В культурные заведения нужно ходить в то время, когда они работают. День - лучшее время для восприятия живописи и скульптур; вечер - для музыки; ночь - для сна или мемуаров от бессоницы. Ходить ночами в картинную галерею или филармонию - дурной тон или ритуал для вызова милиции (не стоит себя оправдывать мыслью, что им тоже нужно приобщиться к культуре и "когда, если не сейчас?!"). А Ночь Музеев как "звонок прозвенел для учителя" - предназначена для самих музеев, чтобы у них было дополнительное время, когда можно делать свою работу. Другое, что работа создается специально для этого времени. Это я к чему...
Общей историей Ночи Музеев и программой своей прогулки я
имел неосторожность поделиться чуть прежде. И, как обещал, часть историй мне бы хотелось если не развить, то закончить подобающим образом - словами, фотографиями или плохо сдерживаемой жестикуляцией в танце скорби перед монитором.
В Филармонии, как и еще в ряде не музейных площадок, можно было увидеть программу, которой не бывает в обычные дни (потому придумывают "безумные" см. далее). Это не экспозиция, не шоу и даже не экскурсия в полном смысле этого слова. То, что происходило в филармонии, можно назвать набором из 4-х действ или перформансов - говоря по-русски, "представлений", но не с конями и медведями, а с гармонью, вокалом и душенадрывными историями.
Тему юбилея Победы не выкорчевать так легко из информационного окружения за неделю, потому, вольно или нет - насколько мне известно, все площадки-участники Ночи должны были так или иначе отразить эту тему - она пронизала основную часть программы. Тема Великой Отечественной войны напрямую касается филармонии через людей, которые составляли ее коллективы. В первые дни они уходили на фронт. Формировали военные оркестры и переезжали от места к месту, поднимая боевой дух солдатам. Кто-то шел на передовую, но вскоре их отзывали, так как держать в руках инструмент оказывается сложнее, чем автомат - так быстро не научишь. Этим историям посвящалась первая точка. Чем еще война коснулась Свердловской филармонии
можно узнать в специальном разделе, а я двинусь дальше.
Во втором зале речь шла про
7-ю Симфонию Шостаковича, которая стала символичной для Блокадного Ленинграда, и самого композитора, бывшего в военное время членом добровольной пожарной дружины и тушил зажигательные бомбы. Здесь же был исполнен фрагмент.
Третий зал, он же долгожданный для большинства, был Большим и Концертным, а само действо разворачивалось на сцене. Органист Филармонии - Тарас Багинец - отвечал на традиционные вопросы ("а сколько труб?", "а сколько стоит?", "а сколько весит?", "а сложно играть?", "а где учат?", "а у кого самый большой?" и др.) и демонстрировал некоторые ответы ("как звучит самая большая\маленькая\громкая?", "как играть на трех рядах клавиш?", "как играть ногами?"). Неустанным к повторению был вопрос "а зачем тут зеркало", что тут можно сказать:
Чтобы не задавить других оркестрантов, когда сдаешь на скамейке назад;
Чтобы увидеть, когда в тебя полетят букеты с аплодисментами или что похуже;
Чтобы узнать, не уснули ли все от скуки, а то может стоит сыграть что-нибудь повеселее;
Чтобы узнать, не разошлись ли все, а то может стоит завершить концерт и пойти домой;
Чтобы смотреть на ассистентку (перевертмейстера);
Чтобы проверить, не потекла ли тушь;
Чтобы видеть дирижера.
Вроде как ни одна из групп не обошлась без человека, его задавшего. Орган был самой востребованной точкой маршрута хотя бы уже потому, что не касался тяжелых страниц истории и его 22 тонны пришлись уже на более позднее время. Да и освещение сцены вносило больше красок в сгустившуюся палитру настроения. Мой вам совет: не дожидайтесь экскурсий - ходите на органные концерты, если хотите, чтобы эта музыка стала ближе. А на свои вопросы - хотя бы ту часть, что по существу, - можете найти ответы в моих рассказах про
разбор органа и
введение его в строй после обновления.
От прошлого к будущему: четвертый зал предвосхищал открытие фестиваля "La Folle Journee" ("Безумные дни"), который предстоит принять городу и Филармонии в ближайшем сентябре. Круги на полу символизировали концертные площадки и ту благоговейную суету, которая предстоит тем, кто захочет послушать разного: каждые 15 минут новый концерт продолжительностью в три четверти часа - и так три дня.
За бортом бессменного маршрута была самая спокойная и в большей мере чем остальные музыкальная программа, которую ни за что ни про что назвали "караоке". На месте же можно было увидеть белоснежный рояль и Светлану Алексеевну, которая пела хиты песни военных лет и аккомпанировала себе. Здесь стоило провести все время за чаем с бутербродами или рюмкой коньяка, чтобы, следуя традиции, написать лучшую рецензию "о постановке". Но я заглянул туда лишь на минуту, поэтому не обессудьте.
Афиши концертов Свердловской филармонии времен Великой Отечественной войны
Дмитрий Шостакович в форме бойца добровольной пожарной команды (имхо, сильно походит на Леннона)
Фрагмент симфонии Шостаковича и флеетиска его исполняющая
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
"Нельзя просто так взять и не пойти на Безумные Дни"
.
.
Военные песни за белым роялем
.
Волонтеры
Волонтеры
Волонтеры
А это Дашка