Хабаровск-Фуюань-Хабаровск: организация и быт

Jul 18, 2009 11:30

Я уже рассказывал в прошлом году о Фуюане - ближайшем к дальневосточной столице России китайском городе. Повествование о нем, правда, шло с чужих слов, а подытожил я его выражением острого нежелания знакомиться с приграничным Китаем: не слишком доброжелательным к туристам, зато навязчивым и ориентированным в основном на «шопников». Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. В этом году захотелось мне перемены обстановки, да и любопытство взяло-таки свое. И вот, состоялось - я посетил-таки Фуюань. Должен признаться, мое мнение об этом городе после очного знакомства претерпело немалые изменения. Я, конечно, вволю посмеялся над вывесками на корявом русском языке, над неуклюжими уловками китайских доморощенных маркетологов, поснимал развалюхи-фанзы. Но вместе с тем за наносным комичным фасадом проступает нечто совсем иное, заставляющее задуматься. Однако не хочу забегать вперед и начну свой новый рассказ о Фуюане с вопросов организации туда туров из Хабаровска, а непосредственно к городу и его жителям перейду в последующих альбомах.


Путешествие в Китай для большинства хабаровчан начинается отсюда - от обновленного дебаркадера на речном вокзале в самом центре города. Автомобильного и железнодорожного сообщения с ближайшей территорией Поднебесной нет (нужно ехать аж через Приморье или Читинскую область), а самолеты из Хабаровска летают, понятное дело, лишь в столицу провинции Хейлунцзян - Харбин (кстати, весьма примечательный город, надеюсь, я как-нибудь соберусь о нем рассказать особо). «Ракеты» - суда на подводных крыльях - каждое утро караванами уходят из Хабаровска в Фуюань, а вечером возвращаются обратно.




На набережной и в самом начале Уссурийского бульвара разбросано немало таких вот киосков, являющихся офисами местных туристических компаний. Хотя их стены также украшены упоминаниями и других странах, все эти фирмы специализируются преимущественно на шоп-турах в Фуюань. Собственно, в приграничном северо-восточном Китае делать особенно нечего, разве только пройтись по рынкам или магазинам, посидеть в ресторанах или ночных клубах. Каких-либо исторических да и прочих достопримечательностей там нет, вот и едут туда за дешевыми товарами и непритязательным отдыхом.



Все суда, связывающие оба города, арендуются турфирмами. Купить билет в частном порядке невозможно - фирмы продают только полный комплект: проезд, проживание, питание, трансфер. При этом продолжительность тура составляет день или два, поменять гостиницу нереально (точнее, почти нереально, нужно иметь хорошие знакомства с руководством фирмы), отказаться от включения в счет питания - тоже. С Китаем действует безвизовый режим, но паспорта заберут по ту сторону Амура еще в автобусе сразу после прохождения приграничных формальностей - чтобы никто не отправился путешествовать по КНР самостоятельно.
Такая феодальная система характерна только для Хабаровска. Скажем, в Благовещенске можно просто купить билет в находящийся на противоположном берегу китайский Хейхэ, а дальше проводить время в режиме автономного плавания, самостоятельно выбирая дату возвращения. В чем заключается соль хабаровской комбинации, наверняка хорошо пролоббированной местными турфирмами, я расскажу чуть ниже.



Теми же судами путешествуют в Хабаровск и возвращаются из него и граждане КНР. У них, насколько я понимаю, со свободой действий куда проще, чем у россиян. Правда, отечественные служители правопорядка значительно менее приветливы, чем их коллеги в Поднебесной. Несмотря на ранний час, на набережной дежурил милиционер, проверяющий документы у всех лиц с характерным разрезом глаз, в том числе и сидящих в припаркованных у дебаркадера машинах. В принципе, ничего против не имею - это его работа. Пока еще китайцев, желающих нелегально попасть в Россию, гораздо больше, чем россиян, мечтающих о карьере гастрбайтеров в КНР.
Правда, есть один нюанс, о котором мало кто знает, особенно из числа кричащих о китайском засилии на территории российского Дальнего Востока. Да, и легальных, и нелегальных рабочих из Поднебесной тут хватает, особенно на стройках и на сельскохозяйственных полях. Только вот подавляющее большинство китайцев здесь трудятся вовсе не из горячего желания навсегда осесть в России. Отнюдь, как свидетельствует статистика, эти работяги зарабатывают и копят, чтобы вернуться к себе, забрать семью и переехать с ней на юг Китая, где жизненный уровень заметно выше, чем в провинции Хейлунцзян.



