Оригинал взят у
miha_top в
Что мы имеем вместо памятника архитектуры или во что превратили Большую мельницу братьев ШмидтВ последнее время наши городские власти не сильно заботятся судьбами памятников архитектуры. Наоборот, властям их выгоднее снести и отдать земли под строительстве. Не все, конечно же, памятники хотят снести, только те, где "лакомая" для застройщиков территория. Вот так произошло с памятником архитектры и просто красивым здание в районе пересечения улиц Чернышевского и Вольской. Когда-то там располагалась успешная мельница со своими складами, а ныне территория постепенно превращается в бетонные джунгли высоток.
Ниже - история Большой мельницы Шмидтов и её современная судьба.
Саратов в 18-19 веках был крупным городом-производителем муки. Одними из «мучных королей» города были братья Шмидт. Ведь они производили лучшую муку в Саратове. О чем свидетельствуют международные награды: бронзовая медаль в Чикаго на Всемирной промышленной выставке в 1893 году и золотая в 1897 в Стокгольме.
К 1883 году предприимчивые и успешные братья становятся обладателями двух мельниц - Большой и Малой. Обе мельницы, как впоследствии и склады для зерна и муки, были созданы именитым саратовским архитектором Алексеем Марковичем Салько.
Вот такие с красивой архитектурой сооружения появились в Саратове благодаря братьям Шмидт.
1. Большая мельница Шмидтов
2. Малая мельница
3. С другой стороны
Сооружения были признаны специалистами шедеврами старой промышленной архитектуры.
По заверениям, стены мельниц и складов были сложены из красного огнестойкого кирпича и имеют запас прочности еще на пять веков.
4.Вид с Волги на Большую мельницу
Малая мельница расположена на Чернышевского, 90. Сейчас там расположено целая куча различных офисов.
Гораздо печальнее судьба Большой мельницы, которая была построена еще в далеком 1879 году на волжском берегу в самом начале Кабановского (Шмидского) взвоза (сейчас это начало Вольской улицы).
5. Спуск к Волге по нынешней Вольской. Здание - это и есть Большая паровая мельница Шмидт
Большое подспорье в строительстве мельницы оказало Саратовское отделение Московской фирмы «Антон Эрлангер и Ко.», поставившее все машины и приспособления для нового предприятия. Уже после пожара, уничтожившего мельницу, Салько в 1883 году выполнил проект «возобновления» мельницы, а также проект каменной пятиэтажной пристройки к ней для мукомольного амбара.
6. Вот так мельница выглядела в советское время
7. В теже времена
Мельница исправно проработала более 100 лет, а в новейшую историю России получила статус памятника архитектуры. Правда, это не помогло сохранить мельницу и в 2008 году мельницу просто взорвали. Уничтожив памятник из-за земли, которую можно выгодно использовать под очередное строительство. Проектов разнообразного строительства здесь было множество. В итоге победила идея застройки данной территории очередными жилыми «свечками».
8. Проект будущей застройки
Фотография взята с сайта
www.skyscrapercity.com И теперь вместо некогда крупного производственного предприятия мы имеем довольно небольшую размерами территорию, на которой собираются построить 5! многоэтажек.
Что-то уже построено...
9. "Ямайка-1"
10. Жилье от СГЮА и небольшая парковка
Что-то еще только строится...
11. 2 возводимых здания "Ямайки-2" и подготовительные работы для "Ямайки-3"
Очевидно, что дома будут расположены очень близко друг к другу, т.е. соседям по домам можно будет разговаривать друг с другом. Но это - тема уже другого разговора.
После разрушения мельницы в «живых» остались здания, примыкающее к мельнице. До революции в них размещались конторские помещения, а в наше время - это жилые квартиры. Которые постановлением правительства решено было снести, а жильцов расселить. Но вот года идут, а люди до сих пор живут здесь. В каких условиях они живут - подробно рассмотрено у Дениса
djhooligantk в статье
Вольская, 2.
Вот так выглядит сейчас это некогда красивое здание: полуразрушенное, продолжающее разрушаться и расположенное по соседству фактически на территории стройки.
12. Вид со стороны стройки
13. Стеночка дома
Еще одно здание, расположенное фактически на стройке. К сожалению, не знаю его историю. Но здание тоже историческое, довольно таки симпатичное. И тоже страдающее от начатого строительства.
14.
15. Вид с другой стороны
Общую архитектурную композицию с мельницей составлял каменный зерновой склад, построенный чуть позже мельницы (в 1897 году) рядом с ней (на Большой Сергеевской, ныне - Чернышевского, 110).
16. Вот так склад выглядел до революции
17. А это вид на склад уже в советское время,в 1966 году.
После разрушения мельницы склад (которому уже более 100 лет) остался целым и невредимым. Склад был простроен на улице Большая Сергеевская (ныне Чернышевского), на которую и смотрели слепые фальш-окна склада. В советское время в фальш-окнах были прорублены проемы, ставшие впоследствии окнами. А сам склад был переоборудован в ликероводочный завод.
18.1980-е годы
В 90-е годы ХХ века здесь размещался водочный завод «Ликсар. После банкротства «Ликсара», участие в котором принимало ООО «Волгаспирт», и по сей день, судя по данным поисковика, зарегистрированное по адресу Чернышевского, 110, здание стало переходить от одного арендатора к другому, как переходящий вымпел. Об этом подробно можно прочитать
ЗДЕСЬ.
В результате такого мытарства склад видоизменил свои окна на пластиковые, что является нарушением охранного соглашения, которое должен подписывать каждый владелец здания, являющегося историческим памятником.
19. И вот уже современный вид бывшего склада (вид с улицы Чернышевского)
Современное состояние здания далеко не идеальное. Здание сильно запылено, окна давноне протирались. Да и пластиковые окна определенно портят внешний облик.
20. Забор, на котором остался логотип «Волгаспирта»
21. Логотип крупнее
22. Вид на склад со строны Волги
В связи с интенсивной застройкой территории бывшей мельницы и над зданием бывшего склада возникла угроза уничтожения ради застройки новой высоткой.
Ведь один памятник архитектуры (мельница) уже был уничтожен в угоду современных строителей. Что помешает уничтожить еще один памятник? Тем более рядом с ним расположено столько земли, не занятой пока еще высотками: гаражный кооператив, автостоянка и автопарк инкассации.
23. Вот они, гаражи и автостоянка, расположенные между складом и Волгой
24. Вид на гаражи сиз окон "Ямайки-1"
Снести гаражи - и можно еще пяток высоток построить поналяпать. Ну а там здание бывшего склада, окруженного высотками, будет просто не к месту. Надеюсь, что до этого всё же не дойдет, а бывший склад приобретет более опрятный вид.
Все фотографии, сделанные ранее 2015 года, взяты с сайта
oldsaratov.ru