.
К оглавлению .
Показать весь текст .
2.1. Падение Западного Рима и последствия для религии и материальных условий Запада
В Истории есть примеры исчезновения выдающихся - в сравнении с остальными того времени - цивилизаций. Возможно, пример похожей гибели разворачивается в настоящее время с «цивилизованным миром» (Западом) на наших глазах.
Европа после падения Западного Рима не имела 1 П на человека из масс, потому что глобальные технологии Рима (вроде зерна из Египта) были сломаны, а неизбежное падение плотности элиты «выветрило» необходимые знания для поддержания технологий уровня Древнего Рима на территории Европы. Однако антиэнтропийные принципы и поддерживающая их административная структура (Папа и церковь - не разделенная тогда ещё на католическую и православную) - были сохранены. И в недрах церкви отчасти сохранились знания и технологии.
Скорее всего, сохранение церкви варварами связано с эффектом «сладкой смерти» в отношении тех варварских народов, которые эти антиэнтропийные принципы отвергли. Приобщение к богатствам и технологиям Древнего Рима открыло варварским народам (их элите, по крайней мере) возможность жить на основе своих желаний. А это, как мы знаем из теоретической части (1.
Появление общества. Его смысл), приводит к «сладкой смерти», если нет хорошо разработанных антиэнтропийных принципов.
Собственно, само появление антиэнтропийных принципов в древней Истории связано с выходом технологий древних обществ на уровень, позволяющий жить в соответствии со своими желаниями хотя бы для элиты (в наиболее благоприятных местах Земли в то время). А те, кто не смог создать антиэнтропийные принципы для себя - были поглощены «сладкой смертью». В этом, наверно, секрет наступления «
Осевого времени» Карла Ясперса - времени создания (квази)религий как обязательной части цивилизации.
Буду иногда для краткости сокращать термин «антиэнтропийные принципы» до «антиэнтропийки».
Запомним, что варвары Европы восприняли антиэнтропийку Рима чисто утилитарно, не создав её в муках, и не имели понимания причин её необходимости, но взяли как готовый инструмент. Такой инструмент, без которого легко сдохнуть, но не ясно - по каким причинам. Не понимая, что эти причинны - постоянные и принципиальные, а не привходящие.
Итак, имея антиэнтропийку Рима, Запад (в том его исходном варварском виде) получил возможность сохранять и накапливать знания - пусть со сниженного - с момента падения Западного Рима - уровня знаний и технологий.
В силу того, что на одного человека масс в Европе не получалось создать благ в размере даже 1 П, пришлось погружать эти массы в нищету и животность, изымая «излишки» для элиты.
А с чего тогда столь технологически отсталый Запад в том его исходном варварском состоянии сумел победить Рим? А с того, что даже глобальные технологии Рима были не в состоянии обеспечить в северных (относительно Рима) провинциях уровень достатка 1 П на человека масс при изъятия необходимых для жизни элиты «излишков».
Технологии ведь подразумевают минимальную плотность населения для массового производства, требуют поддержания дорог, связи, правопорядка и прочей инфраструктуры - весьма дорогой и не окупающей себя в слишком суровых - для данного уровня технологий - условиях.
Да, если всех аборигенов убить, и использовать только «изюминки» суровых территорий, типа месторождений железа, дорогих минералов, лес и т.п., то такое освоение суровых территорий возможно. Можно даже жить «вахтовым» методом на островках цивилизации среди дикой в остальном природы. Но убить всех аборигенов не удаётся, потому что армия - это тоже снабжение и инфраструктура, а логистическое плечо от «ядровых» земель Рима получалось слишком большим.
Даже в истории России есть столетняя война с чукчами - и уж их вполне можно было всех истребить, но это не имело экономического смысла - гонять там армию и снабжать её с сумасшедшими расходами на логистику в условиях тех пространств и бездорожья.
Вообще-то падение Рима считается некоторой исторической загадкой, но, похоже, отгадка довольно простая, если опираться на тот смысл общества, который рассмотрен в теоретической части. Элита Рима стала состоять в том числе и из вождей варварских народов Империи, а этой элите приходилось изымать у своих масс куда больше, чем если оставлять им по 1 П на человека.
И было не понятно, с чего это жалеть массы «ядровых» земель Рима, раз это такая же часть Империи, что и провинции. Смена властей, гражданские войны, бунты и интриги закончились закономерным воцарением варварских вождей в Риме с 476 г. (Одоакр), хотя сенат прекратил свою деятельность только в 630 году.
