Карма - намерения и действия, влияющие на будущее, Ч.3

Nov 30, 2022 07:14


Часть 2

Карма в джайнизме



Типы кармы в джайнизме

В джайнизме карма имеет большее значение, чем то, которое обычно понимается в индуистской философии и западной цивилизации.

Цель джайнизма - освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами.

Эта цель может быть достигнута через очищение кармы, если использовать «три драгоценности джайнизма» - Совершенное воззрение (правая вера), Совершенное знание (правое познание) и Совершенное поведение (правая жизнь).

Джайнская философия - древнейшая индийская философия, которая полностью отделяет тело (материю) от души (чистое сознание).

В джайнизме карма называется кармической грязью, поскольку она состоит из очень тонких частиц материи, которые пронизывают всю вселенную.

Кармы ума привлекаются к кармическому полюсу из-за вибраций, вызываемых деятельностью речи и тела, а также различными ментальными наклонностями.

Следовательно, кармы - это тонкая материя, окружающая сознание души. Когда эти два компонента (сознание и карма) взаимодействуют, мы переживаем жизнь.

Джайнские тексты разъясняют, что реальность составляют семь таттв (истин или основ).

  1. Джива - душа, характеризующаяся сознанием
  2. Аджива - недуша
  3. Асрава - приток благоприятной и злой кармической материи в душу
  4. Бандха (рабство) - взаимное смешение души и кармы
  5. Самвара (остановка) - препятствие притоку кармической материи в душу
  6. Нирджара (отбрасывание или удаление) - отделение, отваливание части кармической материи из атмы (души), необходимое для освобождения посредством достижения мокши от сансары, цикла рождения-смерти
  7. Мокша (освобождение) - полное уничтожение всей кармической материи. В джайнизме мокша - это высшая и благороднейшая цель, к которой должна стремиться душа. Вот почему джайнизм также известен как мокшамарга или «путь к освобождению»

Согласно Падманабху Джайни ( Род 6/9 Канал знаний, Прошлое и Настоящее 4/7, Вишудха 21 Аджна 65, Хочу 33, Могу 55, СП 1815, 0/3) акцент на пожинании плодов кармы не ограничивался личными джайнами;

Как индуисты, так и доктринальные писатели создали одну и ту же точку зрения, однако каждая из традиций развивала практики, которые в корне противоречили такой вере.



Помимо шрардхи (ритуальных индуистских подношений от сына умершего), мы находим среди индуистов широко распространенную приверженность понятию божественного вмешательства в их судьбу, эти верования в конечном итоге пришли к продвижению таких теорий, как приношение даров Бодхисаттв, передача заслуг и т. д. и т.п.

Однако джайны абсолютно не желали позволять таким идеям проникать в их сообщество, несмотря на то, что на них было огромное социальное давление, чтобы они это сделали.

Отношения между душой и кармой, утверждает Падманабх Джайни, можно объяснить аналогией с золотом.

Подобно тому, как золото всегда находится в смеси с примесями в его первоначальном состоянии, джайнизм считает, что душа не чиста по своему происхождению, она всегда нечиста и осквернена, как природное золото.

Можно приложить усилие и очистить золото. Точно так же джайнизм утверждает, что оскверненная душа может быть очищена с помощью надлежащей методологии очистки.

Карму можно еще больше осквернить либо очистить, и это влияет на будущие перерождения.

Таким образом, карма является действительной причиной (нимитта) в философии джайнов, но не материальной причиной (упадана). Душа считается материальной причиной.

Ключевые моменты по данной теории кармы в джайнизме могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Карма действует как самоподдерживающийся механизм, как естественный универсальный закон, без какого-либо необходимости во внешней организации для управления ими (отсутствие экзогенной, внешней «божественной сущности» в джайнизме)
  2. Джайнизм утверждает, что душа привлекает кармическую материю даже мыслями, а не только действиями. Таким образом, если думать о ком-то зло, это означает карма-бандху или увеличение плохой кармы. По этой причине джайнизм делает упор на развитие Ратнатрая (Три Драгоценности): самьяк даршана (правильная вера), самьяк джняна (правильное знание) и самьяк чаритра (правильное поведение).
  3. Согласно теологии, в джайне душа освобождается от мирских дел, как только она способна освободиться от «карма-бандхи». В джайнизме нирвана и мокша взаимозаменяемы. Нирвана представляет собой свободу от желаний, привязанностей и страданий, то есть отсутствие их влияния на события жизни для индивидуальной души, а мокша представляет собой совершенное блаженное состояние, свободное от всех земных оков. С помощью тиртханкары (человека, достигший просветления благодаря аскезе и ставшего примером и учителем для всех тех, кто стремится к духовному наставничеству) душа может получить кевала-джнану (всеведение) и достичь нирваны без всякого вмешательства тиртханкары.
  4. Кармическая теория в джайнизме действует эндогенно. Даже сами тиртханкары должны пройти этапы эмансипации (освобождения) для достижения этого состояния.
  5. Джайнизм обращается со всеми душами одинаково, поскольку он утверждает, что все души имеют одинаковые возможности достижения нирваны. Только те, кто прилагает усилия, действительно достигают этого, но, тем не менее, каждая душа делает это самостоятельно, постепенно уменьшая свою карму.
Восприятие в других традициях

