Район «Павленко»

May 21, 2008 15:30




Довелось мне в среду побывать на крыше нового здания хабаровской таможни, построенного в мае прошлого года в районе известной остановки «Павленко». Кстати, это еще тот долгострой, начали им заниматься еще двенадцать лет назад и с тех пор неоднократно меняли проект. Правда, построили в итоге весьма качественно. Не понравилась только одна вертикальная лестница уже на самой крыше: ее перекладины слишком уж близко прилегают к стене. Приходилось с тяжелой фотосумкой на плече карабкаться, цепляясь за ступеньки лишь носками ботинок и рискуя извозить костюм о побелку. К счастью, несколько рискованная операция прошла без потерь. :)




Особых исторических экскурсов равно как и красивых канонических видов Хабаровска тут не будет. Район «Павленко», строго говоря, центром города не является, так что при взгляде сверху здесь преобладают индустриальная застройка, многочисленные склады и железная дорога. Вылизанный центр с крыши здания таможни увидеть не получится, его закрывают более высокие здания, в частности эта шестнадцатиэтажка еще советских времен с метеозондом на крыше. Кстати, здорово подозреваю, что зонд красили по заказу одного известного сотового оператора, хотя уверен, что рекламой сие творение официально не является. :) Была мысль забраться на 16-й этаж указанного здания, но с балконов подъезда вид оттуда открывается только на восток, что в общем-то не слишком интересно. Центр же находится на западе, причем не слишком далеко. За полчаса прогулочным шагом отсюда легко можно дойти до главной площади, вот уже где и в самом деле виды парадные.
За флагштоком с официальным стягом таможни виднеется опутанная лесами водонапорная башня.



Здесь и далее я сначала буду давать снимки общего плана при движении взгляда против часовой стрелки, а за ними соответствующие наиболее мне интересные крупные планы. Панорамы, как мог заметить внимательный читатель, я не слишком люблю (возможно, в силу природной лени).
Итак, вот она - старая водонапорная башня. Построили ее, насколько могу судить, в конце 1930-х годов. Уже долгое время она находится на заслуженной пенсии, но судьбу этого сооружения окончательно решить все никак не могут. У коммерсантов, насколько я знаю, были идеи использования башни в качестве кафе, но это потребовало бы значительной ее перестройки и потери исторического облика. Сейчас, как я слышал, зданием заинтересовались пожарники. Они, впрочем, планируют надстроить еще два этажа, но вроде бы с сохранением общего стиля.
Слева и чуть вглубь от башни можно видеть гостиницу «Турист», правее - новостройку в районе начала улицы Гайдара. Она находится относительно далеко, но расстояние заметно скрадывает длиннофокусный объектив.



Взгляд на северо-запад. За широкой полосой улицы Карла Маркса раскинулись обширные склады, как мне подсказали, принадлежащие Министерству обороны, что, возможно, является причиной не освоенности этой потенциально очень привлекательной территории застройщиками..



Новостройка слева находится на пересечении улиц Ленинградской и Ким Ю Чена, я ее уже как-то показывал в прошлогоднем альбоме, посвященном прогулке по тем местам. Справа, если я не ошибаюсь, высится строящийся жилой дом в районе улицы Владивостокской.



А здесь доминирует примечательное здание 1990-х годов, в те времена считавшееся одним из самых красивых постсоветских проектов в городе. Впрочем, очень достойно оно выглядит и в наши дни. С момента сдачи в эксплуатацию на первых этажах там находится филиал «Далькомбанка», а выше - квартиры.
Правее и гораздо дальше виднеются трубы ТЭЦ-2, находящейся на берегу Амура (я ее как-то уже показывал с воды).



Здесь можно видеть зеленую кровлю реконструированного сравнительно недавно железнодорожного вокзала, слева от него - зелено-серые 9-этажные башни одного из общежитий Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДГУПС). Эти общежития построили в начале 80-х на месте обширного кладбища конца XIX и начала XX веков. Правее можно наблюдать кусочек сооружений нефтеперегонного завода, купленного НК «Альянс».



За забором вдаль уходят унылые складские крыши. Вдалеке, за Воронежской улицей, сияет даже в пасмурный день купол совсем недавно построенного на территории Железнодорожной больницы храма Святой Елизаветы (видимо, как прозрачный намек, на кого остается уповать при существующей системе здравоохранения). Далеко-далеко справа над Северным микрорайоном высится игла телебашни.



Упомянутая церковь чуть крупнее. При случае постараюсь снять ее со всех сторон вблизи. Хоть и новодел, но смотрится довольно-таки симпатично, во всяком случае не апяписто.



Желтое здание, видимо, тоже недавней постройки. Как я подозреваю, находится оно неподалеку от Военно-пограничного института (в прошлом Военно-строительного училища). Справа вдалеке можно видеть сине-серое здание с полосатой трубой - построенный в начале десятилетия на Воронежском шоссе завод «Балтика» (я его как-то уже фотографировал, проезжая мимо).



На горизонте видна гряда Воронежских сопок к северу от города.