Посадка на первую из «ракет». По выходным дням их обычно бывает около восьми, отправляются они с интервалом порядка сорока минут: пока не уйдет очередная, пассажиры следующей ждут на набережной. Затем их пускают в киоск перед трапом, где проверяют документы по заранее поданным спискам, выдают порядковый номер (для прохождения пограничников - им так удобнее искать человека в аналогичных списках) и квиток об оплате за пользование терминалом. Затем следуют таможенный и паспортный контроль, ожидание в тесном зальчике, где и присесть толком негде, - и только когда все или почти все пройдут калитки пограничников, начинается посадка.



На линии работают суда на подводных крыльях «Полесье». Половина российских, половина - купленных китайской стороной и приписанных к речному порту Харбина. Но все они, как я уже говорил, арендуются хабаровскими турфирмами. Китайские суда носят имя «Лунтан» (Longteng), российские - оригинальное название «Полесье», варьируются лишь порядковые номера
Судов на воздушной подушке, как в Благовещенске, в Хабаровске нет, поэтому навигация носит сезонный характер: когда Амур скован льдом, ни о каких поездках в Фуюань нет и речи.
Здесь я сфотографировал носовую часть салона судна «Лунтан-3». Построено оно было, если верить табличке, в 1988 году. ЖК-телевизор (от которого в России никакого проку - звук почему-то не воспроизводится) и кондиционер - наверняка следы уже китайской модернизации. Команда тоже целиком состоит из граждан КНР. Кстати, на борту желающим подают кофе и пиво, естественно, небесплатно. Впрочем, многие не полагаются на случай и берут все необходимое с собой: от соленых огурчиков до водки. Правда, откровенно пьяных на борту равно как и безобразные сцены я не наблюдал. Пожалуй, на чартерных авиарейсах в Египет атмосфера куда более «вольготная».



Единственный салон «ракеты» невелик, он вмещает 53 человека, возможно, включая также членов команды. Пустых мест, по крайней мере в выходные дни, как правило не остается. Билетов с указанием номеров кресел нет, так что каждый занимает место по своему усмотрению, ну а последние, конечно, по остаточному принципу.
Судно узкое, поэтому бортовая качка во время стоянки весьма ощутима.



В пути представители турфирмы проводят краткий инструктаж на тему организации тура и поведении в Фуюане. Кроме того, заставляют подписать кучу бумажек о том, что туристы уведомлены, какие товары запрещены к ввозу в Россию (тут на фотографии можно интереса ради вчитаться в иные весьма комичные названия), об отсутствии недомоганий и т.п. Всего, кажется, нужно заполнить четыре листа - такого торжества бюрократии при пересечении границы я не наблюдал еще нигде.



Если верить указателю на набережной, Хабаровск отделяет от Фуюаня 72 километра. Судя по карте, так оно и есть, то есть расстояние между двумя городами лишь немногим превышает протяженность береговой линии дальневосточной столицы вдоль Амура и Уссури (Амурской протоки). Масштаб оценить легко: Хабаровск (не вполне точно, но в целом близко к истине) на карте закрашен серым. Белое же пятнышко на берегу слева в целом дает наглядное представление о площади Фуюаня.



