На предыдущий вопрос о зарплате было получено много откликов. Правильный ответ - 37520 рублей. Теперь я хочу рассказать друзьям, почему так получается и что происходит в нашем образовании, это будет не один пост, ибо коротко не получится.
Очень многие дали примерный по порядку ответ в 30-40 тысяч рублей. Логика примерно понятная - сумма все-таки должна быть меньше казалось бы заслуженной (иначе для чего бы я это все писал), но не оскорбительно маленькой.
Популярные ответы в 20.000 примерно понятны - их давали люди, представляющие уровень зарплат в МГУ. Ну это довольно известный факт - в МГУ (и в вузах вообще) платят меньше, чем в московских школах, потому что вузы финансируются из федерального бюджета, а школы - из регионального. Региональный бюджет в Москве, естественно, позволяет платить учителям существенно больше, чем в провинции, в большинстве регионов ситуация гораздо хуже и там средняя зарплата может составлять порядка 10-20 тысяч рублей.
Разумеется, зарплата профессора МГУ в 20.000 рублей - это еще более вопиющий факт (угу, при якобы средней зарплате в 60000), но я не в курсе подробностей с высшей школой, поэтому не буду в это углубляться.
Некоторые предлагали вариант на уровне официальной средней зарплаты - увы.... Был вариант и в 150.000 - неужели вы думаете, я стал бы таким хвастаться?
Дальше я хотел бы рассказать, почему так получается. Да, замечу, что сама достоверность сведений о средней зарплате не очень понятна, но по крайней мере это те цифры, которыми козыряет правительство.
Я не хочу плакать на жизнь, жаловаться на сложную судьбу и т. д. - разумеется, заработать нужные деньги я смогу, хотя и повод написать этот пост именно сейчас есть (возможно, напишу в конце об этом). Но, например, мне очень не хочется заниматься «зарабатыванием денег». Например, я не занимаюсь репетиторством - принципиально не занимаюсь. Просто мне очень не хочется зарабатывать деньги таким образом, хотя когда я последний раз (по личной просьбе через друзей) этим занимался, то доход у меня был (если считать на час труда) ну думаю что в несколько раз больше чем у отписавшихся в теме друзей. Но, еще раз, я могу так деньги зарабатывать, но не хочу. Хочу работать с хорошими, сильными детьми.
А рассказать хотелось бы о том, что в сфере образования происходит и к чему нас всех ведет наше федеральное и местное правительство.
Ну начнем с формальной стороны дела. Рабочая неделя педагогического работника составляет 36 часов (статья 333 КЗОТ). То есть как бы учитель должен на рабочем месте находиться 36 часов. При этом учебная нагрузка у него должна быть 18 часов в неделю, т. е. учитель должен за неделю при оплате труда на одну ставку вести 18 уроков в неделю.
Куда уходит остальное время? Ну во-первых, к урокам нужно готовится. Иногда это не занимает времени совсем, иногда - занимает очень много, порой к одной паре (полтора астрономических часа) приходится готовиться по три-четыре часа.
Во-вторых, надо проверять домашние задания, понятно, что это у филологов, математиков занимает куда больше времени, чем, скажем, у меня. Тем не менее, ради любопытства я поставил счетчик в этом году, сколько задач я принял с начала учебного года у своих школьнико
вот здесь. Каждая единица в этом счетчике - это одна программа, которая была мною просмотрена и принята. Это - пост-проверка после автоматической тестирующей системы, т. е. считается, что в целом в программе скорее нет ошибок, а я проверяю скорее на то, нравится мне или нет стиль написания самой программы. И можете спокойно умножить это число на 1,5, если хотите узнать, сколько задач я вообще просмотрел.
Плюс хороший учитель должен повышать квалификацию, читать какие-нибудь научно-популярные журналы, методическую литературу и т. д.
И этот объем учебной нагрузки (18 часов) вполне адекватный, я, например, всегда стараюсь примерно такую нагрузку иметь, это позволяет качественно готовиться к урокам и их вести. Если учитель стоит у доски 6 уроков подряд, то после этого он ну совершенно никакой (по крайней мере я очень устаю от 6 уроков, если это занятия скорее лекционного типа. Кстати, сейчас уже привык, лет пять назад лекции 4 только мог подряд вести). То есть больший объем нагрузки негативно сказывается на качестве занятий.
Ставка учителя высшей категории в Москве оплачивается примерно в 20 тысяч рублей. Причем последний раз величина ставок была установлена в 2009 году и с тех пор не индексировалась. Посмотрел сейчас архивы - действительно, с лета 2009 года мне школа платит примерно одну и ту же сумму, индексация за это время не проводилась.
Правда, почти все бюджетные учреждения Москвы перешли на новую систему оплаты труда, но в 179 школе старая система оплаты по ЕТС сохранилась (но, кажется, она все-таки доживает последние месяцы). Рассказы о том, поднимается или нет зарплата после перехода на новую систему - противоречивые.