Солярография

Dec 24, 2010 17:27

Почти любой, кто хоть немного увлекается фотографией, ну так чтоб не только кошаков снимать и  традиционные отпускные фотки из серии "я и пальма", слышал про камеру-обскуру - прородительницу всех фотоаппаратов. Дальнейшее развитие идеи в виде пинхол-камеры тоже известно. У меня давно возникало желание поэкспериментировать с этой специфической техникой съёмки однако природная лень не позволяла преодолеть сопутствующие процессу сложности. В те древние времена, когда господствовала чёрно-белая плёнка, поснимать на пинхол-камеру не составляло никакого труда, ведь наличие фотоаппарата автоматически подразумевало, что фотограф проявляет плёнку и печатает фотографии сам. Соответственно проявить кусочек плёнки и отпечатать фотку из пинхол камеры, проведя таким образом этот интересный эксперимент, особого труда не составляло. Нынче же, когда уже и о цветной плёнке широкие массы фотографов и думать забыли, это куда более хлопотный процесс. Необходимость закупаться реактивами и вникать в тонкости процесса проявки как-то сразу охоту отбивает да ещё заради весьма сомнительного результата.
Однако написать статью меня сподвигла лазейка во всей этой методе, с одной стороны сильно упрощающая процесс, а с другой стороны, позволяющая делать то, что заведомо для других способов съёмки недоступно в принципе. Речь идёт о солярографии..
Впервые с ней столкнувшись, я удивился красоте и простоте идеи. Суть солярографии в следующем -  наше светило движется по небосклону довольно интересным образом, путь его с востока на запад каждый новый день немного отличается от пути дня предыдущего. Смещения укладываются в цикл между зимним и летним солнцестоянием. Знатоки астрономии могут подробно рассказать почему так происходит, но с точки зрения фотографа это не так уж и важно. Фотографу интересна визуальная сторона процесса. Идея запечатлеть ежедневный путь Солнца в течение дней или даже месяцев выглядит очень интересно. Любой знает про съёмку на длинной выдержке ярких движущихся объектов, тем более результат может быть очень красивым и необычным, но как сделать выдержку в полгода, какой материал допустит такое длительное экспонирование?

Тут-то и пригодится пинхолкамера, но в несколько изменённом виде. Вместо фотоплёнки нужно зарядить в неё фотобумагу. Не знаю точно, что за процессы происходят в чувствительном слое при длительном экспонировании, но изображение они получить позволяют и, главное, существенно упрощают весь процесс получения снимка. Бумагу даже не надо проявлять и вообще возиться с химией! После экспонирования (от дня до полугода) надо всего лишь отсканировать получившийся негатив на сканере (рекомендуют в комнате с приглушенным светом) и слегка подправить в фотошопе. Результат - весьма оригинальная фотка и удовльствие от преобщения к прекрасному. Опять же, духовность просто зашкаливает!
Идея родилась в Польше, а ныне существует проект с которым можно ознакомиться на сайте www.solargraphy.com, заинтересовавшимся рекомендую почитать, кроме того, там есть гигантская галерея фоток.

Я же хочу поделиться своим опытом практической реализации идеи.
Надеюсь такая забава придётся по душе фотоманьякам, не остануться обиженными и адепты высокой духовности, т.к. духовнее только на асфальт снимать, как отцы-основатели.

Если идти по простому пути, то можно попросить лидера проекта прислать вам готовую камеру, а потом, после съёмки отправить её обратно для обработки результата.
Но я такой вариант с негодованием отмёл, как малоинтересный и даже постыдно простой, ведь руки у меня слава т.н. богу из правильного места растут. Ниже я опишу что и как эти руки сотворили под чутким руководством пытливого ума.

Камера делается практически из мусора и минимальных подручных средств. Единственное, что по-любому придётся закупить, это чёрно-белую фотобумагу. Не знаю, сгодиться ли цветная, но процесс изготовления камеры это точно усложнит. Тем более даже на ч/б фотки невероятным образом получаются цветными.

Для корпуса сойдёт практически любая полая непромокаемая и непрозрачная хреновина цилиндрической формы, например, пивная банка. Главный идеолог этой забавы предлагает использовать коробочки из-под фотоплёнки, с ними меньше всего мороки, но тут уж что под руку попадётся подходящее. Баночки из-под витаминов тоже неплохо подходят.

Непосредственно процесс изготовления камеры бесхитростен, но всё-таки требует аккуратности.

Запасёмся материалами -- нечто для тела камеры, фотобумага, кусочек фольги и изолента.

