Один мой знакомый передал мне видео материал по Ткварчельскому гуманитарному десанту который проводился с 16 по 19 июня 1993 года. Сама видеозапись очень большая, более 2 часов, выкладывать я её не буду. Выложу только скриншты и свои коментарии к ним.
Но снчало немного истории о самой гумманитарной операции.
2 июня ГКЧС РФ начал осуществление широкомасштабной акции по оказанию гуманитарной помощи Ткварчели и вывозу его жителей. Эвакуацию мирного населения из Сухуми должен был осуществить сочинский катамаран «Дагомыс», его первый рейс должен был состояться 10 июня, но из-за вспышки боевых действий было решено его не посылать. Тем более что после первого же рейса 4-х российских вертолетов грузинская сторона прервала проведение акции, отказавшись гарантировать безопасность полетов. После этого было решено отправить грузы сухопутным путем под защитой десантников.
10 нюня Госкомитет РФ по чрезвычайным ситуациям отправил колонну грузовиков из 31 КамАЗа для доставки гуманитарных грузов в зону грузино-абхазского конфликта. Автоколонна прибыла 13 июня в Сочи. Там на грузовики сразу же загрузили 214 тонн продовольствия. Мука, крупа, растительное масло - все это предназначено для жителей блокированного Ткварчели. Но не останется без помощи и население Сухуми. Им 215 тонн продуктов доставят суда морем.
14 июня премьер-министр России Виктор Черномырдин подписал распоряжение правительства, которым председателю Госкомитета РФ по чрезвычайным ситуациям Сергею Шойгу предоставляется право решения всех вопросов, связанных с осуществлением акции по доставке гуманитарной помощи и эвакуации населения из зоны конфликта в Абхазии. Этим же распоряжением министерствам обороны, иностранных дел, транспорта, финансов и Федеральной миграционной службе предписывается принять необходимое участие в проведении данной акции и направить своих полномочных представителен в состав оперативной группы ГКЧС.
14 июня из Севастополя с миротворческой миссией отправился отряд кораблей ЧФ в составе 2 БДК «Константин Ольшанский» и «БДК-69», СКР «Пытливый», тральщиков «Разведчик» и «Снайпер», спасательного буксира «Шахтер», водолазного судна «ВМ-154» и гидрографического судна «Березань». Под флагом контр-адмирала Николая Михальченко, возглавляющего морские десантные силы ЧФ.
На период выполнения операции, а это по плану 72 часа с момента выхода кораблей из Сочи, военное командование как Абхазии, так и Грузии приказало подчиненным силам прекратить огонь. Но, чтобы подстраховать от возможных все-таки неожиданностей, от несанкционированных действий группировок, неподконтрольных официальному командованию противоборствующих сторон, сопровождать колонну с продовольствием и обеспечивать ее проход через линию боевого соприкосновения будет отряд российских десантников. Для этого 15 июня БДК «Константин Ольшанский» в Пицунде загрузил на борт парашютно-десантную роту и 12 единиц бронетехники и с ними прибыл вечером 16 июня на рейд Сухуми. Другие корабли отряда вечером 15 июня пришли в Сочи и приступили к погрузке автомобилей и продовольствия.
В 20.00 16 июня «БДК-69» вышел из Сочи в сторону Сухуми, выход произошел с опозданием на пять часов от запланированного срока. Недостаток людей, осуществляющих погрузку продовольствия на корабль, и проливной дождь над городом задержали выход конвоя. В 3.00 17 июля «БДК-69» встал на рейд Сухумского порта, где его уже ожидал БДК «Константин Ольшанский», доставивший накануне вечером десантников, которые должны были сопровождать в Ткварчели колонну КАМАЗов с продовольствием, автобусы для беженцев и машины «скорой помощи». Оба корабля в 6.00 вошли в порт и стали разгружаться. А в 8.15 колонна машин двинулась в направлении Очамчира. Помимо российских военных, ее сопровождала небольшая грузинская вооруженная группа, представители абхазской стороны. Колонна КАМАЗов с гуманитарными грузами не избежала задержек на пути от Сухуми до Ткварчели. В 12.30 17 июня она была вынуждена остановиться в 10 км от Очамчира. По докладу в штаб ВДВ полковника Владимира Кравчука, возглавляющего российскую десантную группу сопровождения колонны, остановка произошла по двум причинам. Во-первых, грузинская сторона потребовала проведения таможенного досмотра гуманитарного конвоя. Во-вторых, абхазская сторона выразила опасения, что на участке проводки колонны через линию боевого соприкосновения противоборствующих сил могут вклиниться грузинские вооруженные формирования. Около девяти часов велись напряженные переговоры с участием представителей ГКЧС, российских десантников, грузинских и абхазских военных группировок в данном районе. Компромисс удалось найти. Утром 18 июня гуманитарный конвой прибыл в Ткварчели. И в 10.00 началась выгрузка продовольствия с машин. После разгрузки в автобусах были размещены 1756 беженцев пожелавших уехать из осажденного города, и колонна двинулась в обратный путь.