Сикхизм

В Сикхизме все живые существа рассматриваются как находящиеся под двумя качествами майи (религиозный термин, означающий буквально «иллюзия» или «магия»). Эти три качества майи, всегда присутствующие вместе в разной смеси и степени, связывают душу с телом и с земным планом.

Выше этих трех качеств - вечное время. Из-за влияния трех гун природы майи дживы (индивидуальные существа) осуществляют деятельность под контролем и ведением вечного времени. Эти действия называются «кармой».

Основополагающий принцип заключается в том, что карма - это закон, возвращающий результаты действий человеку, выполняющему их.

Эту жизнь можно сравнить с полем, в нашей карма - семя. Мы убираем именно то, что сеем; ни меньше, ни больше.

Этот непогрешимый закон кармы возлагает ответственность на каждого человека за то, кем он является или кем будет.

Исходя из общей суммы прошлой кармы, некоторые чувствуют себя близкими к Чистому Существу в этой жизни, а другие чувствуют себя отделенными.

Это закон кармы Гурбани (Шри Гуру Грантх Сахиб ). Подобно другим индийским и восточным школам мысли, Гурбани также принимает доктрины кармы и реинкарнации как факты природы.

Синто

Интерпретируемый как мусуби, взгляд на карму признается в Синто как средство обогащения, расширения возможностей и утверждения жизни.

Даосизм

Карма - важное понятие в даосизме. Каждый поступок отслеживается божествами и духами. Соответствующие награды или возмездие следуют за кармой, как тень следует за человеком.

Доктрина кармы в даосизме развивалась в три этапа. На первом этапе была принята функция отслеживания событий между действиями и последствиями, когда сверхъестественные отслеживали карму каждого и назначали судьбу (мин).

На втором этапе была расширена возможность переноса кармических идей из китайского буддизма, и была введена передача или наследование кармической судьбы от предков к текущей жизни.

На третьем этапе развития доктрины кармы были добавлены идеи перерождения, основанного на карме. Согласно этому положению, человек может переродиться либо другим человеком, либо животным.

На третьем этапе были внесены дополнительные идеи; например, иполнялись ритуалы, покаяния и подношения в даосских храмах, это могло облегчить кармическое бремя.

Фалуньгун

Дэвид Оунби, ученый-историк Китая из Монреальского университета, утверждает, что Фалуньгун отличается от буддизма своим определением термина «карма» тем, что он воспринимается не как процесс награждения и наказания, а как исключительно отрицательный термин.

Китайский термин «де» или «добродетель» зарезервирован для того, что иначе можно было бы назвать «хорошей кармой» в буддизме.

Карма понимается как источник всех страданий - то, что буддизм может назвать «плохой кармой». Ли говорит: «Человек на протяжении многих жизней совершал плохие поступки, и для людей это приводит к несчастью, а для практикующих - это кармические препятствия, поэтому есть рождение, старение, болезнь и смерть. Это обычная карма».

Фалуньгун считает, что дух замкнут в цикле перерождения, также известном как сансара, из-за накопления кармы.

Это черная субстанция, которая накапливается в других измерениях, когда человек совершает плохие поступки и думает плохие мысли. Фалуньгун утверждает, что карма является причиной страданий и в итоге блокирует людей от правды о Вселенной и просветления.

В то же время карма также является причиной продолжающихся перерождений и страданий. Ли говорит, что из-за накопления кармы человеческого духа человек будет перевоплощаться снова и снова, пока карма не будет погашена или устранена путем совершенствования, либо человек не будет уничтожен из-за совершенных им плохих дел.

Оунби рассматривает концепцию кармы как краеугольный камень морального поведения человека в Фалуньгун, также легко восходит к христианской доктрине «то что сеет пожинает».

Другие говорят, что Матфея 5:44 означает, что ни один неверующий не пожнет в полной мере то, что они сеют, пока они не будут осуждены Богом после смерти в аду.

Оунгун говорит, что Фалуньгун отличается «системой переселения», «в которой каждый организм является реинкарнацией предыдущей жизни, а его нынешняя форма формируется кармическим расчетом моральных качеств прошлых прожитых жизней».

