Часть 16 Вспомните трагическую исповедь Блеза Паскаля:
"Вот что я вижу и что приводит меня в смятение. Куда я ни кину взгляд, меня везде окружает мрак. Все, явленное мне природой, рождает лишь сомнение и тревогу. Если бы я не видел в ней ничего отмеченного печатью Божества, я утвердился бы в неверии; если бы на всем лежала печать Создателя, я успокоился бы, исполненный веры.
Но я вижу слишком много, чтобы отрицать, и слишком мало, чтобы уже ничем не смущаться, и сердце мое скорбит, и я не устаю повторять: если природа сотворена Богом, пусть неопровержимо подтвердит Его бытие, а если ее подтверждения обманчивы, пусть их совсем не будет, пусть она убедит меня во всем или во всем разубедит, дабы мне знать, чего держаться.
Ибо в нынешнем своем положении, не ведая, что я такое и что мне должно делать, я не могу постичь ни своего положения в этом мире, ни своего долга.
Всем сердцем я жажду постичь, где он - путь, который ведет к истинному благу; во имя вечности я готов на любые жертвы. Я полон зависти к людям, исполненным веры, и тем не менее живущим в суете, нерадиво бросающим на ветер сокровище, которым я - так мне, по крайней мере, кажется - распорядился бы совсем иначе".
Не менее откровенно, правдиво и очень точно о конфликте веры и знания написал гениальный ученый XX века Макс Планк:
"Я ни в коей мере не желал бы даже в малейшей степени попытаться поколебать почву под ногами у тех, кто в ладу со своей совестью и кто уже обрел прочную опору, что для нас важнее всего в жизни.
Это было бы безответственно как по отношению к тем, кто столь тверд в своей религиозной вере, что на него не может повлиять естественнонаучное познание, так и по отношению к тем, кто отказывается от занятий религией и довольствуется этикой, диктуемой непосредственным чувством.
Но такие люди, вероятно, образуют меньшинство. Ибо слишком впечатляющи уроки истории всех времен и народов, которая учит нас, что именно наивная, ни в чем непоколебимая вера, которую религия дарит своим приверженцам, дает наиболее мощные стимулы к творчеству, причем в области политики не меньше, чем в искусстве и науке.
Этой наивной веры, и в этом мы не смеем обманываться, теперь уже нет даже в самых широких слоях народа; ее нельзя оживить задним числом с помощью рассуждений и предписаний. Ибо верить - это значит принимать нечто за бесспорную истину.
Однако познание природы, непрестанно нащупывающее верные пути, привело к тому, что для человека, хотя бы немного знакомого с естественными науками, ныне просто невозможно признавать правдивость многих сообщений о чрезвычайных событиях, противоречащих законам природы, о чудесах природы, которые, как правило, служили важными подпорками, подкреплявшими истинность религиозных учений, и которые раньше безо всякого критического анализа воспринимались просто как факты.
Перед теми же, кто действительно всерьез относится к своей вере и кому невыносимо, если она впадает в противоречие с его знаниями, стоит вопрос совести: может ли он, оставаясь честным, причислять себя к религиозному сообществу, включающему в свое учение веру в чудеса природы?
Какое-то время многие еще могли сохранить определенное равновесие, не доходя до крайностей и ограничиваясь признанием только некоторых чудес, не считающихся особенно важными. Однако долго на такой позиции удержаться невозможно.
Шаг за шагом вера в чудеса природы должна отступить перед твердо и неуклонно развивающейся наукой, и мы не можем сомневаться в том, что рано или поздно она сойдет на нет...
При таких обстоятельствах не следует удивляться тому, что атеистическое движение, объявляющее религию преднамеренным обманом и выдумкой властолюбивых священников, у которого благочестивая вера в высшую силу над нами встречает лишь слова насмешки, усердно использует естественнонаучное познание, продолжая, якобы в союзе с ним, все более быстрыми темпами оказывать разлагающее влияние на все слои народа по всей земле.
Мне не нужно более подробно разъяснять, что с победой этого движения жертвами уничтожения стали бы не только наиболее ценные сокровища нашей культуры, но и, что еще ужаснее, - надежды на лучшее будущее".
Глубочайшие мысли, вот только в реальности дело не в том, что победит атеистическое движение, а в том, что естественным путем деградируют и падут сами церкви, и даже помощь государства (как это случилось в России) не поможет им устоять (а возможно, даже ускорит падение, ибо ничто так не развращает как подачки и привилегии).
Есть и еще одна проблема. К сожалению, вся прекрасная сторона христианства зиждилась лишь на чудом сохранившихся Божественных искрах, принесенных "вторым Моисеем", и содержавшихся буквально в считанных строках евангелий (в основном, в евангелии от Матфея).
Но кроме них была и оборотная сторона, творение ограниченного, самонадеянного и лживого человеческого разума: "Человеческое, слишком человеческое - большей частью нечто животное" (Акутагава), которая медленно, но верно подтачивала фундамент церковного здания, и это должно было привести к неминуемому его обрушению. И именно об этом и говорится в Откровении.
3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.
Точнее: "от силы превозношения".