«Ракета» идет по Амуру менее полутора часов. Очень жаль, что нет автомобильного моста, путь на машине наверняка занял бы не больше времени.
Теперь стоит затронуть экономическую сторону вопроса. Юань жестко привязан к доллару, так что прошлогоднее резкое падение курса рубля привело к аналогичной корректировке российской валюты по отношению к валюте китайской. Год назад за юань давали где-то 3,35 рубля, сейчас - уже около пяти. Стоимость двухдневного шоп-тура за указанный период возросла с 4,5 тысяч рублей до шести. Однако в любом случае она чертовски завышена, чтобы стимулировать хабаровчан ездить так называемыми кирпичами (на практике ездить в китайский Хейхэ из Хабаровска получается дешевле, чем в Фуюань, даже с учетом проезда до Благовещенска и обратно в плацкартном вагоне). Как известно, ныне что челноки, что рядовые граждане имеют право беспошлинно ввозить из-за рубежа до 35 кг багажа в месяц. Таким образом ушлое государство пытается снимать сливки с импорта, что попутно вызывает аномальный рост цен на товары на внутреннем рынке (на этот счет есть грустная шутка, гласящая, что высокий уровень цен в России компенсируется низким средним уровнем доходов населения). Предприниматели, имеющие свой торговый бизнес, предпочитают платить фирмам, берущимся доставить товар беспошлинно, чем выплачивать соответствующие сборы на таможне. Первый вариант, видимо, выходит заметно дешевле.
Упомянутыми фирмами, занимающимися доставкой из Китая относительно мелких партий товара (сотни килограммов, реже - единицы тонн), и выступают турконторы. Причем нередко такие грузы формируются не в Фуюане, а приходят из южного Китая. Турфирмы же снижают стоимость путевки для тех, кто соглашается вывезти для себя меньший багаж, а оставшийся от 35-кг беспошлинной нормы вес отдать организаторам. Скажем, можно заплатить за поездку в шесть раз меньше, но тогда получится провезти себе лишь два килограмма вещей (поэтому некоторые цепляют на себя сразу несколько брюк, рубашек, теплую куртку в разгар летней жары и т.д., а иные пассажирки «наматывают» себе беременность поздних сроков). Есть и промежуточные варианты: кажется, за 2,5 тыс., 4,5 и т.д. - в эти детали я не вникал.
Так вот, клиенту-кирпичу сразу после прибытия из Китая на дебаркадер в Хабаровске выдают сумку с биркой, на которой указана его фамилия, и через таможенный контроль он должен пройти с ней самостоятельно. Еще раньше, на борту «ракеты», пассажиру под запись сообщают, что именно входит в дополнительный груз (в подавляющем большинстве случаев - одежда). Это делается на случай, если у сотрудников таможни возникнут соответствующие вопросы. Наверное, теоретически так невинный человек может невольно оказаться даже наркокурьером, но на практике, думаю, такое не случается, иначе лавочку давно уже прикрыли бы.
В принципе, схема хоть и несколько о'бендеровская, однако далеко за рамки закона она не выходит и уж точно находится в поле допустимой морали. Не будь этой лазейки, и без того высокие розничные цены на китайские товары оказались бы еще выше, чем сейчас. И под удар попали бы, как всегда, наименее обеспеченные слои населения, приобретающие наиболее доступную одежду производства КНР на рынках. Впрочем, свой ассортимент подобным образом пополняют и недешевые магазины, но об этом я лучше расскажу особо, когда дойдет очередь до описания торговли в Фуюане.



По пути в Китай привлекают внимание огромные опоры ЛЭП, перекинутой через Амур.



Китайцы же полагаются и на нетрадиционные источники. В частности, еще задолго до того, как взорам открывается Фуюань, на холмах вдоль Амура возникают многочисленные ветряки.



Катера береговой охраны, базирующиеся в Казакевичево, встречались трижды: у самого Хабаровска, близ западной оконечности Большого Уссурийского острова и прямо напротив Фуюаня (город этот, как видно на карте выше, расположен на южном берегу Амура, а северный принадлежит России - то территория Еврейской автономной области). В тот день несли дежурство артиллерийские катера проектов 1249 «Пиявка» и 12130 «Огонек». Тут запечатлен первый.



