25 мая 2014, выборы в Киеве (полный отчёт) #украина2014

May 28, 2014 03:24


25 мая мне довелось быть наблюдателем на выборах в Украине. Наблюдал я в рамках наблюдательской миссии от EPDE в городе Киев. Этот пост - отчёт именно о дне голосования. Остальные впечатления отдельным постом. Заодно советую почитать отчёт коллеги, он тоже в Киеве наблюдал.

Наблюдал я в статусе международного наблюдателя. В соответствии с декларацией принципов международного наблюдения за выборами, суть наблюдения - это созерцание за ходом выборов и получение непредвзятой оценки. В отличие от наблюдательства в России, где цель сделать выборы честными (т.е. не давать по возможности фальсифицировать и делать странное), тут надо было просто сделать вывод: насколько выборы были честными. Сразу сделаю оговорку, что я непрезентативен, наблюдал я только за днём голосования (за избирательной кампанией не следил, не знаю как и что там было), о нём и буду писать.

Само наблюдение выглядело следующим образом:
  • формируется группа из двух наблюдателей, переводчика и водителя;
  • группа получает маршрутный лист из 20 участков, которые надо объехать за день;
  • на первом участке (на выбор группы) группа находится примерно час: приезжает за 45 минут до начала (по закону комиссия начинает работать не раньше, чем за 45 минут до открытия участка) плюс какое-то время наблюдает за тем, что происходит на участке;
  • далее группа перемещается между участками, находится на каждом 20-30 минут, общается с комиссией-наблюдателями, оценивает обстановку и т.п.;
  • в конце дня надо остаться на каком-то участке (на выбор группы) на подсчёт голосов.

Почему-то селфи группы нашей сделать я не догадался, т.ч. вот мои напарницы (слева - Настя-наблюдатель, справа - Ира-переводчик, по центру - член ТИКа):



Видео- и фотосъёмка

Я весь день ходил с видеокамерой и фотоаппаратом. В украинском законе о выборах прямо сказано в правах наблюдателя, что фото/видео разрешено, если не нарушается тайна голосования (70 статья):
5. Офіційний спостерігач від іноземної держави, міжнародної організації має право:
...
4) робити фото-, кінозйомки, аудіо- та відеозаписи не порушуючи при цьому таємниці голосування;

Несмотря на это прямое разрешение, примерно на половине участков мне пытались не разрешать съёмку. В основном наблюдатели, но иногда и члены комиссии. С одним членом комиссии состоялся примерно такой диалог:
- Сюда с камерой нельзя!
- Почему?
- Нельзя снимать!
- А в законе написано, что можно...
- А, ну ладно тогда...

Другой случай. Наблюдательница стала мне говорить, что снимать нельзя. Я поинтересовался почему. Она сказала, что это общественное место. Я про закон. Она мне, что не хочет, чтобы её снимали. Видимо, меня утомил этот диалог, и я сказал: "В таком случае вам не надо находиться в общественном месте..." Тут она пригрозила мне, что обратится к милицейскому. Я выразил поддержку её устремлению. Однако, это ей не удалось, видимо, потом она вызванивала юриста, пыталась что-то объяснить, а потом просто недовольно на меня смотрела.

А ещё мне сказал наблюдатель, что снимать можно только нарушения: "Если вы были на тренинге, то знаете, что снимать можно только нарушения!" :)

Но это всё просто забавные эпизоды. По факту никто съёмку мне запретить не смог (один раз помощник председателя посмотрела в закон на мои уверения в законности съёмки, и, прочитав, сказала, что всё хорошо).
Милиция

Ещё интересный момент с милиционерами. Украинский закон запрещает нахождение милиции на участке (в помещении для голосования), кроме случаев, когда сама комиссия просит их участия (или если что-то стрёмное происходит). Считается, что присутствие силовиков является давлением на избирателя. Я два раза был свидетелем того, как милиционер останавливался перед входом в помещение для голосования (наблюдатели туда вели) со словами: "Мне туда нельзя."