Два раза повторяется "земные". Вместо того чтобы служить Богу и вести "духовную куплю", то есть духовно просвещать и возвышать простой народ, она обслуживала земные интересы власти и собственных "купцов", торговавших специфическим товаром - от благословений властям на любые несправедливости, до индульгенций и наград закоренелым грешникам, ведь, мол, "всякая власть от Бога". Народы же одурманивала мистикой и ложью.
4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;
Правильнее: "выйди из нее, народ мой, чтобы не стать вам соучастниками в грехах ее и не подвергнуться бедствиям ее".
5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.
Правильнее: "ибо грехи ее взгромоздились до неба, и Бог воспомянул преступления ее". Аллюзия на "Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков" (Иер.51:9).
Слово αδικημα переводится как преступление, несправедливость, насилие, обида, незаконно нажитое, нечестный доход. Такое впечатление, что все значения подходят к тем, о ком здесь говорится.
Так Моисей "сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их" (Чис.16:26).
Символ происходит отсюда: "Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа, Он воздает ему воздаяние" (Иер.51:6). "Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламенного гнева Господа" (Иер.51:45).
Если вспомнить, что само слово "Вавилон" [Bābili(m)] переводится как "врата Бога", понятно, что это предупреждение о том, что церковь последних времен больше не является вратами к Богу, но каждый человек должен теперь сам предстоять перед своим Создателем и сам отвечать за себя и свои поступки.
Это последнее предупреждение уже напрямую с небес от Бога (даже не через Ангела) тем, кого еще можно спасти. Принадлежать к церковным организациям в последние времена, значит губить свою душу, становиться игрушкой в руках темных сил.
В нынешние времена эти губительные, часто преступные, силы особенно явно проявились в виде религиозного фанатизма и фундаментализма, возбуждающих в людях взаимную ненависть. Падение церквей ударит в первую очередь по их немногим оставшимся приверженцам.
6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.
Точнее: "Воздайте ей так, как и она воздавала, и вдвое воздайте по делам ее; в чаше, в которой она смешивала, смешайте ей вдвое".
Она поила вас дурманом, напоите ее правдой о ней самой, и как она отворачивалась от вас, блудя с властителями мира, так и вы отвернитесь от нее. И дайте ей испить чашу гнева! Блудница получает возмездие не только от Бога, но и от народов, которые она обманывала.
7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!"
Правильнее: "Сколько славилась она и надмевалась, столько воздайте ей мучения и скорби. Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицей, и не вдова, и не увижу скорби!"".
Самым удивительным и показательным является настойчивое оправдание самовозвеличивания, страсти к дорогим нарядам и автомобилям и буквально "самодержавной" власти иерархов нынешними церковными апологетами в России, вызывающее буквально оторопь у паствы.
Все уже знают, что большинство жалоб на несправедливости, злоупотребления или даже преступные деяния клириков и архиереев игнорируются и не вызывают никакой реакции. Зато иерархам позволено все, вплоть до преступлений против детей.
И эта безнаказанность все больше и больше развращает и пастырей, и пасомых. Церковь уверена, что сидит царицей и врата адовы не одолеют ее, но в один день придут бедствия на нее.
Читайте Исайю, всю 47 главу, там все сказано! Дочь Вавилона говорит: "Вечно буду госпожею" ... "Я, - и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей" ... Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство...
Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: "никто не видит меня". Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: "я, и никто кроме меня". И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь".
Не будет у тебя ни жениха, ни мужа, и те, которых ты считаешь своими детьми и паствой своей, скроются от тебя от стыда за тебя и отвращения.
8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.
Правильнее: "бедствия", "горе", "осудивший".
Переведено "казни" (христианам всё кажется, что Бог кого-то казнит), но в греческом оригинале используется всё то же слово πληγη, переводящееся как удар, рана, бедствие.
То есть бедствия, описанные в 16 главе, неизбежно падут и на церкви. Вот только бедствия - это еще не конец, куда страшнее духовный голод и духовная смерть.
9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие {и роскошествовавшие} с нею, когда увидят дым от пожара ее,
"Роскошествовавшие" (превозносившиеся) - позднейшая приписка в Синайском кодексе. Превозносилась она, а "цари" лишь ловко использовали ее превозношение.
Они уже сейчас рыдают, видя, как она пошла вразнос, и понемногу дистанцируются, сворачивают контакты и поддержку. "Пожар" ее - это пожар страстей и пороков.
10 стоя издали от страха мучений ее [и] говоря: горе, горе [тебе], великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.
Здесь и далее в греческом тексте отсутствует "тебе": "горе, горе, столица великая Вавилон" - цари рыдают о том, что лишились Блудницы, и у них самих теперь проблемы - кто будет "спаивать" народы и убеждать их, что всякая власть от Бога? То же и в 18:16,19.
Но христианам позарез нужно перевести стрелки только на некую Блудницу, которую они никак не могут опознать, как ни стараются.
Пришел суд, по-гречески - кризис (κρίσις). Государства, удобно пользовавшиеся огромным авторитетом и властью церквей, останутся ни с чем и сочтут за благо отмежеваться от них.
И произойдет это с невероятной быстротой, в тот последний час, когда воцарятся десять царей (17:12).
Часть 18