 000 рублей (как они на плаву еще с такими ценами???)
После перестройки завод находился в собственности трудового коллектива и, судя по всему, дела у него шли совсем неважно. И только недавно, в 2012 году завод был продан российским бизнесменам, которые провели масштабную модернизацию, установили новые печи и сегодня Дулево это современное, технически оснащенное предприятие с непрерывным технологическим циклом, на котором работает более 700 человек. Завод, по-прежнему, является самым крупным заводом России и одним из крупнейших заводов Европы по выпуску высококачественного фарфора. На сайте завода указано, что продукция поставляется в 75 регионов России, в страны ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию и другие страны. Фирменных магазинов в Санкт-Петербурге я не видела, в Москве по-моему их тоже нет. У завода есть
интернет-магазин и паблик в
Facebook, где тоже можно сделать заказ.
Я в порыве решила заказать себе по чайной паре разного дизайна, которые мне нравятся - «Рубин» (199 руб.) и «Розовая птица» (871 руб.). Это было месяц назад - менеджер ответил, что в наличии есть только «Рубин», а «Розовой птицы» пока нет на заводе. До сих пор жду. Так что с розницей у ребят проблемы, что жаль, учитывая, что и производство модернизировали, и история Дулево такая богатая, что способна продать себя сама. Да и цены легко можно поднять в два раза и был бы не бизнес, а песня, только успевай продавать. Но не все сразу, видимо. А вещь тем ценнее, чем дольше ее ждешь;) Зато в ожидании я написала про Дулево целый пост - и сама прокайфовала от соприкосновения с таким материалом, и заводу сделала небольшую рекламу, а то у них самих пока получается не очень. Искренне надеюсь, что Дулево станет не менее известным брендом, чем ИФЗ и уверенно займет свою нишу.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ:
Цикл Александры Вертинской «А ля рюс» Цикл «Посторонним вход разрешен» ИСТОЧНИКИ:
http://ilschool-guslicy.ru/kuznecovskii-farfor.htmlhttp://baraxolochka.ru/?page_id=1955http://www.sov-art.net.ru/manual/plant/42/http://photoclubs.ru/clubs/41_serviz-rozovaja-ptica.htmlhttp://www.antique-salon.ru/forum/lofiversion/index.php/t60196.htmlhttp://www.antique-salon.ru/forum/index.php?showtopic=60196&st=7https://vk.com/topic-58414349_28892909 http://visualhistory.livejournal.com/15852.html