Когда «Лунтан» уже пришвартовался к причалу, в салон прошли представители китайской медслужбы и измерили температуру тела всех пассажиров при помощи бесконтактного термометра, отметив соответствующие показания в квитках, где пассажиры клялись, что здоровы, как быки.
Затем нужно было по трапу и через обширную площадь направляться в здание речного вокзала. Фотографировать там, увы, запрещено. Я могу только отметить скорость, с которой китайские пограничники и таможенники пропускали пассажиров, и совершенно невменяемые цены в магазинчике беспошленной торговли. В частности, коньяк там стоит столько, что проще и, пожалуй, дешевле приобрести подобные напитки в Хабаровске. Кстати, при просвечивании ручной клади интроскопом китайцы обращают внимание на ножи, даже на небольшие. Я взял с собой складной ножик для фруктов, но, взглянув на него, меня без дальнейших вопросов пропустили.



Дальше предстоял марш-бросок от дверей вокзала до автобуса, во время которого приходилось энергично отбиваться от встречающих аборигенов, активно пытающихся предложить свои услуги в качестве так называемых помогаек (гидов по городу, направляющих в магазины, которые выплачивают им комиссионные за облапошенных там туристов) или всунуть в руки пачки рекламных проспектов вроде тех, что я уже показывал в прошлогоднем альбоме.
Тут на фотографии изображены стандартные туристические автобусы, только не у речного вокзала, а на стоянке на рынке. На заднем плане виднеются так называемые камеры хранения. Название, конечно, слишком громкое. На деле это просто контейнеры, куда туристы сами относят свой багаж. Незадолго до возвращения в Россию сумки необходимо зашить и подписать (эта услуга стоит два юаня - около десяти рублей). Еще 76 юаней с каждой сумки вне зависимости от ее объема и веса берут за погрузку на грузовик, «ракету» и выгрузку перед стойкой таможенного контроля в Хабаровске. С одной стороны, это удобно - не надо ничего таскать самому, с другой, - это не оставляет экономным персонам свободы выбора. Я предполагаю, что основная часть указанной суммы идет вовсе не работягам-грузчикам, а местной мафии, приглядывающей за тем, чтобы туристов в Фуюане не обворовывали и те охотнее оставляли на рынках и в магазинчиках свои кровные рубли. И в самом деле, пасть жертвой воришки и уж тем более грабителя там сложно. Несмотря на то, что двери «камер хранения» свободно открыты весь день, желающих позаимствовать чужое добро не находится вовсе. Точно так же обычно не теряются даже забытые в гостиницах вещи (в тот раз знакомой вернули куртку - прислали на следующий день уже после ее возвращения в Хабаровск).



Салон автобуса хоть и довольно тесен, зато не лишен рекламы. Тут на подголовниках объясняется, как пройти в некий стоматологический кабинет. Я бы не рискнул лечить зубы в провинциальном китайском городке, но, видимо, охотники находятся.



После посадки в автобус, как я уже упоминал выше, у туристов забирают паспорта. На мой взгляд, штука совершенно незаконная. Впрочем, организаторов понять можно: некоторые едут в Фуюань с целью как следует «погудеть», и потерять паспорт таким товарищам ничего не стоит; проходить же границу в обратном направлении нужно по тем же спискам, что и в прямом - особенность группового въезда в страну.
На этом же этапе представители турфирмы активно предлагают поменять у них рубли на юани по курсу 5:1. Делать это не стоит по двум причинам. Во-первых, в Фуюане благополучно можно обойтись одними рублями, расплачиваясь ими за что угодно, исходя из этой же пропорции. Во-вторых, реальный банковский курс все-таки иной: даже в гостинице за тысячу рублей дают 207 юаней, а существуют и более выгодные пункты обмена. Таким образом, турфирма тут пытается еще немного подзаработать на клиентах, идя на прямой обман, сообщая о выгодности своего курса валют.



В Фуюане, как выяснилось, гостиниц довольно много, но русских туристов селят в основном в трех из них. Самая плохая расположена у рынка. Я жил в более новой гостинице с названием «Фу Линь новый бизнес-отель» (Fu Lin New Business Hotel).