Рим погубила его собственная энергия экспансии, такое расширение Империи, которое оказалось несовместимым с её жизнью. Но эта же энергия экспансии продолжила освоение «трудных земель» для человеческой цивилизации.
К тому же Константин Великий перенес столицу Рима в Константинополь (в 330 г.) и новым «ядром» Рима стал, по существу Восточный Рим (Византия). Оно не включало в себя северные провинции, не возникало из-за этого «лоскутного одеяла», где разным «лоскутам» подходили бы разные технологии жизни. И это «новое ядро» продолжило сохранение и развитие знаний Рима ещё на тысячу лет.
Судьбу Рима позже отчасти повторила Османская империя, которая тоже в период своего максимального расширения представляла собой «лоскутное одеяло». Что тоже привело к отпадению северных частей Османской империи (не без «помощи» России, конечно), но в остальном её распад был вызван конкуренцией с доминировавшим тогда в мире Западом - с его технологиями и экспансией.
Христианство не вполне вписывалось в реалии варварской Европы. Какое там «христианское отношение», если надо было обдирать массы как липку, чтоб поддерживать знания и потихоньку их развивать. Вот подобные несоответствия породили всякие «заплатки», начиная с проповедей о богоугодности бедности.
Проповедь о благостности бедности - это ведь ложная проповедь. «Не введи меня во искушение» - это молитва и о том, чтобы обстоятельства не были слишком тяжёлыми и неподъёмными для меня. Ведь я - греховный, слабый человек и могу сломаться и сойти с правильного пути. Упование на силу «святости» обычных людей, чтобы она противостояла искушению вырваться из нищеты - это гордыня, это ошибка. Бедность создаёт такие условия, которые зачастую слишком тяжёлые для греховного человека и могут подорвать его стремление осознать Бога. И одобрение бедности свидетельствует об изначальном надломе в восприятии христианства Западом.
А затем невыносимые нормативы по «богоугодности» бедности привели в противоположную крайность:
Недостаточные материальные условия для общения с Богом создали стремление достичь подходящих условий. И тут эта цель совпала и с соблазнами «сладкой смерти». А возникшее движение к богатству при изначальной слабой духовности склонило чашу в пользу служения мамоне, а не Господу.
Отсюда уже искажение в другую сторону - либо лицемерие католичества, которое обвиняли проповедники Реформации, либо заработанное богатство как признак совершения богоугодных дел - пусть речь о заработке честным путём, но ведь это ложный ориентир, бывают и бедные святые!
То есть, Запад встал на путь лжи и самообмана в самом начале своего становления. Другое дело, что христианство можно было бы толковать как некий план создания правильного общества, для исполнения которого и надо прилагать усилия. Этот эффект тоже был, и он положительный, но использованная Западом практическая адаптация христианства к европейским реалиям заложило возможность победы «сладкой смерти» над получившимися искажёнными антиэнтропийными принципами. Неограниченное богатство как цель - это одно из проявлений «сладкой смерти», например.
Чтобы духовно окормлять - надо иметь материальные условия, а чтобы их иметь - будем убивать и отнимать. Последний пункт вступает в противоречие с тем, что мы рассказываем пастве? Плевать на заповеди на практике, потому что наличие материальных условий для жизни Церкви - необходимое условие. То есть, нажива без особой щепетильности - стала нормой. И при этом - лицемерная проповедь о приличиях. В судах копеечные дела будем решать со всем пиететом, а серьёзные вопросы решим с помощью киллера. И растерзаем любую страну, если это нам выгодно, и если данная страна не может ответить нам тем же.
Крестовые походы обозначили заведомый разрыв с духовными корнями Юга (а каково лицемерие - и на Византию тоже устроили «крестовый» поход, и грабёж удался), а полноценно духовно окормлять себя сам Запад не мог при том уровне технологий. Попытка же дотянутся до необходимого уровня материального достатка - вступил в конфликт с буквой Христианства, и это повела к фактическому и теоретическому искажению антиэнтропийных принципов.
Такое развитие событие привело к самоизоляции и отрыву антиэнтропийных принципов Запада от своих корней на Юге. Ему удалось, «выжимая» массы, постепенно создать условия для сохранения и развития знаний внутри Европы. Была достигнута нужная плотность элиты и необходимый (хоть и минимально возможный у большинства в элите) уровень достатка элиты. Но качество его антиэнтропийных принципов оказалось подорванным.