В это время корабли отряда не стояли без дела. БДК «Константин Ольшанский» принял на борт в Сухуми 463 человека, включая 45 детей, в основном представители русскоязычного населения, при этом грузинские власти потребовали от всех выезжающих непременно выписываться из своих квартир и рано утром 18 июня вышел из порта и в 11.00 прибыл в Сочи. Для размещения беженцев в Сочи подготовлен пансионат на 450 мест и четыре школы. «БДК-69» в Сухуми продолжал разгрузку продовольствия, а вечером туда вернулся и «Константин Ольшанский» за беженцами, которые были доставлены на машинах из Ткварчели. По прибытию колонны все были погружены на десантные корабли и 19 июня прибыли в Сочи.
Кроме того, успешно осуществлена перевозка 20 тонн продовольствия и медикаментов на четырех грузовиках из Сочи в Гагру. Гуманитарная помощь там уже распределяется среди мирных жителей. По утверждению начальника оперативного управления ЧФ контр-адмирала Александра Гринько, безопасность проведения гуманитарной акции на море обеспечивают два российских пограничных сторожевых катера и шесть самолетов Су-27.
Сопровождение наших транспортных судов боевыми кораблями, а также противоминные действия, было не лишними. Как теперь стало известно, с грузинской стороны планировались нападения на российские корабли с привлечением украинских наемников из УНСО. Вот как об этом вспоминал командир добровольческого отряда УНСО “Арго” Валерий Бобрович (Устим): "В мае 1993 г. с партией Гражданский Конгресс Грузии была достигнута договоренность о том, чтобы направить в Поти группу советников для формирования батальона морской пехоты… Предполагалось сформировать в составе батальона и группу боевых пловцов. Грузинским ВМС, состоявшим из нескольких сейнеров и судов на подводных крыльях, вооруженных ДШК и “ЗУшками” нечего было противопоставить кораблям Черноморского флота, кроме некоторого числа орудий береговой обороны, гаубиц Д-30 и зенитных пушек калибра 85-100мм. Кто-то подал мысль о разведывательно-диверсионных действиях против кораблей и судов противника на якорных стоянках, а также его портовых сооружений, посредством малых штурмовых средств. Поскольку мой опыт подводных погружений ограничивался аквалангом, довелось наводить справки об инструкторах подводного плавания, имеющих опыт обращения с кислородными приборами замкнутого цикла. Вскоре один такой объявился - некто “Обух”. В прошлом - боевой пловец-сверхсрочник, он весьма долго прозябал в различных туристических, спортивных и киношно-декораторских тусовках, ограничивая круг своих занятий инструктажем, спасением утопающих и культуризмом. Вообще человек дозревал до того, чтобы стать “толкиенистом”, “военным реконструктором” или еще кем-нибудь наподобие всей этой вполне безобидной публики, если бы в 1992 г. не вступил в УНСО. Когда подвернулась война “Обух” решил тряхнуть стариной. К этому времени, его сын “Цвях”, которому едва исполнилось 18 лет, уже успел на свой страх и риск принять участие в Нагорно-Карабахском конфликте на стороне Азербайджана. Оба, отец и сын, с первой партией УНСОвцев были отправлены в Абхазию, где мы начали формирование украинского батальона “Арго”. Поначалу я предполагал ограничить круг их обязанностей такими прозаическими вещами, как приобретение водолазного снаряжения и подготовка личного состава. “Обух” долгое время прожил в Абхазии и мог даже изъясняться по-грузински и на туземном наречии. Но не тут-то было. Мой “инструктор” твердо решил следовать идеалу “белого наемника”, вроде “Конго-Мюллера” или Боба Денара и прочих безымянных авантюристов времен кризисов в Биафре и Катани. В своеобразной целеустремленности этому человеку нельзя было отказать. Готовясь к поездке, самым неэффективным способом гимнастики - изометрическим, он нарастил весьма приличную мускулатуру. Хуже обстояли дела с подводными диверсиями.