Наблюдатель ведёт двух милиционеров по коридору навстречу мне и жалуется на съёмку на видео (а я с камерой в руке). Милиционеры начинают ко мне идти, а наблюдатель: "Нет, это другой наблюдатель." :)
Бюллетени, наблюдатели

Первое, что поразило, это количество наблюдателей: меньше 15 не было ни на одном участке. На первом участке их было, кажется, 20. Перед открытием участка все были в школьном кабинете. Туда комиссия + наблюдатели просто не помещались:




Где-то днём наблюдателей вдруг стало мало-мало. Видимо, разошлись обедать. Причём это совпало с нашим обедом: выходим с участка, где под 20 наблюдателей и очереди голосующих, обедаем, а потом едем на следующий участок, а там наблюдателей 5 человек (хотя зарегистрировано 17). Но к вечеру большинство возвращались.

Масштаб трагедии для комиссии я понял, когда увидел бюллетени:




В Киеве в этот день проходило 3 выборов: Президента, мэра и городской Рады. На выборах Рады 2 бюллетеня: одномандатный и партийный. Т.ч. всего 4 бюллетеня немаленьких размеров (не меньше 21 кандидатов). Плюс бюллетени выдают по количеству избирателей. Я ж сам член комиссии, понимаю, какой это ад и жесть, т.ч. я сочувствовал с самого начала :)

А ещё интересный момент, что бюллетени выдаются членам комиссии полностью, ничего в сейфе не остаётся. Выглядит это так:



ОЧЕРЕДИ

Первый участок открылся с небольшой задержкой (комиссия долго возилась с опечатыванием ящиков), народу было много:




День был очень жаркий, помещения для голосования располагались в школах, в основном. Кондиционеров нет. Процедура выдачи бюллетеня очень долгая (там на бюллетене есть отрывной корешок, который заполняется членом комиссии), избиратели разбираются за кого голосовать непосредственно в кабинке (в основном), а списки огромные. В итоге образуются огромные очереди как на получение бюллетеня, так и в кабинки для голосования. В 8 утра мне показалось, что очереди огромны:




Около 11-12 утра мне казалось, что ад близок:





А за 15 минут до закрытия участка я понял, что со дна постучали (это один и тот же участок, вид с двух сторон):




Немного о нарушениях

А вот, например, какая-то офигенная штука. В законе сказано (статья 69):
9. Офіційний спостерігач від партії, кандидата на пост Президента України, громадської організації має право:
...
7) вживати необхідних заходів у межах законодавства щодо припинення протиправних дій під час голосування та підрахунку голосів виборців на виборчій дільниці;

Т.е. наблюдатель (не международный) в рамках законодательства может пресекать правонарушения выборного законодательства! Воочию я увидел это вот как. На избирательном участке должны высеть 21 плакат кандидатов на пост Президента. На каждом участке я всё старательно пересчитывал. Заходим - 22 плаката. Один кандидат два раза присутствует. Нехорошо. Говорю об этом наблюдателю. Она идёт к председателю. Тот говорит что-то типа "ну что ж поделать". Она идёт к лишнему плакату, срывает его, складывает и отдаёт председателю :)

Нарушений немного: плакатов не хватает / слишком много, странный мнс-сник (наш МЧС) сидит на участке (наблюдатель его выпроводил), снаружи какая-то мелкая агитация (на столбах, больших билбордов не видел, по крайней мере президентских точно). На одном участке председатель с какими-то документами сидела в отдельном закрытом помещении. Но наблюдателей это не особо волновало.

К слову, о наблюдателях. Большинство не очень активных (есть и совсем пассивные). Но на каждом хотя бы один-два были активные. Большинство наблюдателей получают деньги от кандидатов, которые их направляют. Но, как мне показалось, степень активности наблюдателя от платности не зависит.

P.S. Об участке, на котором остался на подсчёт голосов - отдельно.

наблюдатель, украина, киев, выборы

Previous post Next post
Up