В минувшую субботу, 10 марта, в Екатеринбурге состоялся концерт
Al Di Meola. Ал - американский джазовый гитарист, один из самых лучших признанных гитаристов мира. Его игра действительно поражает. И, по многим причинам, я вынашивал свой рассказ почти неделю.
А теперь представь, что ты тоже видишь этот дым и эти струи света - ты знаешь что сейчас произойдет, и какая то музыка уже начинает отдаленно звучать в твоей голове. Смотри и слушай.
Я попал в этот зал следуя череде случайностей и совпадений, порождая своими действиями другие события и решения. Потому гитара того вечера - это еще и изящный узел множества моих историй. Испанская гитара - это одна из четырех периодически повторяющихся музыкальных частей моего настоящего. И всего две, на тот момент, недели назад я вновь вошел в нее.
...на сцене уже все готово, как кажется мне. Все замерло в своей неизменности, пока что-то потихоньку начинает во мне звучать. Я вижу места и вижу инструменты, понимая, что то что слышится мне сейчас - просто мое предвосхищение и предощущение того, что меня ждет. Меня ждет музыка, в которой я хочу отдохнуть. Я хочу погрузится в нее и немного забыться - забыть об окружающем мире, оставаясь наедине с происходящим.
Я вернулся, или, правильней сказать, был вновь вдохновенно захвачен испанской гитарой, не так давно, прежде проводя в этом погружении месяцы (собственно, как и в других трех секторов моего внутреннего музыкально мира). Вновь трек-лист, и круглые сутки. Музыка вступает в свои права не просто так. Без нее в рабочие часы отказывается думать моя голова. Тогда я включаю свой лист и, не отражая происходящего, иду вперед наполняясь этим ветром.
...мне спокойнее всего, когда поднимается ветер. Я чувствую себя на своем месте и ощущаю внутреннюю гармонию. На сцену выходит Ал. Он подходит к микрофону, чтобы поприветствовать своих гостей. Он будет не многословен сегодня. Это непривычно и хочется его услышать самого, но это не так важно, как то, что он делает.
...я уже не помню, что он говорил в начале. Я помню, что я старался принять в себя как можно больше, запоминая и душой, и ловя объективом что захватывало мой взгляд. Это упоительное погружение, когда твои глаза становятся органом души, сближаясь тесно-тесно, так, что ты не просто видишь.. ты находишься в этом в'идении и являешься им. Это культурный транс, это особая форма восхищения.
Я привык к тому, что испанская гитара в моем листе бодра и, хоть мотивы нельзя назвать простыми, они довольно легкие. Вечер мне показал иную силу и иную глубину.
...он договаривает, и садится на центральное место. Его друзья уже заняли свои места по обе стороны от него. О них он тоже что-то говорил, но, как и прежние слова, они остались разве что в тех образах, которые я поймал за все время, проведенное там. Образы внутри и образы плененные кадром.
...он начинает играть, погружая меня в музыку. Мне непривычна та глубина и философия, которую я слышу в мелодиях. Я не слушал их прежде. Они не являлись нитью моих состояний или силой, поддерживающей мое настроение или сосредоточенность мыслей в течении дня. Это умудренная речь музыки - это особая философия, которую я не знаю, но которая мне понятна изначально. Я просто не успел подумать о ней раньше.
Про Ала я ничего не знал прежде и не уверен, что мог слышать его осознано до того момента. Я знаю Гойю, я знаю Пако де Лусию - я о них "что-то слышал" и я слышал их. Я не знал ничего про Ала, до того, как я его увидел. Это тот случай, когда легенда приходит к тебе вместе с личностью - не опережая, не запаздывая.
...еще одна вещь, которую я помню плохо, - это перерывы между игрой. Конечно, я видел, как он отпускал гитару, как вставлял изредка пару слов - хотя и их, как часть своей игры, как часть общения с гитарой и вторым гитаристом, - но я не ощущал паузы в душе, впитавшей его музыку. Это удивляет вкупе с тем знанием, что каждая из мелодий имела насыщенное окончание и завершалась сильным, резким и стремительно замолкающим аккордом, проносящимся с таким стремительным звоном, будто бы именно сейчас кончилась одна из струн.
Я погружен в атмосферу и испытываю сильнейшее удовольствие. Меня вдохновляет не только музыка, но и все, что предстает перед глазами. Меня наполняет видимый мною свет и дым. То как дым клубится в лучах и исчезает выходя за их пределы. То, что дым не ограничен светом подсказывает физика, но глаза не думают о таком и видят, как клубясь и, заворачиваясь спиралью, дым тянется к источнику света. Только в такие моменты я теряю из виду музыканта.
