«Тувинцы ворвутся в твой мозг и оставят отпечатки копыт…», говорит San Francisco Bay Guardian и афиша Свердловской Филармонии. Это скорее пугает, чем вдохновляет, но подготовленный слушатель уже давно о них знал и ждал их приезда, а не подготовленный - рискнул польститься на диковинный жанр горлового пения и не прогадал.
По официальной версии, которая для неподготовленного слушателя больше похожа на легенду, музыку Хуун-Хуур-Ту в большой мир принес не менее знаменитый ученый-физик нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Говорят, он настолько был поражен их пением, что хотел прилететь в СССР, чтобы увидеть вживую. Но будучи участником Манхеттенского проекта, причастным к космической программе США и иным важным разработкам,
не мог получить визу из-за бюрократии политики холодной войны. Но он поделился интересом со своим другом Теодором Левином, который был этномузыкантом, и тот устроил этнографическую экспедицию в Советскую Республику Туву. Его потрясло умение выводить одним голосом две или три мелодические линии, сильно отличающиеся по высоте, что он немедленно пригласил музыкантов в США. И понеслось.
Саян Бапа (сейчас будет corazón)
Тувинское горловое пение оказалось настолько необычным и притягательным для всего мира, что в считаные дни захватило внимание ведущих музыкантов Западного полушария. С квартетом захотели сотрудничать Стиви Уандер и Кронос Квартет, а Френк Заппа открыл для них двери своей студии, где они сделали свои первые записи. Чуть позже эта лихорадка пришла в Японию и западную Европу. Так, в Бельгии ценят танцевальные обработки Хуун-Хуур-Ту. Сейчас они являются самой известной Российской группой во всем мире, но не многие Здесь знают об их известности Там. Путешествуя по миру, группа неизменно возвращается в родной Кызыл.
Кайгал-оол Ховалыг
Это все история пусть и недавних, но прошлых дней, а в минувшую среду этот кусочек истории приехал в Екатеринбург.
«Хуун-Хуур-Ту», в переводе с тувинского, - явление, означающее расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей. Линии голосов при горловом пении - это лучи звука, подобные лучам света.
Они сказали: "представьте, как мужчина поднимается на гору и обращается к бескрайнему небу". И я представляю, как он садится на ее вершине, обдуваемый плотным неспешным ветром. Вдали грохочет гром, где-то далеко, не здесь. Только ветер доносит неспокойство стихии. По голубому темнеющему небу несутся облака, а по земле стелятся клубы пыли, поднимаемые от вечной земли табуном лошадей, свободном лишь в своем беге. Пыль путается в гриве, как человек путается в жизни. И только сидя на этой горе, чувствуя в воздухе надвигающуюся бурю и предвкушая ее, можно ощутить себя частью мира и быть в том свободным.
Так слышится "Зов предков".
Алексей Сарыглар
Это пение вводит в трепет, заставляя тревожно вибрировать уже лишь от голоса одного из них. Когда они поют вчетвером, это волнение и беспокойство не позволяют сидеть спокойно - волна восходит по спине, встряхивая все тело. Голос одного человека способен передавать и заполняющее фоновое звучание, и ведущий голос, и тонкое соловьиное пение в один и тот же момент. В песнях про сакральное место охотника - тайгу - голоса подражают звукам животных: хищным птицам, волкам, дятлу, кукушке, кедровке и иной дичи.
Радик Тюлюш
Тувинские песни - о чести и сдержании данного слова, о влюбленности мужчины или его воспоминаниях детства, о далекой принцессе или о том, как он успокаивает девушку, обещая вернуться. Но больше всего песен про коней, для коней и во имя коней - это священное животное, даже музыкальный инструмент считается его инкарнацией.
От глубокого звучания барабанной мембраны и струнного ритма кажется, что лежишь на теплой траве, раскинувшись руки в стороны открывшись небу, и всем телом ощущаешь вибрацию бегущего вдалеке табуна. Того, который кажется видным с горы. Эта дрожь никак не утихали во мне еще час или два после завершения концерта.
Складывается впечатление, что в Туве песни поют только мужчины о мужской жизни и конях, а девушкам и без того есть чем заняться. А если ты не знаешь, что делать, иди - паси коней или пой об этом. :О)
P.S. если вы хотите услышать еще чье-либо мнение о концерте, загляните к
zvennka - у нее есть
хороший пост на этот счет.
Национальная тувинская бардовская гитара :О)
.
Алексей Лисаченко - юрист и
сказочник, с которым мы познакомились
на фестивале ДЕТГИЗ
Twisted_Way и
zvennka
Коняшка как форма автографа одного из исполнителей
Как гласит одна древняя мудрость: "Две Дашки не одна Дашка!"
P.P.S. лайк поставить просто необходимо: если не мне, то двум Дашкам! Однозначно!