Оунби говорит, что таким образом можно объяснить кажущуюся несправедливость явного неравенства, в то же время оставляя пространство для морального поведения вопреки этим законам.

В монизме Ли говорится, что материя и дух едины, а карма существует как черная субстанция, которую необходимо очистить в процессе совершенствования.

Ли говорит, что «все люди упали сюда из многих измерений вселенной. Они больше не соответствовали требованиям Закона на данных вселенной, и поэтому вынуждены были упасть. Как мы уже говорили, чем тяжелее чьи-то смертные привязанности, тем ниже человек падает, и нисхождение продолжается до тех пор, пока человек не достигнет состояния обычных людей».

Он говорит, что происходит обратная связь, чтобы быстро пробудиться на Земле в «обстановке заблуждения» и вернуться.

"Они открывают перед вами дверь. У тех, кто не вернется, не будет другого выбора, кроме перевоплощения, и это будет продолжаться до тех пор, пока они не накопят огромное количество кармы и не будут уничтожены".

Оунби считает это основанием для очевидного" противодействия Фалуньгун тому, что практикующие принимают лекарства во время болезни; они упускают возможность работать от кармы, позволяя болезни идти своим чередом (страдание истощает карму) или бороться с болезнью через совершенствование ».

Бенджамин Пенни разделяет эту интерпретацию. Поскольку Ли считает, что «карма - это основной фактор, вызывающий болезни у людей», Пенни спрашивает: «Если болезнь возникает из-за кармы, и карму можно искоренить путем совершенствования Синьсин, то что хорошего в медицине?»

Сам Ли заявляет, что он не запрещает практикующим принимать лекарства, утверждая, что «то, что я делаю, - это рассказываю людям о взаимосвязи между практикой совершенствования и приемом лекарств».

Ли также утверждает, что «обычному человеку нужно принимать лекарства, когда он заболевает». Шехтер цитирует ученика Фалуньгун, который сказал: «Принимать лекарства - это всегда индивидуальный выбор».

Обсуждение

Свобода воли и судьба

Одно из Существенных разногласий с доктриной кармы заключается в том, всегда ли карма подразумевает судьбу и каково ее значение для свободы воли.

Это противоречие также называют проблемой моральной свободы ; Противоречие не является уникальным для доктрины кармы, оно также встречается в той или иной форме в монотеистических религиях.

Спор о свободе воли можно разделить на три части:

  1. Человек, который убивает, насилует или совершает любые другие несправедливые действия, может утверждать, что все его плохие поступки были результатом его кармы: он лишен свободы воли, он не может сделать выбор, он является агентом кармы, он просто применяет необходимые наказания, которые заслуживают его жертвы их собственной карма в прошлых жизнях. Причины преступлений и несправедливых действий происходят по доброй воле или по вине сил кармы? 
  2. Предполагает ли человек, который страдает от неестественной смерти любимого человека, изнасилования или любого другого несправедливого действия, моральных действий, что вред ему был причинен неоправданно и поэтому ищет справедливости? Или следует винить себя в плохой карме прошлых жизней и считать несправедливое страдание судьбой?
  3. Подрывает ли доктрина кармы стимул к нравственному воспитанию,  если все страдания заслужены и являются следствием прошлых жизней, зачем чему-то учиться, если баланс кармы прошлых жизней будет определять действия и страдания?

Объяснения и ответы на вышеупомянутую проблему свободы воли варьируются в зависимости от конкретной школы индуизма, буддизма и джайнизма.

Школы индуизма, такие как йога и адвайта-веданта, которые уделяют внимание текущей жизни, а не динамике остатков кармы, перемещающихся через прошлые жизни, допускают свободу воли.

Их аргументы, как и аргументы других школ, троичны:

  1. Теория кармы включает как действие, так и намерение, стоящее за этим действием. Мало того, что на человека влияет прошлая карма, он создает новую карму всякий раз, когда действует с намерением - хорошим или плохим. Если намерение и действие могут быть доказаны вне разумных сомнений, новая карма может быть применена, и процесс справедливости может продолжиться против этой новой кармы. Актера, который убивает, насилует или совершает любой другой несправедливый поступок, следует рассматривать как морального агента этой новой кармы и судить.
  2. Формы жизни не только получают и пожинают последствия своей прошлой кармы, вместе они являются средством для того, чтобы инициировать, оценивать, судить, давать и передавать другим последствия этой кармы. 
  3. Карма - это теория, объясняющая какое-то зло, но не все (см. моральное зло против естественного зла).


Часть 4

Синто, Вера, Карма, Даосизм, Нирвана, Сикхизм, Индуизм, Религия, Обучающие материалы, Джайнизм

Previous post Next post
Up