Анадырь: город на краю света

Jul 15, 2011 12:00

К глубочайшему сожалению, самому мне в Анадыре да и вообще на севере Дальнего Востока бывать на доводилось. Одна из основных причина банальна - даже из Хабаровска дешевле выбраться в Европу, чем туда. Посему мой альбом о столице Чукотки будет по сути не моим - я воспользуюсь фотографиями и рассказом близкого родственника, недавно летавшего в Анадырь в командировку. Посему прошу к вполне вероятным фактическим ошибкам в моем тексте отнестись с возможной степенью снисходительности.



1 Открываю анадырские зарисовки переснятой в аэропорту этого города великолепной работой фотографа Андрея Смирнова. Этот кадр, сделанный, вероятно, с борта вертолета, в целом дает достаточно полное представление о величине и застройке города. Не будь он административным центром автономного округа Чукотка, называться бы ему поселком городского типа.




2 Хотя аэропорт Анадыря может принимать и широкофюзеляжные дальнемагистральные лайнеры, сейчас ведется ремонт части взлетно-посадочной полосы, поэтому возможности главных воздушных ворот Чукотки ограничены. Мой родственник летел в Анадырь из Хабаровска с промежуточной посадкой в Магадане на маленьком и неспешном турбовинтовом Ан-140. В итоге путь в одну сторону занял в сумме восемь часов чистого летного времени (по четыре на каждый сегмент). Стоимость билета туда-обратно составляет около 55 тыс. рублей. При этом слетать в Москву из Анадыря и вернуться можно значительно дешевле - за 31 тысячу.
Поскольку столица Чукотки лежит в приграничной зоне, праздному любопытствующему туда не попасть. Сразу после посадки самолета в салон заходят пограничники и проверяют наличие должным образом оформленных документов, дающих право находиться в Анадыре. Есть даже такая деталь: в командировочном удостоверении должен быть указан номер паспорта командируемого, а не только ФИО.



3 Пассажирский терминал аэропорта Анадыря сравнительно невелик, но вполне современен и весьма ухожен. Имеется даже телетрап, а ведь такой роскоши лишен и главный аэропорт Дальнего Востока - хабаровский! Впрочем, на практике в Анадыре куда чаще используют перронные автобусы.
Вообще же воздушный транспорт значит для Чукотки куда больше наземного. Практически все перевозки, включая местные, осуществляются или по морю, или по воздуху. Причина банальна - специфика климата и инфраструктуры. Нет совершенно никакого экономического резона строить и эксплуатировать полноценную автодорожную или железнодорожную сети при очень невысокой численности (50,5 тыс.) и ничтожной плотности населения (0,07 человека на квадратный километр) по сути в арктических условиях.



4 От города аэропорт отделен неширокой горловиной Анадырского залива. Затрудняюсь сказать, чем было вызвано подобное решение. Вероятно, на прилегающей непосредственно к городу территории просто не нашлось подходящей ровной площадки.
Между Анадырем и его воздушными воротами в летний период курсируют паромы. Такой вот «Шторм» берет на свою палубу до четырех машин. Поездка на маршрутом такси-микроавтобусе из аэропорт в любую точку города обходится в тысячу рублей с человека, в эту стоимость уже включена переправа. Весь путь до города занимает чуть более получаса, причем около двадцати пяти минут из них уходит на водный отрезок.



5 Хотя Анадырь был основан еще в 1889 году, в наши дни застроен он преимущественно панельными и блочными пятиэтажками советских времен.



6 Все дома стоят на глубоко вбитых в вечную мерзлоту сваях и имеют преимущественно яркую окраску. Это туристы готовы с восторгом любоваться суровыми субарктическими красотами; те же, кто проводят здесь большую часть года, устают от тускловатых картин природы и отсутствия полноценной растительности. Даже в лежащих на куда более южных широтах скандинавских городках и то стараются раскрашивать фасады в яркие цвета, стремясь компенсировать недостаток их в естественном лаконичном пейзаже.



7 Эта площадь на берегу Анадырского лимана носит имя Ленина. Справа на ней можно видеть памятник покровителю мореплавателей Николаю Чудотворцу, установленный, как нетрудно догадаться, значительно позднее, чем площадь получила свое название, - в 2004 году. За ним виднеется здание музейного центра «Наследие Чукотки», к которому я еще вернусь во второй части этого альбома. Слева стоит кафедральный собор Живоначальной Троицы.



8 Он является крупнейшим из деревянных храмов, построенных в зоне вечной мерзлоты. Конечно, этот собор тоже стоит на сваях (по другим данным, под ним просто искусственно заморожен грунт), как и все здания в городе. Высота его составляет 25 метров. Также он является единственным собором Чукотки.



9 Анадырский залив выходит к Беринговому морю. Большую часть времени года лиман покрыт льдом. Летнее время активно используют для завоза морем товаров и грузов, которые позволят Чукотке перезимовать. Конечно, кое-что завозится и зимой по воздуху, но это очень дорого.



