Джазовый квартет "Ideal"

Mar 21, 2015 13:07


Если в жизни становится много джаза, значит, вы где-то имели неосторожность потерять покой или просто начался март. Не знаю, как именно месяцы связаны с музыкальными жанрами, но минувший понедельник показал мне музыку с новой стороны.



Джазовый квартет "Ideal": Кристиан Бедоа (саксофон), Ален Раттие (тромбон), Филипп Гуиньер (банджо), Ромен Ноэль (контрабас)

Джазовый квартет "Ideal" сплотился на джазовых стандартах Нового Орлеана, которые в середине XX века принес в Европу американский кларнетист и саксофонист Сидней Беше. Квартет впервые собрался в начале 2000-х годов, и их репертуар - своеобразная дань памяти.

С первых композиций французы захватили зал своей игрой. Аплодисменты не затихали не то что между произведениями, но и во время. Каждая импровизация или отдельный фрагмент, сопровождались овациями. Было не просто исполнение, это было зрелищное шоу, в котором нашлось место и экспрессивной игре на инструментах, драматургическим сценам и богатой мимике. Контрабасист использовал подставку для струн инструмента в качестве полочки, куда клал свой телефон во время игры. Тромбонист в одной из песен сменил серьезный инструмент на миниатюрную пластмассовую пищалку в форме тромбона и виртуозно отыграл на ней. И когда дело доходило до его импровизаций, в них непременно проскакивал гимн Франции. Саксофонист пел, предварительно напомнив, где расположены выходы из зала, и, поблагодарив за терпение, спел еще не раз. А четвертый просто от души играл на банджо - подумать только, банджо в руках француза!



Джаз-квартет "Ideal": Филипп Гуиньер (банджо), Кристиан Бедоа (саксофон), Ромен Ноэль (контрабас), Ален Раттие (тромбон)

Одна музыка по характеру была как сдержанный прогуливающийся по бульвару джентльмен, которому в конечном счете наплевать, что жизнь конечна, пока в сиреневых лучах заходящего солнца медленно кружатся опадающие листья. Другая, приземленная, но бесшабашно заводная. И серьезное, казалось бы, произведение могло трансформироваться  во что угодно.

Кристиан Бедоа: "Сейчас мы будем играть произведение Дж. Гершвина "Summertime" в переводе с английского "лето". Не всегда же быть снегу?! Я не помню эту [джазовую] тему, но играть мы все равно будем".

И это был выныривающий из прочего джаза Гершвин, хотя большую часть времени, казалось, звучали "Очи черные". Пока он саксофонил "невпопад", его товарищи то подыгрывали, то выделывали руками упорхнувших птиц или взорвавшуюся голову, сигналя ему. Одним словом, тащились от происходящего и сами от себя. Ведь особенность джаза в том, что композиция заканчивается, лишь когда так решит исполнитель, а не композитор. И музыка, как и следующее за ней удовольствие, может быть вечной.



Кристиан Бедоа (саксофон), Филипп Гуиньер (банджо)

Кристиан Бедоа (саксофон): "Когда я говорю, вы не понимаете меня, потому что я говорю по-французски, но когда я играю на саксофоне, вы понимаете каждое слово. Универсальный язык музыки!"

К чести будет сказать, его речь я понимал прежде слов переводчицы, благодаря веселой даме, сидевшей сбоку от меня, которая увлеченно пересказывала слова музыкантов, не делая пауз и не всегда осознавая, что говорит это вслух. Именно поэтому, всякая игра словами и смешные истории попадали ко мне, не потеряв вложенных в них красок, да еще и усиленные переводом увлеченной поклонницы.

Кристиан Бедоа (саксофон): "...в Америке нас тоже не понимают, но там я хотя бы стараюсь говорить по-английски. И все удается благодаря тому, что с нами был наш главный эксперт." //Все оборачиваются на контрабасиста, но тот повернулся и сам, "ища кого-то" позади себя//



Ромен Ноэль (контрабас)

На всех инструментах кроме контрабаса не было микрофонов - музыканты могли сами управлять силой и оттенками звучания, приближаясь или отдаляясь от стоек. В самом конце они вышли на край сцены, чтобы сказать что-нибудь на прощание. Тогда трубач отдал свой телефон женщине, сидящей в первом ряду, и попросил их поснимать. Но прощание не было скорым: поочередные речи несколько раз сменялись музыкальными импровизациями и вокалом без микрофона.

То и дело музыканты картинно кланялись, каждый скромно делал вид, что аплодировать должны не ему, а его товарищам - указывали друг на друга, предлагали выйти вперед и хлопали сами себе. Но все хорошее имеет свойство заканчиваться.

Кристиан Бедоа (саксофон): "Вы устроили нам такой прием! Когда мы играем во Франции, к нам приходят девушки, чьи 20 лет были где-то в 50х. Я вижу в этом зале много молодых девушек, на вид лет 20, которые могут захотеть получить автограф. Мы чувствуем себя The Beatles - еще бы немного, и мы могли бы также улететь на вертолете [но у филармонии нет вертолетной площадки]"

Централизованной автограф-сессии не было, но тем, кто не торопился в гардероб или не засел в буфете, выпала возможность столкнуться с музыкантами в малом фойе. Каждый распорядился этой возможностью по-своему: кто-то на простите-за-мой-французский начинал говорить о музыке, кто-то хотел сфотографироваться, а самый хитрый я получил автограф и пару теплых слов.

Концерт привел меня в дикий восторг своей непосредственностью, легкостью и пронизанным жизненной силой исполнением.  Если не верите мне, спросите zvennka и idea_listka - они не обманут.

P.S. В их музыке был corazón, только по-французски он называется toujours (тужур)

музыка, фото, впечатления, #КультурныйБлогер, филармония

Previous post Next post
Up