Здесь улица Карла Маркса уходит на восток, в сторону развязки с улицей Большой.



Основной массив серой стены жилых домов был построен к началу 1990-х годов, впрочем, строительство там ведется и сейчас, хотя и по новым проектам. Очень жаль, что с крыши таможни не виден торгово-развлекательный комплекс у островки «Большая». Его должны сдать в самое ближайшее время.



Сданная буквально в конце прошлого года первая очередь бизнес-центр «Новый квартал», вид в профиль. Этот корпус выше пятиэтажного здания таможни, подозреваю, что оттуда открывается лучший вид на район Хабаровск-2 и в сторону «Большой». Если получится, попытаюсь проникнуть и на его крышу.



Взгляд в сторону конца проспекта 60-летия Октября. На переднем плане находится автодром одной из крупнейших в городе автошкол.



За уже сданным корпусом «Нового квартала» вовсю ведется строительство второй очереди, которая будет куда более высокой.



Долго ловил кадр, чтобы строители были повернуты лицами к объективу, но работа, похоже, их интересовала не в пример сильнее не особенно захватывающих окрестных видов. Как поется в известной песни, «не кочегары мы, не плотники»…



Последний квартал по четной стороне упомянутого проспекта 60-летия Октября. В частности, тут виден так называемый уницентр «Контур». Вообще же стоит сказать, что единственный в Хабаровске проспект посвящен событиям 1917 года как будто в насмешку. За исключением редких кварталов его застройка положительных эмоций не вызывает: сплошь базы, склады и деревянные бараки, за которыми проходит железная дорога, грязные промышленные объекты… Тем не менее проспект является важной артерией, связывающей центр города с удаленными южными районами, в через улицы Большая и Шелеста - еще и с северной частью Хабаровска. Так что транспортный трафик тут весьма велик, «плотнячки» встречаются даже в середине дня. Частично в них виноваты железнодорожные переезды и знаки, местами ограничивающие скорость движения смехотворными 40 километрами в час (видимо, повесить знак куда проще, чем нормально положить дорожное покрытие). К слову, до 1977 года проспект носил куда более подходящее имя улицы Гаражной.



Опять пейзажи проспекта. Здесь все же стоит заметить, что по четной стороне строительство новых объектов все же ведется, конечно, едва ли жилых. Зато нечетная сторона, прижатая к железнодорожным путям, интереса у застройщиков совершенно не вызывает. Наверное, поэтому убогим баракам предстоит стоять вдоль проспекта еще не один год.



Один из наиболее обжитых районов, выходящих на проспект 60-летия Октября, - ДОСы, то есть дома офицерских семей. За ними находится крупный военный аэродром, и нередко можно видеть над проспектом впечатляюще стремительно набирающие высоту бомбардировщики Ту-22М3, не говоря уже об истребителях и транспортных бортах. Яркое здание справа хотя и выглядит новостройкой, таковой вовсе не является. В свое время это была крайне некачественно построенная военными стандартная жилая 14-этажка. Когда она стала буквально разваливаться, дом сначала решили снести, но потом все же ухитрились сохранить, разобрав верхние пять этажей и дополнительно укрепив оставшиеся.



Промзона - завод тяжелого машиностроения «Энергомаш». Еще недавно он буквально умирал, сдавая большую часть помещений в аренду коммерсантам. Сейчас, насколько я слышал, хоть дела идут и не блестяще, но какая-то продукция все же выпускается, в частности оборудование для магистральных газопроводов.



Мне кажется, что не мытые много лет стекла на крышах цехов прозрачны не в большей степени, чем глухие перекрытия.



Так сказать, объект в интерьере. Впрочем, к чему поражаться таким видам в районе «Павленко», если в глубине кварталов самого центра города кое-где до сих пор сохранились неблагоустроенные бараки?..



Вот мой объектив сделал круг в 360 градусов и вернулся к исходной точке съемки на западе.



Слева высится новостройка на Гамарника. Ох, боюсь, что когда ее полностью сдадут, из-за пробок по этой улице, разгружающей улицу Ленина, ездить станет совсем нелегко.



Между двумя 16-этажками постройки конца 70-х или начала 80-х годов выглядывает розовая стена жилого комплекса «Нео». Там, насколько я читал, и оптоволокно подведено, и прочие современные удобства имеются. Вот только виды из окон открываются отнюдь не такие захватывающие, как можно подумать сначала. Во-первых, здание стоит в глубине квартала, а во-вторых, рядом с ним - сразу за оградой крошечной территории - находится самая настоящая вульгарная свалка.



Вид на западную часть улицы Ленина. В центре кадра сияет купол третьего по высоте в России Спасо-Преображенского собора.

Вот, собственно, на сегодня и все. Следующее полноценное обновление (я планирую вернуться к Эдинбургу), как я опасаюсь, появится только после выходных, так как завтра утром начинаются некоторые офлайновые события, как ни странно, связанные с моим LJ. О них, вероятно, впоследствии можно будет рассказать отдельно. ;)

Хабаровск, Дальний Восток

Previous post Next post
Up