В общем виде всё выглядит так:



Берём тело будущей камеры (баночка из-под витаминов)


и в теле, сбоку посередине, проделываем небольшое отверстие,  диаметром миллиметров в пять, стараемся, чтоб края были ровные, а отверстие хотя бы отдалённо напоминало круг. Лучше брать для тела некую посудину с уже готовой крышкой, как у коробочки из-под фотоплёнки.



Потом берём квадратик из фольги со стороной в пару сантиметров, чтоб он с запасом отверстие закрывал -- это наш будущий объектив, если хотите L-класса, то будьте особо аккуратны и точны!
Кладём фольгу между двумя листами бумаги, кладём на стол и разглаживаем эту конструкцию, например зажигалкой, чтоб фольга была идеально ровной. Далее примерно по центру куска фольги делаем прокол булавкой, чем меньше получиться отверстие, тем резче будет фотка.
Владельцы говнозеркалок уже воют в бессильной злобе и дохнут от зависти.
Аккуратно, чтоб не помять, прилепляем чёрной изолентой фольгу к телу камеры, чтоб прокол оказался ровно над проделанным в теле камеры отверстием. 


В моём случае баночка была не совсем светонепроницаемой, поэтому я её затемнил чёрной краской из баллончика, с прицелом на многоразовость,


но лучше сразу подыскать непрозрачное тело камеры.
Первая версия камеры была изготовлена из обычной баночки 0,33 из-под колы, но она слишком легко мнётся и её тяжеловато закрепить на месте съёмки, что я обнаружил конечно же в процессе закрепления той самой банки.
Не забываем заклеивать объектив изолентой, чтоб не закрасить прокол в фольге и не засветить фотобумагу раньше времени.

Теперь самая хлопотная и трудоёмкая часть -- зарядить фотобумагу. Делать это надо как в старые добрые времена, в ванне или кладовке при красном свете.


И главное тут не ванна, как может показаться некоторым неискушенным фотолюбителям, а именно красный свет, чтоб фотобумагу не засветить. С красным светом мне повезло, завалялся дома кусок красного стекла, с помощью которого незамедлительно была проапгрейжена настольная лампа. Менее везучим необходимо проявить смекалку, можно порекомендовать совместить фонарик и, например, очки для 3D с красным стёклышком.
Размер заряжаемого куска фотобумаги рассчитывается так, чтоб он лег внутри, прилегая к стенкам камеры, но края сходится не должны, образуя щель, через которую и будет проникать свет. Соответственно щель надо совместить с объективом.


Бумагу надо резать аккуратно, так чтоб чувствительный слой пальцами не заляпать. Весь нехитрый инструмент подготовить заранее -- линейку, ножницы, маркер для разметки, изоленту, чтоб потом не бегать из импровизированной лаборатории в ванной за недостающим.
Внимание! Не забудьте заклеить объектив (прокол) кусочком изоленты -- отныне он будет гордо именоваться затвором. Тут самое время наглухо изолировать камеру, (закрутив крышку в моём случае), чтоб впоследствии свет внутрь не проник (не забываем залепить изолентой объектив).

Теперь можно заняться поиском места для установки чудоаппарата. Это тоже задачка нетривиальная.
В месте установки камеры должно шастать как можно меньше народу, даже за день может найтись любопытная сволочь, которая вашу камеру сорвёт и всё испортит, что уж про полгода говорить. Идеальное место -- крыша, если из окна вид хороший -- тоже повезло. Если не повезло, опять включаем смекалку, не забывайте только про растительность, летом она может внезапно вырасти и перекрыть обзор.  Ну и не забываем правильно сориентировать камеру, чтобы захватить путь солнца в кадр. Хорошо на восток или на запад сориентировать.
Минимальное время экспонирования -- 1 день, главное, чтобы он был солнечным, максимальное -- полгода. Далее путь солнца повториться. Однако уже после недельной экспозиции результат интересный.
Важно!!! после установки главное от радости не забыть отлепить кусочек изоленты с объектива.
Я терпел ровно две недели, прежде чем побежал откручивать камеру с места установки.
Важно!!! не забыть перед тем, как снять камеру, заклеить изолентой объёктив.
По окончании экспонирования фотобумага извлекается в затёмнйнном помещении (вполне достаточно шторы занавесить и сет ярко не включать)

и сканируется на обычном сканере. Получается негатив, с которым в фотошопе можно творить всё, что угодно.

результат


Кросспост v_michurin

Фото

Previous post Next post
Up