Начало зимы еще не повод впадать в спячку или мерзнуть в поисках одеяла. Когда внешний мир склонился в сон, впору заняться миром внутренним и если не "подумать о душе", то сделать хотя бы так, "словно мы, наконец, оставили позади эту бесконечную зиму...". Так и попадают на праздник концерт урожая Бориса Гребенщикова во дворце труда в Космос.
Борис Гребенщиков в Космосе
Я не считаю себя фанатом БГ в том смысле в каком говорят о буйном поклонничестве кумиру. Я не был прежде на его концертах, как и на выступлениях множества иных музыкантов: на концерт тебя приводит либо желание увидеть шоу интересного тебе человека, либо стечение обстоятельств. При том что для меня колорит БГ бесспорен, а творчество хоть и принято не целиком, но входит в недлинный список песен, которые я напеваю "по дороге домой" или цитирую сообразно необходимости, здесь я оказался по второй причине. Билет оказался у меня на руках благодаря разговорному жанру на одном из пятничных открытых эфиров радиостанции Rock Arsenal.
Начало было положено
заглавной песней с нового альбома "Соль" и рядом следующих за ней. Они звучали сильнее и напористее, чем в записи. Может дело в гитаристе и барабанщике группы Oasis, которые сейчас путешествуют по сценам вместе с БГ, может в том, что песня, заставшая тебя дома, должна наводить на мысли, а на концерте - зажигать идеей. И БГ зажигал. "Нам очень жаль, что вы не можете танцевать. Если вы придумаете что с этим сделать, мы будем полностью на вашей стороне", - сказал БГ, и зал пошел к сцене заполнять собой и танцами проходы. (Зрители первого ряда были счастливы [на самом деле нет])
Вслед за демонстрацией нового альбома пошли классические и редко исполняемые песни. "Скоро будет антракт, и прежде, чем вас отправить на водопой, мы должны поделиться духовными скрепами", - сказал БГ и затянул "в этом городе должен быть кто-то живоо-о-ой" в качающем ритме регги. "Счастливого водопоя. Удачной охоты", - и был антракт.
Вторая часть была более ламповой: на сцене зажгли торшеры и в их свете, по углам, нашлись пальмы и фикусы. БГ сел у самого края сцены, от которой никто и не думал уходить даже во время перерыва. Лицо БГ от ближайшего планшета, который его снимал, отделял в лучшем случае метр. С этого момента играли не по-написанному: Гребенщиков оборачивался на свою команду, играл вступление, и те подхватывали. В первое время даже казалось, что ему передавали записки. Потом зал осмелел и начал заказывать песни из зала, а БГ продолжал на свой лад, стараясь выбирать редкие песни. Говорит, ему нравится отклик.
Чем дальше, тем длинее была "очередь" в боковых проходах
И вот дело подходит к концу. Гребенщиков представляет поименно своих музыкантов к поклону. Они играю заключительную песню, и группа удаляется за сцену под оглушающие аплодисменты. Казалось бы, концерт окончен, зал вызывает кумира на бис, а кто-то тем временем спешит в гардероб. А свет не включают, кажется, что на сцене стало еще темнее. Так прошло еще минут десять. В засценных сумерках не отличить музыканта от басиста к инструменту вернулся Пол Стейси ("младший брат Че Гевары", как выражался БГ). Толпа ликовала, но не хотела удовлетвориться этим. Спустя затяжное гитарное соло, вышел другой гитарист уже своим, буквально, запилив его о микрофонную стойку и гитару Пола.
А атмосфера нагнеталась: звук гитар становился плотнее, сцену заполнял сгущающийся дым. Знаете, допустимое время на принятие решения выходить на бис или нет можно измерять в перекурах: сколько раз можно "выйти покурить" пока зрители готовы оставаться на месте. А еще можно самим же и заключать пари.
- Как думаешь, пойдем еще?
- Пойдем покурим, а там видно будет.
- Смотри, еще не разошлись!
- И не разойдутся еще минут 20, пошли опять перекурим.
- Да не, уйдут же.
- Давай, если они будут здесь к моему возвращению, вот Он запилит гитарой об тебя?
- Ладно, но я уже пойду на сцену, а ты догоняй.
- Договорились. Вы там дыму побольше напустите, а я такой как будто бы из-за фикуса появлюсь.
Такие бредовые диалоги рождались в моей голове, пока на сцене творилось музыкальное беснование. И тут вернулся БГ в сарафане в "фартуке кузнеца", как сказала моя спутница, но Гребенщиков повернулся спиной, и она нехотя со мной согласилась. "Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет".
Выход на бис определяется перекуром: если по возвращении зрители не разошлись - можно играть.
БГ: "Как было сказано в великом источнике мудрости современности - Фейсбуке: война окончена, если выключишь телевизор"
На бис играли не меньше, чем до этого "на прощание" - ярко, зажигательно и практически бесконечно. Хотя... мне ли жаловаться тем, кто в этот вечер не был здесь, и его расстройство было пропорционально каждой сыгранной сверх песней. Концерт длился более 3,5 часов.
Апофеозней апофеоза этих музыкальных игр на инструментах был бы
кумир-добей-меня-танцем пляс БГ. "Мама, что мы будем делать, когда он двинет собой?!". Но мы живы [по крайней мере, пока] :О)
P.S. Круче всего, имхо, участие скрипки в "Аделаиде".