Где же враг?
Вот и пришло время для очередной кинорулетки. Наш Великий генералиссимус
Altereos подобрал для отзыва особенный фильм - черно-белую и немую картину про январское восстание в Киеве в 1918 году. Я не большой специалист по немому кино (не считая Чаплина) и по истории Гражданской войны, но я всегда стараюсь расширить свой кругозор, и наконец подвернулась возможность. Ладно, перейдем к фильму.
После прочтения отзыва
richteur на «ленинскую дилогию» Михаила Ромма («Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году») мне даже захотелось посмотреть эти фильмы. После их просмотра, я согласился со словами richteur о том, что «ленинская дилогия» является не пропагандой, а кинематографией религиозного толка. Хотя и не обязательно было смотреть эти фильмы, чтобы подтвердить слова richteur, а достаточно было только посмотреть на год выхода - 1937 и 1939 год.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dm_bondarenko/23992180/113549/113549_600.jpg)
За восемь лет до выхода «Ленин в октябре» Александр Довженко снял «Арсенал». В то время тоталитарный строй еще формировался, поэтому у художников еще было больше возможностей для самовыражения. Тогда еще допускалось изображать в кино белых (и прочих оппозиционные советской власти силы) не как монстров, а как живых людей, веривших в свое дело или заблуждавшихся под влиянием каких-либо факторов (например, пропаганды) или набранных в качестве пушечного мяса для борьбы за чужие интересы.
Действие фильма начинается во время Первой мировой войны. У одной матери было три сына и все они погибли на фронте. В связи с уходом на фронт мужчин, на украинской земле воцарился голод. На фронтах Первой мировой войны царит безжалостная бойня с применением отравляющих газов и выстрелов в спину от своих офицеров. После развала фронта солдаты возвращаются домой, но на их Родине началась война между Радой и большевиками и истосковавшиеся по домам люди снова попадают под ружье.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dm_bondarenko/23992180/113700/113700_600.jpg)
С первых секунд «Арсенал» показывает себя, как произведение, отличное от типичных фильмов 1930х годов про «контрреволюционную сволочь». Режиссер использует множество крупных планов, чтобы запечатлеть лица непрофессиональных актеров и показать их эмоции, когда они узнают о смерти близких людей иои о необходимости снова воевать. И самое главное - в фильме очень мало идеологических клише (есть кадр с «Царем-тряпкой» и еще несколько «идеологически верных сцен», но они видно были добавлены для удовлетворения цензуры).
Александр Довженко рисует картину Украины, разрываемой гражданской войной. По одну сторону баррикад находится Рада, а по другую сторону баррикад находятся революционеры. В каждом из противоборствующих лагерей есть место и для благородных, и для подонков. Каждая из сторон предлагает свой вариант будущего для Украины, но они настроены непримиримо друг к другу и начинается новое кровопролитие.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dm_bondarenko/23992180/114156/114156_600.jpg)
Гражданская война - самый худший вид войны. В этой войне друг с другом бьются не незнакомые люди из разных государств, а вчерашние соседи, друзья, коллеги и родственники. В этой войне никогда не будет победителей, потому что она наносит нации непоправимую психологическую травму. Александр Довженко рисует разрушения, причиненные войной и ее самые натуралистичные образы, включая разбросанных по дорогам мертвецов. Именно в эту войну оказываются втянуты вчерашние сослуживцы, мечтающие вернуться домой.
Кульминационная сцена штурма завода «Арсенал» показана бессмысленной и жестокой бойней между соотечественниками. Эти люди могли жить и смеяться вместе, но зомбированные идеологией или набранные силком в вооруженные формирования, они начинают убивать друг друга. А главным итогом этой битвы станет не новая Украина, а заплаканные лица людей, спрашивающих «Где отец? Где брат? Где муж? Где друг».
![](https://ic.pics.livejournal.com/dm_bondarenko/23992180/114294/114294_600.jpg)
Непосредственный участник тех событий Александр Довженко перенес их на пленку. Благодаря своему несомненному таланту, режиссеру удалось снять не агитку про потерянную Украину, а выразительное полотно о раздираемой братоубийственной войной стране, которая отнимет ее лучших сыновей. А через несколько лет воцарится тотальный «социалистический реализм» и лишь только в 1950е годы режиссеры снова получат немного творческой свободы.