Холлы, лестницы и коридоры ее производят вполне респектабельное для провинциального Китая впечатление. Над стойкой висят обязательные атрибуты - часы, показывающие пекинское время (по нему живет весь Китай), хабаровское (по нему живут русские туристы, по нему же работают все магазины и гостиницы, несмотря на трехчасовой сдвиг от пекинского), московское (обычно оно не имеет никакого отношения к действительности) и почему-то нью-йоркское (видимо, для пущей солидности).



Среди постояльцев этого отеля много китайских бизнесменов. Как я понял, по меркам Фуюаня «Фу Линь» считается престижной гостиницей. В частности, в дни моего визита там отмечалась свадьба какого-то влиятельного местного мажора.



Конечно, туристов селят в самые обычные стандартные номера. Слава богу еще, что они двухместные, а не трехместные, как в гостинице у рынка. В комнатах обстановка вполне приличная. Наверняка сказывается то обстоятельство, что отель достаточно новый.
Правда, дизайнер интерьеров не слишком ломал голову над мелочами, так что искать силовую розетку рядом электрическим чайником - занятие в полной мере бесперспективное. Я, например, обнаружил ее, только отогнув панель, скрывавшую радиатор отопления. Причем запихнуть туда вилку сумел лишь через захваченный с собой хитрый переходник: и дело было не в несовместимости разъемов, а физической невозможности подсоединения штекера чайника к перевернутой розетке без того, чтобы окончательно разломать панель.
То, что телевизор показывал только китайские каналы, само собой разумеется: КНР - страна в значительной степени закрытая.



Кровати оказались чудовищно жесткими, просто скамейки какие-то. Впрочем, за день я так устал от долгих пеших прогулок, что уснул, как убитый.
При заселении обязательно нужно проверять полотенца и постельное белье. Если при выселении горничная или дежурная по этажу обнаружат на них даже старые пятна, неизбежен штраф за «испорченную вещь». При этом за крошечное полотенце, не моргнув глазом, потребуют сотню юаней (на рынке за такие деньги можно купить чуть ли не оптовую партию подобных изделий). Так что следует требовать замены даже в том случае, если горничная скажет, что она знает про пятно, и пообещает, не будет предъявлять претензии. Вполне вероятно, что на следующее утро будет уже другая дежурная, и доказать что-либо окажется весьма затруднительным. Ну и еще можно добавить, что китайцы - не самая чистоплотная нация, и вполне могут оставить следующему постояльцу постельное белье, на котором уже спал предыдущий. Так что при заселении требуются внимание, осторожность и контроль.



Но если комната производила достаточно благоприятное впечатление, то ванная - уже совсем иное. Самое жуткое там - пол с грязными швами между плитками. Душ принимать полагается, стоя на этом полу, с тем, чтобы вода стекала в сливное отверстие под раковиной. Я, признаюсь, на этот экстрим не решился…
Еще хочу добавить, что освободить номер на второй день требуется до девяти утра (это шесть часов по местному времени) с тем, чтобы его успели убрать до заезда следующей группы. Горничная, впрочем, настойчиво пыталась выставить на полчаса раньше, в чем совсем не преуспела. В принципе, при желании время выезда можно продлить из расчета сто рублей в час…
К слову, ключи от номеров русским не дают, только бумажные карточки, которые нужно показывать дежурной по этажу, чтобы она каждый раз открывала двери сама. На мой взгляд, система страшно неудобная.



В отеле два ресторана, питание туристов организовано в том, что попроще. Там кормили ужином и завтраком, причем последний был устроен по системе шведского стола. И ужин, и в особенности завтрак были весьма и весьма скверными. Ужин оказался плох сам по себе, а завтрак усугубили тем, что подали почти то же самое, только на скорую руку разогретое. В общем, питаться в «Фу Лине» настоятельно не рекомендую. Забавно, что к ужину на столы (рассчитанные на восемь человек) поставили кроме обычных двух больших (610 мл) бутылок пива и двух крошечных бутылочек питьевой воды еще и китайскую водку. У меня создалось твердое ощущение, что последнюю никто не пил. :)
Кстати, представительницы турфирмы, похоже, вели учет туристам, отдавшим себя на растерзание этому храму желудка. Подозреваю, что за питание они платили отелю по факту, а вовсе не заранее за всех скопом. Между тем, напоминаю, питание безальтернативно входит в стоимость тура.