10 Уголь, несомненно, предназначен для городской ТЭЦ.



11 Морской порт Анадыря служит не только для приема грузов с «Большой земли», в нем также базируются рыболовецкие суда.



12 Лов и обработка рыбы играют значительную роль в «реальном секторе» городской экономики.



13 Превращенный в бар «Каравелла» списанный катер на одной из немногочисленных улиц Анадыря.



14 Памятник павшим борцам за свободу. Насколько я понимаю, речь идет о событиях 1920 года, когда в Чукотке была временно сброшена советская власть. Разумеется, монумент посвящен погибшим при этом большевикам.



15 Вообще тема Гражданской войны на Дальнем Востоке, тем более на его собственных далеких окраинах, достаточно интересна. Строго говоря, де-факто боевые действия закончились здесь позднее, чем принято считать. Из-за удаленности региона, плохо развитых коммуникаций и малочисленности жителей даже небольшие отряды (или банды - кому как больше нравится) представляли собой достаточно грозную силу и вполне могли здорово влиять на ситуацию в целом. Опять-таки совсем рядом - через Берингов пролив - находилась американская Аляска.
Стоит отметить, что сам Анадырь был основан по указу Александра III именно из-за угрозы экспансии со стороны США. Первоначально административный центр вновь образованной Анадырской округи носил имя Ново-Мариинского поста.



16 Конечно, не могло обойтись и Владимира Ильича. Стоит он на фоне фасада Дворца детского творчества.



17 Памятник известному чукотскому писателю Юрию Рытхэу (1930-2008).



18 Кроме работающей на угле ТЭЦ, в Анадыре имеется также резервная центральная водогрейная котельная. Для нее проведен трубопровод от местного газового месторождения. Учитывая климат, резервирование источников тепла здесь является отнюдь не роскошью.



19 Даже в разгар лета полярным днем в Анадыре прохладно - чуть выше десяти градусов. Зимой, правда, не так холодно, как в глубине Чукотки, - спасает близость моря. Впрочем, и тут случаются морозы за минус сорок.



20 Поскольку прокладывать трубы в вечной мерзлоте нельзя, все коммуникации проходят по поверхности, складываясь в причудливые геометрические рисунки.



21 Новых зданий в Анадыре немного, но иногда их строят из привозного дерева (строевого леса на Чукотке просто нет).



22 Стены, как видно, делают двойными, - чтобы воздушная прослойка лучше хранила тепло.
Все наружные двери, кстати, открываются внутрь вопреки обычным требованиям пожарной безопасности. Логика тут простая - хороший снегопад может так засыпать вход, что без гидравлического домкрата изнутри дома дверь наружу просто не открыть.



23 Трубы часто защищают такими заслонками, скрещенными с флюгерами, - тем самым предохраняют от ветра и влекомого им снега. Ветра в Анадыре обычно очень сильные - природных препятствий им нет.



24 Даже этот компактный и маленький город имеет вполне развитую службу такси. Многие машины оборудованы таксометрами, водители выдают пассажирам квитанции. Поездка в пределах города (а дальше дорог, собственно, и нет) стоит 50 рублей с пассажира. Бензин, конечно, дороже, чем на «Большой земле» - около 40 рублей за литр АИ92.
В автомобильном парке Анадыря, как и в других уголках Дальнего Востока, с большим отрывом преобладают подержанные «японки».



25 По фотографиям я это не ощутил, но, как мне сказали, машин на 11-тысячный городок очень много. Тем более странно, если учесть, что ездить тут особенно некуда. Зато имеются перекрестки со светофорным регулированием.



26 За дорогами следят густо насаженные камеры наружного наблюдения.



27 В Анадыре имеется даже один автобусный маршрут, при этом проезд в нем бесплатен.
По внешнему виду автобусной остановки легко судить о том, что ничто человеческое обитателям чукотской столицы не чуждо, увы, включая тягу к вандализму.



28 Специально для russlan_v выкладываю фотографию офиса анадырского радио с креативным названием «Пурга».



29 Супермаркет. Цены на продовольствие в Анадыре вполне ожидаемо космические. Но даже они подразделяются на цены сезона навигации и зимние. Вторые, разумеется, еще выше.
Скажем, летом килограмм яблок стоит 300 рублей, а зимой - 420, литр «летнего» молока - 50-60 рублей, «зимнего» - 70-80. Оленина «стартует» от 220 рублей, мясо с «Большой земли» стоит до 800 рублей за килограмм. Колбаса - от 550, кабачки - 500, редиска - 420, капуста - 280, морковь - 350, виноград - 600, лимоны - 500, апельсины - 450. Булка белого хлеба - от 40 рублей и выше.
На какие зарплаты при этом живут люди и чем вообще здесь занимаются, я расскажу уже во второй части альбома.

Дальний Восток

Previous post Next post
Up