В значительных
объемах, разработка гипса и ангидрита, началась давно. В связи с их широким
распространением на Самарской Луке и по берегам реки Сок. На кустарных
заводах, из гипсового камня получали до 50 тыс.т алебастра в год. На
одном гипсовом месторождении «Горняк», известном с 1856г., самарский предприниматель
Маштаков (владелец кирпичного завода в самаре, а так же других промышленных объектов), добывал в год до 4 тыс.т. В 1904 году, на берегу волги, им был построен алебастровый завод. У местных звался мельницей. Гипс ломался особый - тонкозернистый
мраморовидный, очень плотный, необычной белизны. Гипс залегал в виде штока и
линз, толщина которых изменялась от 6.0 до 10.6
метров. В советское после революционное время, в этих каменоломнях промышляла артель "Горняк". Здесь добывалась прочнейшая разновидность гипса - голубой ангидрит. Известный еще как "Жигулевский мрамор". Он хорошо поддается обработке и распиловке на плиты. Месторождение было законсервировано в 1960г.
(взято из гуглов и частично
отсюда)
На фото часть механизма мельницы.
В этих далёких и глухих местах, видели валяющиеся в лесу вагонетки. Какой-то чума, на вики, отметил в этом районе штольни. Что же там было в те далёкие времена и имело ли отношение то производство к подземле, а возможно даже гипсовые штольни, выяснить это всё на месте и было нашей основной задачей.
По пути заехали в разрушенную и самую древнюю церковь на самарской луке. Дата постройки 1714 год.
"Храм во имя Иоанна Крестителя".
Ярусность постройки несет черты русского зодчества конца 17 века и элементы общеевропейского стиля барроко, пришедшее в эпоху Петра
Внутри пусто. Настенные рисунки практически исчезли.
Толщина стены в 6 кирпичей.
Купол цел. 300 лет прошло, а трещин нет.
Осмотрев старый гипсовый карьер в овраге, так же принадлежавший Маштакову, двинулись грунтовыми дорогами к волге. Но дороги быстро заканчиваются и начинается свеженький зелёный лес. Далее идти можно только пешком.
На фото дорога в овраге. В те времена, должно быть, вполне полноценная. Возможно даже и этих деревьев тогда не было.
Вот и гипсовый карьер. Очень старый. На нём везде растут деревья. На земле, повсюду, гипс спаялся в сплошную твёрдую корку с правильными кристаллами. Под ней вода промыла многочисленные пустоши из которых дует холодный ветер.
Вид на верхушки жигулей, с верхнего края карьера.
Склон.
На фото внизу, можно увидеть чёрную дыру. Это карстовый просос под землю.
Естественно он был осмотрен. Внизу, вдоль скалы идёт ход. Но он слишком узкий и не продолжительный.
Неподалёку обнаружились рельсы. Очень маленького размера. Менее наверное уже не бывает.
Они валяются повсюду. Как на ровных местах, так и на отвалах.
И есть у них одна особенность - они с отверстиями в подошве рельса. То есть крепились они кованными гвоздями, прямо через рельс к шпалам.
Неподалёку нашлись и кузова вагонеток. Рам с осями и колёсами, не было.
И все они клёпаные. Ни одного сварного шва.
А вот и ось валяется. Кованная. Колёса тогда похоже были съёмными, а не как сейчас.
На одном из склонов, обвалился корж и сыпуха ушла внутрь. Обнажилась щель в горе. Тяга воздуха есть.
А почему на фото никого нет, а рюкзак валяется? Всё просто. Все уже внутри =)
Ровные стены. Потолок горизонтальный. А вот пол спуксается вниз.
Короче это пещера. Длинной метров 20 и глубиной метров 8. Вроде Серноводской. Куда-то вниз там уходит вода.
Кроме пещеры больше ничего не нашли, поэтому идём на склон горы, к волге.
В воздухе что-то есть. Вроде тумана. И это повсюду.
Все склоны изрыты и повсюду следы добычи гипса.
Тут же встречается фундамент строения из природного камня. И всякий мусор. Причём пор верху горы дороги нет(или уже просто исчезла). Внизу тоже.
А это часть современной вагонетки. Она сильно отличается по конструкции и полностью сварена.
Движок.
Откапываем. 6 цилиндров. Почти рабочий.
Из опознавательных знаков только это - GM2
Похоже всё это следы пребывания артели "горняк", работающей в этих месторождениях гипса в советское время.
Разноцветный гипс повсюду.
На берегу была устроена мельница. И с карьеров сюда свозился добытый гипс. От неё осталась лишь стена и каменные основания механизмов, которые тут когда находились. На каком приводе она была? Скорее всего на паровом. Так как в те времена, на зерновых мельницах, использовались именно паровые машины.
Специальные помещения. Где то тут должна была быть и крупная печь для обжига гипса.
А это место, должно быть как-то связано с деталью на самом первом фото.
Неподалёку, на полке, есть обустроенные периметры, отдалённо напоминающие заваленные порталы под землю. Железный предмет в середине - прогнивший насквозь рельс.
Огромная деревянная бочка врытая в землю. С лестницей. Рыбку солить?
Остаток одного из двух, единственных кирпичей, найденный у мельницы. Кроме надписи "россiя", об остальном содержимом можно только догадываться. Предположу что это кирпич изготовленный на собственном кирпичном заводе в самаре.
Вот и всё, что за 100 лет осталось от мельницы Маштакова и остального производства связанного с "жигулёвским мрамором".
Кроме пещеры, ничего подземного так и не было найдено. Интересующий всех пласт гипса, находится довольно высоко, практически на макушках гор и слегка прикрыт доломитной трухой. Поэтому использовать подземные методы, в сравнении с открытой добычей, тут просто глупо. Поэтому гипсовых рудников тут никогда не было и быть не может. А вот пещеры в гипсах вполне возможны.