Платоновский «Миф о пещере» в фильмах Бернардо Бертолуччи

Mar 16, 2019 00:01

В моем самом любимом фильме Бернардо Бертолуччи («Конформист») есть один момент. Когда Марчелло Клеричи приезжает с женой на медовый месяц в Париж, они сразу отправляются в гости к политическому эмигранту профессору Квадри, преподавшему Марчелло философию в университете. Встретившись в просторной комнате с бывшим студентом, профессор Квадри проиллюстрировал ситуацию в Италию 1930х годов на примере платоновского «Мифа о пещере».

image Click to view



Я три раза читал «Государство» Платона и, с первого раза, я сразу понял в нем единственную вещь - «Миф о пещере». В соответствии с данным «мифом» большинство людей не имеют возможности познать истинную реальность, поскольку их сознание «скованно цепями» (в т.ч. идеологическими). Они видят все окружающую действительность в виде «теней или отражений» на стенах пещеры (например, через пропаганду).

Если «оковы» этих людей будут внезапно разрушены и они получат свободу, то они не смогут адекватно воспринимать окружающую действительность, потому что из сознание отравлено ложными образами. И лишь только небольшое количество людей (по трактовке Платона - философы) имеют возможность видеть и оценивать настоящую сущность вещей и идей, так как они приложили достаточно усилий для проникновения в их сущность.

В свою очередь, ряд фильмов Бернардо Бертолуччи могут послужить прекрасной иллюстрацией «Мифа о пещере». Поэтому, в день рождения великого режиссера, уместно вспомнить идеи из его фильмов.


1. Попытка стать «узником пещеры»
Марчелло Клеричи одержим одной идеей - быть как все. В Фашистской Италии конца 1930х годов желание влиться в «стройные ряды» влечет полный отказ от прежней личности и Марчелло рьяно берется за это дело. Поначалу он берет в невесты пустоголовую девушку Джулию, чтобы слиться с толпой простых итальянцев и всячески дистанцируется от своей семьи.

Этого оказывается недостаточно, и государство устанавливает «цену за принятие» Клеричи в «стройные ряды» - убийство бывшего преподавателя философии профессора Квадри, ставшего политическим эмигрантом во Франции. Марчелло Клеричи соглашается на это и, для выполнения задания, отправляется с женой на медовый месяц в Париж.

Париж предстает перед ним городом, наполненным «воздухом свободы» и Клеричи наконец-то встречает женщину, идеальный образ которой всегда был в его подсознании - Анну. Он снова окунается в давно забытую атмосферу любви и свободы и, на какое-то время, нам кажется, что Клеричи сможет отбросить идею о необходимости добровольного заточения в «пещеру».



Но другая подсознательная «идея-фикс» оказывается сильнее и Клеричи, прежде всего, идет на полное и осознанное предательство самого себя. Это окончательно калечит его сознание и душу, но не дает желаемого результата - «пещера» отвергает его в качестве «полноценного узника». Ведь он никогда не сможет перепахать свое сознание и научиться слепо следовать за толпой, потому что он прекрасно осознает моральную и интеллектуальную импотенцию фашистских идей и поэтому настоящие «узники пещеры» всегда будут смотреть на него с подозрением.

Для иллюстрации данной идеи режиссер вводит в фильм образцового «узника пещеры» - фашистского агента-убийцу Манганьелло. Он представляет собой эталонную «цельную личность», лишенную всякой интеллектуальной рефлексии и знающую только одно - как успешно выполнить поставленное задание, и Манганьелло, как и все «настоящие фашисты», подсознательно чует чужака в «подмазавшемся» Клеричи.



Крушение фашизма полностью рушит иллюзорный мир Клеричи, но он уже никогда не сможет вернуться к полноценной жизни, потому что его сознание и душа уже безвозвратно отравлены предательством. Ведь именно такие люди, сотрудничающие с режимом и прекрасно осознающие всю гниль этого режима, наносят наибольший вред обществу, потому что уничтожение и проституирование сознательных людей ломает моральный хребет общества и государства.

А вообще про разницу между Клеричи и настоящими «узниками» было очень хорошо написано в «Детях Арбата»: «В поведении Вадима было что-то неестественное, фальшивое, коробили эти: «МЫ можем», «МЫ не можем», «У НАС уже есть», «НАШЕ государство»… Нина Иванова, даже Саша Панкратов могли бы так говорить, это их мир, у них есть на это право. А у Вадима нет. Он может только служить, не более того».

2. Освобождение из «пещеры»
В одном из интервью, Бернардо Бертолуччи описал следующими словами замысел «Последнего императора»: «Эта история о человеке, первым воспоминанием которого была панорама толпы людей, кланяющихся ему. Он всю жизнь пытался воссоздать эту картину и пытается ради этого постоянно ухватиться за «мираж власти»».

Пу И с рождения готовили к императорскому трону. Еще в три года его провозглашают императором и переселяют в Запретный город. Поначалу фактическое свержение монархии в остальном Китае ни коим образом не затрагивает привычный образ жизни Пу И, потому что новые власти милостиво оставляют ему возможность продолжать жить в Запретном городе.

Пу И мечтает вырваться из стен Запретного города и принять участие в борьбе народа против иностранных интервентов и провести реформы, но его «власть» ограничена стенами Города и даже попытка навести ревизию расходов встречает саботаж со стороны прислуги. И с каждой секундой, проведенной в городе, «оковы» все больше и больше срастаются с плотью Пу И.



В 1924 Пу И насильно выкидывают из «пещеры» и, впервые в жизни, у него появляется возможность стать свободным человеком и уехать в Европу или США. Но его сознание настолько отравлено «воздухом пещеры», что он решает еще раз попытаться поймать «мираж власти» и становится императором марионеточного государства Маньчжоу-го. Какое-то время он пытается править, но его жестоко ставят на место, и Пу И снова становится покорной игрушкой в чужих руках.

Как ни странно, попадание в настоящую тюрьму знаменует начало процесса внутреннего освобождения Пу И. Поначалу Пу И снова заточает себя в новую пещеру чувства вины и попытки возобновить отголоски прежнего образа жизни, но начальник тюрьмы начинает освобождение Пу И с самых простых вещей, например, с завязывания шнурков.

Начальник тюрьмы даже «перепахивает» сознание Пу И, чтобы научить его видеть настоящую сущность вещей и идей («Почему ты признался в каждом пункте обвинения? Ты знал о многих вещах, происходящий в Маньчжоу-го, но никак не мог знать об испытаниях биологического оружия в Харбине! Ты только ответственен за то, что ты сделал непосредственно!»)



После освобождения из тюрьмы Пу И, несмотря на нищенскую жизнь садовника, становится внутренне свободным, потому что «пещера» разрушена и его больше не привлекают новые «пещеры». В финальной сцене фильма, когда Пу И приходит в Запретный город он уже не испытывает никакой ностальгии или желания вернуться в это место, потому что он окончательно обрел внутреннюю гармонию.

#Италия, Бернардо Бертолуччи, #кино

Previous post Next post
Up