В центре кадра можно видеть дверь в столовую около рынка, где накрывали обеды. Впрочем, парадный фасад здания выглядит куда лучше, но его я покажу уже в другом альбоме, а этот снимок сделан со двора, со стороны «камер хранения».



Зал выглядит сравнительно неплохо, особенно для столовой. На деле это что-то вроде кафе, так как ходить ни за чем не надо - все приносят на стол официантки.
Я заметил, что на стенах не висят радиаторы отопления, видимо, на зиму в отсутствие туристов из Хабаровска заведение закрывают.



Меню никакого нет, все предусмотренные блюда подают на столы, опять-таки рассчитанные на восьмерых. Вопреки разнице в статусах с рестораном отеля, кормят в этой столовой не в пример лучше, мне даже понравилось. И разнообразие кушаний больше (кажется, около десятка), и приготовлено все значительно вкуснее. Заметна адаптация китайских блюд под русский вкус. Из того, что помню, кормили курятиной в нескольких видах, очень вкусными баклажанами, острыми салатами на манер тех, что в России называют корейскими, мясом в кляре, свежими овощами, картошкой с беконом (едва ли не единственное, что мне решительно не понравилось)… Вместо хлеба давали рисовые лепешки, которые оказались значительно лучше безвкусного ватного хлеба из морозилки (в нем даже попадались льдинки), которым потчевали в отеле.



Самый неприятный этап поездки - обратная дорога. Сначала все собираются около 16:30 в автобусе на рынке. К этому моменту багаж уже погружен. С собой на борт не возбраняется брать объемную ручную кладь, но если она окажется не меньше спортивной сумки, придется заплатить экипажу предусмотренную таксу - двести рублей за место.
Дорога от рынка до речного вокзала занимает минут пять. Но самое идиотское заключается в том, что все восемь автобусов с пассажирами восьми «ракет» прибывают практически одновременно, - и начинается утомительное ожидание. К тому же вокзал не рассчитан на одновременное нахождение в нем такой толпы: не хватает не только кресел и свежего воздуха, но и банально места, чтобы даже просто стоять. Я вообще предпочел ждать снаружи на крыльце административного здания на противоположной стороне улицы…



В итоге между отправлением на автобусе от рынка и временем, когда я занял кресло на том же самом «Лунтане-3», прошло часа полтора. Тут мой фотоаппарат заметили через грязноватое стекло два веселеньких мужика с соседней «ракеты» и стали настойчиво просить их заснять. Ладно, я человек нежадный: просили - вот вам снимок в общем доступе в Интернете! :)



Багаж укладывают на открытой верхней палубе и крепко привязывают его сетями.



Показавшийся еще через час двадцать минут причал Хабаровска лишь ознаменовал новый этап ожидания. Разгружали «ракеты» и выпускали пассажиров по очереди, интервал составлял те же обычные сорок минут. «Лантан-3», к счастью, оказался не в числе последних, так что на рейде мы провели всего-то часа полтора. Могу только догадываться, что мешает российской и китайской сторонам организовать отправление и прибытие судов не единым скопом, а с разумным интервалом, чтобы никому не приходилось ожидать в мучительной жаре при неработающем кондиционере (топливо команды жалеют, а электропитание с берега подают только стоящим под разгрузкой «ракетам»). Между тем, как известно, организационные методы оптимизации зачастую эффективнее даже технических и уж, конечно, куда дешевле…
Перед самой высадкой в салона зашла очень доброжелательная и располагающая тетушка уже из хабаровской медслужбы и точно так же, как и китайская сторона, измерила температуру у пассажиров.
Ну а дальше же я расскажу о впечатлении, которое на меня произвел непосредственно сам Фуюань, покажу этот город, его жителей и, конечно, не оставлю без внимания курьезы. Как говорится, продолжение следует.

Дальний Восток, Китай

Previous post Next post
Up