.
К оглавлению .
Показать весь текст .
3.1. Причины прихода периода техноскачка
Итак, мы рассматриваем общество, живущее на «трудных территориях», где у обычного человека нет уровня благ даже в 1 П, но в обществе имеются и исполняются антиэнтропийные принципы, есть необходимое расслоение и уровень благосостояния у элиты для того, чтобы сохранять и накапливать знания.
Для подобной жизни характерна низкая плотность населения (среда суровая и не может прокормить многих) и дороговизна инфраструктуры типа дорог, связи, сбора налогов, доступности информации, образования и т.п.
Из-за того, что инфраструктура дорогая, первоначальные изобретения для жизни в этих трудных условиях используются локально. Количество таких изобретений растёт. В то же время некоторые идеи невыгодно реализовывать только из-за плохой инфраструктуры, потому что делать экскаватор для того, чтобы отрыть одну яму - глупо. Ведь гораздо легче эту яму выкопать лопатами, чем сделать экскаватор.
Но в какой-то момент суммарная выгода от возможного практического использования знаний делает создание инфраструктуры более чем оправданной! И тогда начинает массово производиться не только то, что уже использовалось локально, но и всё то, чьё создание для практических нужд не имело смысла без инфраструктуры. Вроде того экскаватора из примера выше.
Начинается лавинообразный перенос накопленных знаний на практику. А возможность реализовать изобретения для массового производства (вроде того экскаватора) открывает возможность каких-то следующих шагов (типа постройки сети железных дорог со всеми их насыпями и тоннелями). И развитие знаний начинает происходить не теоретически, а в основном - практически.
Следующий шаг, который выгодно сделать, теперь зачастую виден на основании того, что уже практически достигнуто. В то же время теоретические знания в принципиальном отношении в этот период развиваются слабо - лучшие умы и силы переориентированы на прикладные задачи.
Почему возникает техноскачок? Потому, что техносреда должна создать благоприятные условия, элементы которой постепенно придумываются. Но эти элементы проблематично реализовать из-за их сложности и трудности среды. Лишь когда эти элементы оказываются способны интегрально создать эффект преодоления трудности среды - лишь тогда преодолевается «барьер входа» всех этих элементов к практической жизни и начинается их лавинообразное внедрение.
Тут можно провести условную аналогию со сборкой автомобиля - пока все детали не собраны в целый автомобиль - он не поедет. Но вот когда он поехал - можно планировать и перевозки саженцев на дачу, и путешествия в отпуск, и жизнь за городом с поездками на работу на авто и т.д.
Например, поддержание густой сети дорог в трудных условиях не окупается при низких технологиях - плотность населения низкая и влияние среды разрушительно. Но при массовом производстве поток товаров растёт, они дешевеют, дороги окупаются, плотность населения увеличивается и это добавляет выгоды дорогам.