Выбор, воля. Предназначение человека. Воля Бога. (Часть 1)

Oct 22, 2022 19:00


Часть первая. Воля, выбор, намерение.

Попытка разобраться в личностных моделях поведения и дать определения таких понятиях как воля, выбор, намерение, волеизъявление вынуждает нас сразу заявить свое представление о личности, как одной из определяющих категорий нашей жизни.

Отдавая себе отчет, что предлагаемое определение отпугнет значительную часть аудитории, я надеюсь, что очевидная новизна подхода сыграет свою роль и удержат в материале многие пытливые умы…

Мы исходим из того, что человек представляет из себя существо смешанного происхождения, в нём есть и мощная эволюционная составляющая и божественное присутствие; таким присутственным даром и является человеческая личность.


Личность - это дар Бога; духовным ядром личности, является до-личностный фрагмент Бога, - частичка Его Духа - наш Таинственный наставник, - Настройщик мышления.

Существование Настройщика мышления было впервые открыто брахманами; на его присутствие есть также прямое указания в Библии: «Ибо вы - храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них…» (2-е Кор. 6.16). «Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего». (1Ин 4.13)
Такой Личностно - духовный тандем, представляет собой посвящение Бога каждому живущему на земле, и именно он качественно выделяет человека из мира животных.

Животные могут обладать яркими индивидуальностями, но ни про одно животное мы не скажем, что оно личность.

Как личность Бога - Создателя объединяет и несет в себе все доступные нашему восприятию типы реальности: энергия, разум, дух, - так и личность самого скромного создания, - человека также интегрирует эти типы реальности на доступном для него уровне: наше тело (энергия), наш разум и наши духовные устремления. Мы созданы по образу и подобию.

Происхождение Личности, как интегратора реальности, не может быть выведено исключительно из логики животной эволюции, - это откровение Бога.

Личность человека, взаимодействуя с окружающей средой, порождает человеческую индивидуальность, которая выражает себя на трех уровнях: телесно, интеллектуально и духовно.

Воля, есть сущностное выражение Личности, - она (воля) действует как стремление, то есть организует активность человека в определенном направлении; такая активность необязательно привязано к достижению результата, и не ограничивается таковым. Воля не всегда связана со временем; воля способна ждать.

Она рождается изнутри и всегда направлена на актуализацию потенциалов личности: активность в области физической культуры   помогает раскрыть потенциалы нашего тела; увлечение наукой и философией раскрывают интеллектуальные способности человека; искусство и главным образом религия (как мы её понимаем) способствуют раскрытию духовных потенциалов.

Выбор - действие воли, направленное на достижение конечного результата, когда она (воля) действует в условиях перебора различных вариантов. Мы всегда выбираем из того, что есть или того, что может быть, но количество вариантов всегда определено и ограничено.

Выбор замыкает активность человека на один из таких вариантов, устанавливая с ним мотивационную связь. В отличии от воли, выбор может стимулироваться и внешними факторами и внутренними побуждениями. Несложно подобрать соответствующие примеры: из большого количества вариантов приобретения «нужного» бытового прибора, мы выбираем один, и убеждаем себя в необходимости этой покупки; что же касается внутренних потребностей, то из предлагаемых трех вариантов наших желаний: отдохнуть, поесть или поработать, мы обычно выбираем первые два…

В своей реализации выбор всегда конечен, он имеет завершение в виде результата, и дальше полученного результата нас не ведет; дальше возникает необходимость делать следующий выбор.

Он (выбор) всегда ограничен во времени, он привязан к текущей потребности и востребован для конкретного решения.

Намерение, - это действие пред-воли, которое формируется чередой однотипных выборов, например, при выборе направления движения: «мы едем правее, правее, ещё правее, в результате, мы формируем намерение и едем «направо»; именно намерение двигаться в том или ином направлении и определяет нашу жизненную стратегию.

Формирование своей жизненной стратегии, является крайне важной заботой для каждого человека. При простом переборе вариантов таких стратегий оказывается всего три: животная, - брать, обладать, обособлять, фиксировать, и человеческая, - отдавать, иметь не обладая, развивать, объединять. О третьей стратегии поговорим ниже…

Волеизъявление. Исходя из того, что человеческая природа носит смешанный характер, напоминаю, «эволюция + божественное откровение», можно предположить, что изъявление воли человека будет структурным, состоящим также из двух компонентов: из воли личности (человеческой индивидуальности) и выбора животного.

Выбор животного в нас опирается на действие природных и социальных инстинктов, а в человеческой воле, всегда присутствует нравственная компонента, которая старается оградить выбор человека от довлеющего присутствия животного начала, ограничить его влияние.

Контекст изложения требует от нас дать определение нравственности.

Нравственность, - это способность признавать относительность собственных ценностей, или готовность принимать ценности иной личности - другого человека. По сути, нравственность основывается на признании того, что каждый человек уникален, и имеет равные возможности проявлять свою уникальность.

Именно нравственная компонента привносит в ситуацию выбора элемент ответственности, а ответственность - это всегда корректировка своей воли. Выбор без нравственной компоненты, без учета интересов другого человека, или всех участников такого выбора, есть всего лишь социальный рефлекс, - реакция социализированного животного.

Если мы хотим прожить свою жизнь достойно, мы должны научиться, по возможности, четко различать в своем поведении   человеческие порывы и животные побуждения; и разделять их на уровне мотивов.

Именно в мотивах поступка встречаются эволюционные и божественные начала человека, образуя хитросплетения животной подосновы и человеческого действия.  Всегда (или почти всегда) в животных желаниях просматривается человеческое стремление, а в человеческих поступках нередко мелькает сущность зверя.

Чем мы мотивируем себя, когда переводим небольшую сумму денег на счет благотворительной организации, искреннем желанием помочь или самодовольным стремлением поставить себе галочку в строке «помогал»? Что нами движет, когда мы проводим жесткую беседу со своим ребенком: переживание за его судьбу или горделивое желание ещё раз показать «кто в доме хозяин»?

Понимание основного мотива поведения, позволяет нам взять под контроль и обременить нравственностью все нечеловеческие, - животные побуждения.

Нам нереально, да и не нужно, избавляться от того животного, которое есть в каждом из нас, но на него должен быть надет намордник и поводок должен быть коротким.

Человеческий выбор, - это всегда выбор самоограничения.

Наш выбор, это наша человеческая работа, которую мы проделываем каждый день, а ни три раза в жизни, выбирая институт, свою жену и дело жизни, - это часть нашей жизнедеятельности, которая и определяет нашу человеческую судьбу.

Мы каждый день делаем выбор в пользу нашего бессмертия или нашего забвения.

P.S. Притча о старом индейце. Старый индеец разговаривает с внуком, - маленьким индейцем, внук спрашивает: «Дедушка, ты бываешь добрым, а бываешь злым, бываешь заботливым, а бываешь раздражительным, - как же это так получается? Что с тобой происходит, когда ты бываешь то таким, то другим?»

- Понимаешь внучек, во мне живут разные волчата: есть спокойный, ласковый, добрый, есть нетерпеливый, агрессивный, злой, есть заботливый, а есть раздражительный, - и они между собой борются. - И кто же из них побеждает, дедушка? Кого я кормлю, внучек, тот и побеждает».

Во второй части: что такое сверхчеловеческий выбор и сверхчеловеческая воля? Наше предназначение.

В третьей: о Воли Бога…

Перейти на мой сайт.

Философские беседы. Разговор на самые важные темы.
Добавить в друзья в ЖЖ

Previous post Next post
Up