С моего
прошлого филармонического безумия прошло уже два месяца, поэтому, я счел возможным вновь пуститься во все тяжки и снова предаваться опьяняющему воздействию классической музыки. Поводом для этого стал III Симфонический форум России, который организовывает наша Филармония.
А на программке то автограф дирижера теперь!
Форум проходит раз в два года. В этот раз его концертная часть (а только лишь концертами дело не ограничивается) состоит из 8 концертов, где 8 дирижеров управляют музыкой 7 оркестров (не единомоментно, можете выдохнуть). Концерты так же транслируются в виртуальном концертном зале Филармонии на сайте
sgaf.tv.
Форум открылся 11 сентября концертом Уральского академического филармонического оркестра под управлением израильского дирижера Эльяху Имбала. C 2008 он является дирижером Tokyo Metropolitan Symphony Orchestra и является обладателем ряда крупных наград. среди которых высшая награда итальянских критиков Премия Аббиати и Виотти, француский Орден искусств и литературы, Золотой медалью Вены, Медалью Гёте гоода Франкфурт-на-Майне, Орденом "За заслуги перед Германией". Я привожу все эти факты, чтобы если не музыка, которую вы могли не слышать, то хотя бы фактология нагнала бы на вас чуточку благоговейного трепета и представления о величине фигуры. Дирижеры следующих дней - фигуры не меньшие.
Концерт начинался с Симфонии Моцарта... а, нет. Концерт начинался с того, что Имбал прятал запасную дирижерскую палочку между нотами и пюпитром виолончелистов. А вот уже потом, начался Моцарт, Симфония №41 "Юпитер" до мажор. Сама симфония весьма жизнерадостна. Героична. Музыка полна величавой торжественности и, как мне подсказывают, грандиозна по меркам того времени масштабом оркестра с трубами и литаврами. Это последняя симфония Моцарта, которая считается "триумфальным венцом его симфонического наследия" и своеобразным "предвосхищением партитур Бетховена". Действительно, оказавшись на концерте следующего дня, где оба отделения были посвящены Бетховену, понимаешь, как опыт одного времени развился дальше в еще более мощные и грандиозные произведения. Музыковеды любящие Моцарта особенно акцентируют внимание на том, что наиболее мощное впечатление (что не характерно для симфонии) производит финал, в котором "виртуозно комбинируются различные темы" и демонстрируется мастерство композитора как полифониста. Даже если финал не произведет на вас сильного эмоционального впечатления, то первая часть повторяющимися репликами может надолго остаться в ротации воспроизводимой вашей памятью музыки. (Благо, у меня ее вытеснил Бетховен на следующий же день)
Это не виолончель, это - контарабасы
Две арфы, которых прежде не было, и они выгорцевали на сцену для симфонии Малера
Во втором отделении была Симфония Густава Малера №1 "Титан" ре мажор. Как и концерт, отделение началось с возвращение второй дирижерской палочки в безопасное место между пюпитром и нотами виолончелистов. Вероятно, оно безопасно только, когда музыканты на сцене: Инбал забирал ее с собой на время перерыва. Как и любое серьезное произведение классической музыки, симфония Малера не обошлась без отпечатка глубокого смыла, сюжета, о котором знаешь благодаря своему качественному образованию или же тексту программки, взятой на входе в зал; и каблука "прекрасной дамы", который когда-то что-то втоптал еще юному еще некомпозитору [в грязь].. что и послужило причиной рождения классики. Малер хотел нарисовать полного сил героического человека, его жизнь, страдания, борьбу, сопротивление судьбе. Мелодия переходит от спокойствия и неторопливости в начале, к степенной не монотонности и бурной взволнованности под конец.
Не могу сказать, что я проникся. Я думал о другом. Ильяху Инбал - очень харизматичный дирижер. Помимо того, что он неустанно и точно расставляет акценты звучания симфонии, он повелевает этой магией звучания не только с помощью дирижерской палочки, но и активной мимикой. В его движениях можно было прочитать такие жесты как "девушка, передайте за проезд", "на, держи монетку", "читай партитуру по губам". Он много улыбался и чувствовалась его упоенность происходящим. В отдельные моменты, чтобы передать свое понимание игры, он поворачивался к первой скрипке и так звучно с задором говорил "бубубу!", а затем, с чувством выполненного долга переключал свое внимание на виолончели. :О)
Кстати, вот вам загадка со сцены: что это за деревянные плашки, почему они "прикованы к стулу" и кто на нем сидит во время концерта?
Угадайте, а что это за планки, "прикованные" к стулу и кто на нем должен сидеть?
Как и на
фестивале Чайковского каждый концерт сопряжен с новым спутником (не так много дурных людей, способных выслушать хотя бы 5 концертов из 8; да даже 2!). Первой компанию мне составила
zvennka. Думаю, что о своих впечатлениях, все же, она расскажет сама - нужно лишь немного подождать.
Форум только начался, хотя, справедливо будет отметить, что к текущему моменту прошло уже 4 концерта, и впереди ждет еще столько же. Так что, кто хочет отдохнуть душой, послушать немного симфонической музыки или просто иметь лишний козырь в своем окружении, рекомендую воспользоваться хотя бы одним из этих четырех предстоящих концертов. И я там был мед, пиво пил буду.
А вот и
zvennka А это дирижер нынешнего концерта - Эльяху Инбал
А это иллюстрация того, как волшебство музыки настигает слушателя
zvennka Все рассказы о концертах Симфофорума: