О чём говорил Иисус ?

Mar 09, 2018 10:00

Друзья! В поисках различных форм нашего дальнейшего общения, предлагаю Вашему вниманию цикл документов, под общим названием: «О чем говорил Иисус». И для начала прошу Вас посмотреть этот совсем некороткий и очень непростой текст. В нём четко сформулированы отношения Иисуса Назарянина к самым важным аспектам человеческой жизни, а именно:

  1. Вступление
        140.8   В четверг пополудни на озере.

«Иисус хорошо знал, что апостолы не усваивают его учения в полной мере. Он решил дать некоторые специальные наставления Петру, Иакову и Иоанну в надежде на то, что они смогут внести ясность в представления своих товарищей. Он видел, что, хотя апостолы усвоили некоторые особенности идеи духовного царства, они упорно пытаются связать эти новые духовные учения со своими старыми и укоренившимися, буквальными представлениями о царстве небесном как восстановлении трона Давида и воссоздании Израиля в качестве мирской державы на земле. Поэтому в четверг пополудни Иисус отправился на лодке вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, чтобы обсудить вопросы царства. Этот разговор продолжался четыре часа и включал десятки вопросов и ответов, и в рамках данного повествования наиболее целесообразным будет привести его, взяв за основу краткий рассказ о том знаменательном дне, поведанный на следующее утро Симоном Петром своему брату Андрею:
  1. Исполнение воли Отца;
Учение Иисуса, призывающее полагаться на высшую опеку небесного Отца, не являлось слепым и пассивным фатализмом. В тот день он с одобрением процитировал старое   выражение: «Кто не работает - тот не ест». Он указал, что его собственный опыт является достаточным комментарием к этому учению. Его заповедь доверия к Отцу не должна рассматриваться сквозь призму социальных или экономических условий нынешней или какой-либо иной эпохи. Его наставления охватывают идеальные принципы жизни рядом с Богом во все эпохи и во всех мирах.
Иисус чётко объяснил трём апостолам отличия между требованиями к апостолам и к ученикам. И он отнюдь не запрещал апостолам использовать благоразумие и предусмотрительность. Он осуждал не предусмотрительность, а тревоги, беспокойства. Он учил активному и внимательному подчинению воле Отца. В ответ на многочисленные вопросы об умеренности и бережливости, он лишь обратил их внимание на свою жизнь столяра, корабела, рыбака и его тщательную организацию двенадцати апостолов. Он попытался объяснить, что к миру не следует относиться, как к врагу, что обстоятельства жизни образуют божественный промысел, действующий вместе с детьми Бога.
Иисусу было чрезвычайно трудно добиться от них понимания его личной практики непротивления. Он наотрез отказывался защищать себя, и апостолам казалось, что ему было бы в радость, если бы и они придерживались той же линии поведения. Он учил их не сопротивляться злу, не бороться с несправедливостью или оскорблениями, но он не учил пассивной терпимости по отношению к злодеяниям. И в тот день он дал ясно понять, что выступает за общественное наказание злодеев и преступников и что гражданское правительство иногда должно использовать силу для поддержания общественного порядка и отправления правосудия.
Он непрестанно предостерегал своих учеников против порочной практики возмездия; он не признавал мести, идеи сведения счётов. Он считал предосудительным таить злобу на других людей. Он отвергал принцип «око за око и зуб за зуб». Он осуждал саму идею частной и личной мести и отводил эти функции, с одной стороны, гражданскому правительству, а с другой - суду Бога. Он разъяснил трём апостолам, что его учения касаются индивидуума, а не государства. Он резюмировал данные к тому времени наставления по этим вопросам в следующих положениях:
Любите своих врагов - помните о нравственных требованиях братства людей.
Тщетность зла: зло не исправить отмщением. Не совершайте ошибки, борясь со злом, используя его же средства.
Имейте веру - уверенность в окончательном торжестве божественной справедливости и вечной добродетели.
  1. Отношение к политическим вопросам;  
В своих замечаниях он призывал своих апостолов к осмотрительности, относительно напряжённых отношений, существовавших в то время между еврейским народом и римской властью; он запрещал им каким бы то ни было образом ввязываться в эти сложные проблемы. Он всегда был осторожным, обходя расставленные его врагами политические ловушки и неизменно отвечая: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу - Богово». Он не позволял отвлекать себя от своей миссии - установления нового пути спасения; он не позволял себе сосредоточиться на чём-либо ином. В своей личной жизни он всегда соблюдал все гражданские законы и правила; в своих публичных учениях он никогда не затрагивал гражданских, социальных и экономических вопросов. Он сказал трём апостолам, что занимается только принципами внутренней и личной духовной жизни человека.
Иисус, поэтому, не являлся политическим реформатором. Он пришёл не для того, чтобы переустроить мир; даже если бы он это сделал, такое переустройство соответствовало бы только тому времени и поколению. Тем не менее, он действительно показал человеку путь лучшей жизни, и ни одно поколение не исключается из поиска возможностей наилучшей адаптации жизни Иисуса для решения своих собственных проблем. Однако никогда не допускайте ошибки, отождествляя учение Иисуса с какой-либо политической или экономической теорией, какой-либо социальной или индустриальной системой.
  1. Отношение к социальным вопросам;
Еврейские раввины уже давно спорили о том, кого считать ближним. Иисус пришёл с идеей активной и спонтанной доброты, столь подлинной любви к собратьям, что она расширяла понятие ближнего до целого мира, превращая всех людей в ближних. Но при всём этом Иисус интересовался только индивидуумом, а не массой. Он не был социологом, однако он действительно трудился над разрушением всех форм эгоистической изоляции. Он учил чистому сочувствию, состраданию. Иисус - это Сын, исполненный милосердия; сострадание составляет саму его сущность.
Учитель не говорил, что люди никогда не должны встречаться со своими друзьями за трапезой, но он действительно говорил, что его последователям следует устраивать празднества для бедных и обделённых. Иисус обладал непоколебимым чувством справедливости, но оно всегда смягчалось милосердием. Он не учил своих апостолов потворствовать общественным паразитам и профессиональным нищим. Самое большее, на что он пошёл в социологических вопросах, было его изречение «не судите, да не судимы будете».
Он разъяснил, что слепая доброта может быть причиной многих социальных пороков. На следующий день Иисус уведомил Иуду о том, что милостыни из апостольских средств можно раздавать только по его требованию или по совместному прошению любых двух из апостолов. В отношении всего подобного Иисус обычно говорил: «Будьте мудры, как змеи, и безобидны, как голуби». Казалось, что во всех социальных ситуациях он стремится учить терпению, терпимости и умению прощать.
Семья занимала центральное место в предложенной Иисусом философии жизни - на земле и в посмертии. Он строил свои учения о Боге на примере семьи, одновременно стремясь исправить склонность евреев к чрезмерному почитанию предков. Он возвышал семейную жизнь как высшую обязанность человека, но разъяснял, что семейные отношения не должны мешать исполнению религиозных обязанностей. Он обращал внимание на тот факт, что семья является бренным институтом, что она не сохраняется после смерти. Иисус без колебания оставил свою семью, когда её действия пошли вразрез с волей Отца. Он учил новому и более широкому братству людей - сынов Бога. В эпоху Иисуса в Палестине и по всей Римской империи существовало либеральное отношение к разводу. Он упорно отказывался сформулировать законы, регулирующие брак и развод, однако многие из ранних последователей Иисуса придерживались строгих взглядов на развод и без колебаний приписали их Иисусу. Все авторы Нового Завета придерживались этих более строгих и прогрессивных взглядов на развод, за исключением Иоанна Марка.
  1. Отношение к экономическим вопросам;
Иисус трудился, жил и зарабатывал на жизнь в том мире, каким он его застал. Он не был экономическим реформатором, хотя и часто обращал внимание на несправедливость неравномерного распределения богатств. Однако он не предложил каких-либо решений этой проблемы. Он разъяснил Петру, Иакову и Иоанну, что, хотя апостолы не должны владеть собственностью, его проповедь направлена не против богатства и собственности, а лишь против её неравномерного и несправедливого распределения. Он признавал потребность в общественной и производственной справедливости, но он не предлагал каких-либо принципов их достижения.
Он никогда не учил своих последователей избегать материального имущества, - он требовал этого только от двенадцати апостолов. Лука, врач, был убеждённым сторонником социального равенства, и он сделал многое для того, чтобы привести высказывания Иисуса в соответствие со своими собственными взглядами. Иисус никогда лично не призывал своих последователей перейти к общинному образу жизни; он вообще ничего не говорил о таких вещах.
Иисус часто предостерегал своих слушателей против алчности, заявляя, что «счастье человека состоит не в изобилии его материальных владений». Он всегда повторял: «Какой прок человеку, если, приобретя весь мир, он потеряет свою душу?» Не делая прямых выпадов против владения собственностью, он действительно настаивал на том, чтобы в аспекте вечности на первом месте стояли духовные ценности. В своих более поздних учениях он стремился исправить многие ошибочные планетарные взгляды на жизнь, используя в своём общественном служении многочисленные притчи. Иисус вовсе не собирался формулировать экономические теории; он прекрасно знал, что каждая эпоха должна найти свои собственные средства решения существующих проблем. И если бы Иисус оказался сегодня на земле, проживая свою жизнь во плоти, то глубоко разочаровал бы большинство добродетельных мужчин и женщин по той простой причине, что не присоединился бы ни к одной из сторон в современных политических, социальных или экономических спорах. Оставаясь величественно отчуждённым, он учил бы вас совершенствовать свою внутреннюю духовную жизнь так, чтобы вы стали намного более сведущи в нахождении решений ваших чисто человеческих проблем.
Иисус хотел бы сделать всех людей Богоподобными, а сам благожелательно оставался бы рядом, пока эти сыны Бога решали бы свои политические, социальные и экономические проблемы. Он осуждал не богатство, а то, что богатство делает с большинством его ревнителей. В этот четверг Иисус впервые сказал своим товарищам, что «блаженнее давать, нежели принимать».
  1. Личная религия.
Как и апостолы, вы лучше поймёте учения Иисуса, посмотрев на них сквозь призму его жизни. Он прожил на нашей планете жизнь, ставшую совершенной, и его уникальные учения можно понять только в том случае, если представить эту жизнь в её непосредственном окружении. Именно его жизнь, а не наставления, которые он давал двенадцати апостолам, или проповеди, с которыми он выступал перед народом, лучше всего поможет раскрыть божественный характер и любвеобильную личность Отца.
Иисус не критиковал учения иудейских пророков или греческих моралистов. Он сознавал, что эти великие учителя отстаивали много хорошего, однако он явился на землю для того, чтобы учить тому, что дополняло их - «добровольному подчинению воли человека воле Бога». Иисус не стремился создать только религиозного человека - смертного, исполненного религиозных чувств и движимого исключительно духовными импульсами. Если бы вы могли хотя бы раз взглянуть на него, вы бы поняли, что Иисус был реальным человеком, прекрасно знающим этот мир. Учения Иисуса в этом отношении были чрезвычайно извращены и претерпели многочисленные искажения на протяжении всех веков христианской эры; кроме того, вы придерживаетесь извращённых представлений о кротости Учителя и его смирении. То, к чему он стремился в своей жизни, представляется благородным чувством собственного достоинства. Он советовал человеку смириться только для того, чтобы стать истинно возвышенным; его действительной целью было смирение перед Богом. Он высоко ценил искренность - чистосердечие. Преданность была основным достоинством в его оценке характера, а мужество - самой душой его учения. Слова «не бойтесь» были его девизом, и долготерпение - идеалом сильного характера. Учения Иисуса образуют религию отваги, мужества и героизма. Именно поэтому он избрал в качестве своих личных представителей двенадцать простых мужчин, большинство из которых были закалёнными, энергичными и смелыми рыбаками.
Иисус почти ничего не говорил о социальных пороках своего времени; он редко упоминал о моральных проступках. Он был позитивным учителем истинной добродетели. Он старательно избегал негативного метода обучения: он отказывался афишировать зло. Не был Иисус и реформатором нравов. Он хорошо знал, и учил этому своих апостолов, что чувственные побуждения человечества не подавляются ни религиозным порицанием, ни правовыми запретами. Его редкие обличения были направлены в основном против гордости, жестокости, угнетения и лицемерия.
В отличие от Иоанна, Иисус не выступал с резкими обличениями даже фарисеев. Он знал, что многие книжники и фарисеи чистосердечны; он понимал, что они находятся в рабском плену религиозных традиций. Иисус придавал особое значение тому, чтобы «прежде сделать добрым само дерево». Он внушал трём апостолам, что он ценит всю жизнь, а не всего лишь отдельные особые добродетели.
Главный вывод, сделанный Иоанном после урока, данного в этот день, состоял в том, что суть религии Иисуса заключается в обретении сострадательного характера, объединённого с личностью, стремящейся исполнять волю небесного Отца.
Пётр усвоил идею о том, что евангелие, которое им вскоре предстоит провозглашать, является действительно новым началом для всей человеческой расы. Впоследствии он передал это мнение Павлу, который вывел отсюда свою доктрину о Христе как о «втором Адаме».
Иаков постиг волнующую истину о том, что Иисус желает, чтобы его земные дети жили так, как если бы они уже были гражданами свершившегося небесного царства.
Иисус знал, что люди различны, и учил этому своих апостолов. Он постоянно убеждал их воздерживаться от попыток формировать взгляды учеников и верующих по одному шаблону. Он стремился дать каждой душе возможность развиваться по-своему, становясь совершенным и отдельным индивидуумом перед Богом. В ответ на один из многих вопросов Петра, Учитель сказал: «Я хочу освободить людей, дабы они, подобно малым детям, могли начать жить новой, лучшей жизнью». Иисус всегда настаивал на том, что истинное великодушие должно быть неосознанным - когда человек подаёт милостыню, его левая рука не должна знать, что делает правая.
В тот день трое апостолов были потрясены, осознав, что религия их Учителя не предусматривает духовного самоанализа. Все религии до и после Иисуса, даже христианство, уделяют особое внимание добросовестному самоанализу. Иное дело - религия Иисуса Назарянина. Философия жизни Иисуса лишена религиозного самонаблюдения. Сын плотника никогда не учил формированию характера; он учил росту характера, заявляя, что царство небесное подобно горчичному зерну. Однако Иисус не говорил ничего, что осуждало бы самоанализ в качестве средства предупреждения самодовольного эготизма.
Право войти в царство обусловлено верой, личным убеждением. Продолжение постепенного восхождения в царстве - что драгоценная жемчужина, ради обладания которой человек продаёт всё, что имеет.
Учение Иисуса - это религия для всех, а не только для слабых и рабов. Эта религия никогда (при его жизни) не формулировалась в застывших символах веры и теологических законах; он не оставил после себя ни строчки. Его жизнь и учения были завещаны вселенной как вдохновляющее и идеалистическое наследие, применимое для духовного руководства и нравственного наставления во все эпохи и на всех мирах. Так и сегодня учение Иисуса стоит в стороне от всех религий, являясь, тем не менее, живой надеждой для каждой из них.
Иисус не учил своих апостолов тому, что религия является единственным занятием человека на земле; таковым было иудейское представление о служении Богу. Однако он действительно настаивал на том, чтобы религия стала исключительным делом для двенадцати апостолов. Иисус не учил ничему, что мешало бы верующим в него людям стремиться к подлинной культуре; он лишь был невысокого мнения о скованных традициями религиозных школах Иерусалима. Он был свободомыслящим, великодушным, образованным и терпимым. В его философии праведной жизни не было места для показной набожности.
Учитель не предлагал решений для нерелигиозных проблем своего времени или какой-либо последующей эпохи. Иисус желал развить духовную проницательность вечных реальностей и пробудить активность в самобытности жизни; он обращал внимание только на основополагающие и неизменные духовные потребности человеческой расы. Он раскрыл добродетель, равную Богу. Он возвысил любовь - истину, красоту и добродетель - как божественный идеал и вечную реальность.
Учитель пришёл для того, чтобы создать в человеке новый дух, новую волю - наделить его новой способностью постигать истину, испытывать сострадание и выбирать добродетель, - волю быть в гармонии с волей Бога, вместе с вечным стремлением стать совершенным, как совершенен небесный Отец».

Аудио комментарий к 140 документу, глава 8, можно прослушать на сайте urantia.me в разделе Семинары, из  IV части.

Перейти на мой сайт.

Философские беседы. Разговор на самые важные темы.

Добавить в друзья в ЖЖ

Previous post Next post
Up