Оказалось, что немалый запас технических средств батумского дельфинария, по неизвестным мне причинам, был недоступен. Грузины, по простоте, предполагали обойтись совершенно непригодными в военных целях -”пузырящими” аквалангами. Их комиссионеры с готовностью предложили производить закупки в Турции. “Обух” мечтательно пускал слюни, предвкушая получение вожделенных игрушек: скутеров, гидрокостюмов, гарпунных ружей и ножей. Я настоял на приобретении снаряжения в Киеве.избежать разоблачения, даже при проведении таможенного и пограничного досмотра. Как-никак, а почти десять лет, я, как и весь плавсостав торгового флота промышлял контрабандой, и без ложной скромности, достиг на этом поприще некоторых успехов. Судовой корпус может быть легко разрушен снизу, в области бокового киля, сосредоточенным зарядом ТНТ массой 5 кг. Применение двух зарядов по оба борта усиливает эффект, также как и условия подводной среды. Вода, как известно, не сжимается и часть взрывной волны отражаясь от дна усиливает действие взрыва. Для прикрытия, при тогдашнем беспорядке, в области судоходства, вызванном утерей монополии пароходств, обзавестись какими-либо фрахтовыми документами для каботажного рейса, не составляло труда. Резервным вариантом, оставалось рыболовство..." На бывшей учебной базе ДОСААФ нашлось некоторое количество кислородных приборов и прочего легководолазного снаряжения. Не составлял проблемы и выбор целей. На любой из якорных стоянок вдоль сочинского побережья, атаку возможно было произвести вполне безнаказанно...
ПРИМЕЧАНИЕ: тоесть эти суки из УНСО планировали подрыв кораблей Черноморского флота и им было побарабану что на них служат и украинцы? Но я не думаю что это они решли осушествить сами, явно и фашистский режим в Грузии то же этому способствовал, но видно у них "душка" не хватило
СКРИНШОТЫ:
1 - погрузка на БДК роты 345 ПДП в Пицунде:
2 - переход до Сухума
война войной а обед по расписанию
послеобеденный сон (или солдат спит а служба идёт)
3 - я не знаю что происходило за бортом, но орудия АК-725 всё время кого то вели на автосопровождении, к сожелению оператор не перевёл камеру за борт судна. Возможно самолёты сопровождения (моряки просто отрабатывали боевую задачу, тренировались), может в небе были и грузинские Су-25 которые следили за ордером?
4 - и вот показался берег Сухума в районе МАЯКА, БДК перестроились и пошли к берегу
5 - местные "ачкомусы" привели орудия БО в полную готовность и готовы были отрыть огонь по нашим БДК
6 - наше командование операцией видно разъяснило (может на пальцах, может и слова поняли) что не нужно противостоять тому чето неизбежно... больнее будет
7 - на всякий случай АК-725, морпехи (они на бакн БДК заняли оборону с ПКМами и РПГ, а так же их БТРы вышли веером и заняли плацдарм), а так же и десантники в трюмах БДК были готовы ринутся в бой
8 - и вот выгрузка началась. Сначало пошёл десант, затем и КамАЗы с гуманитаркой
9 - этим же БДК из Сочи пришли и несколько десятков гражданских лиц
10 - после ряда остановок и переговоров колонна добралась до Ткварчели и началась разгрузка гуманитарки
11 - затем грузовики подтянулись на Ткварчельский стадион, ту да же стали подтягиваться и мирные жители
12 - вскоре началась погрузка
13 - затем колонна двинулась в обратный путь. В селе Моква их ожидали десантники которые сопровождали колонну на всём пути
14 - после прибытия в Сухум перед погрузкой на БДК грузины устроили фильтр беженцам (вот такая фашистская политика была у них - ВЫПИСАЛСЯ УЕЗЖАЙ, а сами сейчас требуют возврата в свои дома - УЕХАЛ, ЗНАЧИТ УЕХАЛ, ХОТЕЛ ЖИТЬ В АБХАЗИИ НУЖНО БЫЛО ОСТАВАТЬСЯ В 1993 году)
a target="_blank" href="
http://radikal.ru/fp/5613d46bad5e4b12882488312a223640">
15 - кто то смог дажде свой личный автомобиль вывести. Удивительно что его не украли грузинские мародёры, а может как раз они то и вывозили его для продажи в России
16 - после погрузки на БДК, корабли отчалили от берега и выдвинулись в сторону Сочи. Беженцев на кораблях кормили, но тыловая служба была поставлена из вон рук плохо. Столовых принадлежностей на всех не хватало, у кого были свои тем рисовую кашу насыпали в их посуду. Остальным выдавали едё в целофановых пакетах... ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ зрелище, могли бы хоть в этом сообразить что примерно по 800 человек на корабле придётся из чего то кормить, что одноразовойпосуды не могли взять с собой. Да тогда ещё пластмассовой не было, но из пресованного картона то тарелки были. Ну накрайняк кормит партиями... Одним словом выход можно было найти, в конце концов у нас на складах полно армейских кателков