...я перехожу взглядом от одного источника света к другим - от верху к нижним. Я слышу как меняется интонации звучания. Я чувствую эту речь. Как глубокие но понятные мысли излагают себя выражаясь звучанием в пространстве, как письмо ложится на бумагу, так и звуки вписываются в пространство, которое они стремятся наполнить. Меняются "слова", и я чувствую, что за ними меняется и свет падающий на сцену. Как глубокий синий близится к яркому голубому. Как голубой чуть-позже превращается в красный, еще позже, становится сиреневым. Я не уверен, что цвет перетекал так плавно. Нет. Скорее, в момент смены я отвлекался на музыку - точно так же, как не замечая смены мелодий и был покорен светом.
Музыка - это та вещь, которая может убить меня или захватить полностью. В ней прекрасно ловить оттенки и настроения. Чувствуя, что она подобно воде способно протекать между камней, когда спокойно, а когда обрушиваясь всей своей силой и низвергая любые препятствия что ты бездумно хочешь выставить перед ней. От музыки не требуется защита. Музыку нужно понимать и проникаться ею.
...Ал ставит вновь звучную точку в речи. Он встает с места и движется к микрофону. Его друзья встают следом. Подходят ближе. Я понимаю что концерт заканчивается. Ал говорит все спасибо, добавляет свои впечатления о городе и о том, что чувствует от концерта. Кажется, он говорил именно это. Закончив слова, он еще раз представляет своих друзей и кланяется.
Концерт - это ритуал, связывающий собой исполнителя и музыку. Он связывает их со слушателями - людьми из этой музыки, пришедшими, чтобы на время в нее вернуться. Поэтому, когда музыкант уходит со сцены после такой близости, его хочется вернуть - сказать ему, как проникновенно он играл и что ты хочешь похитить еще толику его времени, чтобы вместе разделить ее с музыкой.
...зал наполнен мягкими но не утихающими овациями. Безусловно, все чувствуют, а может знают, что после этого он вернется. И Ал возвращается. Я все еще переполнен поднятым ветром, что мои глаза на какое то время теряют свою четкость.
...Ал в хорошем настроении. Чувствуется, что он рад тому, как его приняли. Как его ждут. И в этот раз он рад вернуться. Наверняка, ему не хочется, чтобы такое настроение не покидало еще какое то время его самого. Он возвращается на то место, где минуты назад кланялся, и спрашивает на английском: "Сколько еще песен сыграть...
..one? Two?"
Из зала он слышет: "Ten!". "No", - коротко и четко, но как будто от неожиданности, говорит он.
...все смеются, и он смеется с нами. Его друзья уже на своих местах, и он идет к ним. В этой - второй - части, свет изменяется быстрее и случаются смешения цветов. Здесь, философия испанской гитары звучит динамичнее и чуть более по "свойски".
...все это время свет, который переходил от синего к красному, теперь направлен назад, освещая зановес. И это повергает меня в еще больший трепет. Кто проникся Твин Пиксом может понять меня лучше - "красные занавески!". Только они не оставались исключительно красными. Свет здесь проходил обратный путь, вернувшись к синему, только когда Ал уходил вновь. Тогда синий цвет возвращал внутреннюю ровность и покой, а сейчас, они были сиреневыми и этот цвет и сила происходящего будоражили меня.
.."это что-то вроде волшебства", вспомню сейчас одну близкую мне фразу. Но тогда этот огромный занавес покрытый цветом меня безмолвного окончательно приковывал к музыке, захватывая мои глаза, в то время как она покоряла душу. И я если спросить меня, где я был в ту субботу, я отвечу, что был полностью в этом.
...музыка звучала, возвращая меня в обычную реальность уже наполенным. Она отпускала накал, но я не отпускал музыку внутри себя. И мне было хорошо.
Ал говорил что десять композиций он не сыграет, но сыграл он ощутимо больше двух, заполнив своей игрой еще треть часа. Что он говорил в конце вновь от меня ускользнуло. Но хорошо было и ему и нам.
Тому, что я оказался на концерте, я обязан своей удаче и старанием еще одного человека, который эти билеты с привлечением меня выиграл (и без меня бы выиграл, просто сила обстоятельств). Так же Рок Арсеналу, кто разыгрывал билеты, по чьим коридорам я побродил как и
в прошлый раз (даже потоптался по полам Радио Си :) Мне приятно бывать там, было бы поводов и причин для этого больше. Ну и фотик меня не подвел: на этом концерте мы еще больше сработались с ним, а результат сотрудничества вот он, перед вами.
Остальные фотографии с полной обработкой я чуть позже выложу в ВК и ФБ.
Фуф. Ну вот и все. На этом Al Di Meola "..покинул здание".
И мне стало спокойно.