Местечко Зембин сегодня расположено в стороне от оживлённых автомобильных и железных дорог, практически в глуши. Однако, во времена Великого княжества Литовского здесь проходил большой и важный путь, соединявший столицу Вильню и город Борисов на реке Березине, по которой уже можно было плыть далее даже в Киев. Интересное название местечка вызывает обоснованные ассоциации с балтийскими языками. Хотя, также есть предположение, что изначально оно называлось «Жабин», а уже затем трансформировалось под воздействием польского произношения. Как бы там ни было, но Зембин местечко довольно старое. В начале 16 века здесь на берегу речки Зембинки стоял Радзивилловский двор. Уже в середине 16 столетия двор Зембин переходит к знатному роду Кишек, в частности к витебскому воеводе
Станиславу Кишке. Двор достался ему, по всей видимости, от жены Анны, дочери великого литовского подчашего
Яна Радзивилла. След владения рода Кишек сохранился в окрестностях Зембина до наших дней. Севернее местечка и сегодня течёт речка Кишкурнянка, на берегу которой ещё сто лет назад стоял застенок с водяной мельницей Кишкурно.
Сына и внука воеводы Станислава Кишки также звали Станиславами, и оба они так же владели Зембином в конце 16 - начале 17 века. Надо отметить, что в это время род Кишек придерживался кальвинистского вероисповедания. Последний из Станиславов Кишек, бывший секретарём короля Жигимонта Вазы, перешёл в католичество, да так, что сделался священником, и не простым, а целым епископом жемайтским. Из-за духовного сана жены и наследников у Станислава Кишки не оказалось, поэтому он распродал большинство своих владений. Зембин приобрёл ошмянский староста Адам Матей Сакович женатый на Марианне из Тышкевичей.
Новые хозяева в 1640 году основали рядом со своим двором миссию ордена доминиканцев. Был построен деревянный костёл, освящённый в честь Святого Духа, Девы Марии и святого Доминика и рядом деревянный одноэтажный монастырский корпус. В качестве фундуша монастырю Саковичами была отдана деревня Поляны за речкой Кишкурнянкой, пруд с мельницей и 17 крестьян в самом Зембине. Также доминикаскому монастырю было дано исключительное право на производство и продажу алкогольных напитков в окрестностях. Вскоре зембинский монастырь превратился в крупного и влиятельного местного землевладельца. Монастырский комплекс, ранее состоящий из костёла и кляштара, «оброс» амбарами, ледовнями, конюшней. Здесь появилась собственная школа и библиотека самом храмовом комплексе, кроме ксендзов и монахов, служили органист, звонарь, алтарник, повар, кучер и сторож. У монастыря начались стычки даже с местным панским двором. Так в 1673 году арендатор зембинского имения староста брацлавский Александр Войно-Ясенецкий, не поделив что-то с монастырём, напал на него, учинил погром и побил двоих ксендзов. За это литовский трибунал приговорил его аж к смертной казни, которой он, впрочем, избежал, благодаря помилованию.
В это время за право собственности на зембинское имение велись сложные судебные тяжбы. С одной стороны на двор претендовали потомки второй жены Адама Саковича Светославы из Дунин-Раецких. С другой стороны были потомки его сестры Марианны, которая была замужем за новогрудским земским писарем Михалом Хрептовичем. В итоге процесс, длившийся едва ли не полвека, выиграли последние. Владельцем Зембина стал вербельский староста Марциан Хрептович, а затем его сын Иоахим.
Портрет Иоахима Хрептовича 1809 года. Художник Йозеф Грасси.
Иоахим Хрептович был выдающимся экономическим деятелем, а его реформы, устроенные им в своих владениях, надолго опередили своё время и принесли успех и процветание всем его местечкам. Прежде всего прогрессивные преобразования происходили в его родных Щорсах над Нёманом, где Иоахим создал свободную деревню в эпоху крепостного права. Но и Зембин он также не обошёл стороной. С 1783 года там было разрешено свободно селиться евреям, ремесленникам и торговцам, которые должны были выплачивать землевладельцу лишь фиксированный налог-чинш. Это вызвало поистине взрывной рост населения в Зембине. Если раньше он больше напоминал обычную деревню (пусть и с панским двором и монастырским подворьем), то теперь там появились новые улицы с большими домами и лавками. В 1795 году открылась даже почтовая станция на дороге на Борисов. И в 19 столетие Зембин вступил уже как крупное еврейское местечко. Даже на его главной торговой площади стояла теперь не церковь или костёл, а синагога! Костёл, впрочем, также не был обойдён вниманием. Иоахим Хрептович фиансировал для него строительство нового каменного здания. Новый храм был заложен в 1790-е годы. Его строительство пришлось на нелёгкие времена разделов Речи Посполитой, поэтому закончено оно было только в 1809 году. Новый костёл, сочетающий в себе мощь и основательность классицизма и воздушное изящество барокко, был освящён в честь Внебовзятия Девы Марии. Скульптура Святой Девы стала главным украшением фронтона храма, а главная алтарная икона Иисуса Христа была авторства
Яна Дамеля.
Костёл Внебовзятия Девы Марии в Зембине. Фотография начала 20 века.
Была в Зембине и небольшая деревянная униатская церковь на улице в стороне дороги на Борисов. В том же 1809 году для неё было построено новое здание. Финансировал строительство не Хрептович, а шляхтич Франтишек Сержпутовский, чья усадьба появилась на северо-западной окраине Зембина. Сержпутовский был выходцем из семьи земельного комиссара по Слуцкому повету князей Радзивиллов. Однако, землю в собственность он приобрёл почему-то именно возле Зембина и назвал свою усадьбу просто и понятно - Сержпутово.
В главном имении Зембина в 1807 году сменился владелец. Его у Иринея Хрептовича (сына Иоахима) приобрёл Крыштоф Лиходзиевский. Этот шляхтич считал себя князем, потомком князя Ивана Васильевича Лиходзиевского, упоминавшегося в документах ВКЛ 16 столетия. В Речи Посполитой до её захвата он имел должность минского стольника и был в хороших отношениях с королём Станиславом Понятовским, от которого получил орден святого Станислава.
В 1812 году Зембин сполна хлебнул все прелести своего расположения на основном в то время пути из Вильни на восток страны. Французские войска под предводительством императора Наполеона прошли здесь и в Москву, и обратно. Франтишек Сержпутовский и Крыштоф Лиходзиевский, как и большинство литвинской шляхты, приветствовали французов и взяли на себя обязанность обеспечивать им продовольственные поставки. Правда, они очень быстро превратились в самовольные реквизиции, которые оставили местных жителей практически без продольствия. В довершение бед местечко ограбил отряд донских казаков, который пытался зайти в тыл французской армии, но вскоре был ей изгнан. В военном хаосе случился пожар на доминиканском монастырском подворье. Огнём была уничтожена богатая приходская библиотека и костёльный орган, который смогли вновь установить лишь в 1828 году.
В Зембине, как и во многих других местах Беларуси, любят рассказывать, что через их местечко проезжал сам Наполеон. Где-то он, будто бы, отдыхал, а где-то останавливался на ночлег. И действительно, во время отступления из Москвы и после тяжёлой переправы через Березину французский император на самом деле проезжал через Зембин. Остановился ночевать он, правда, дальше по дороге в деревне Камень под Плещеницами. По одной из легенд Наполеон хотел остановиться в Зембине и уже приметил себе один из домов в местечке. Во дворе этого дома стояла хозяйка-еврейка с детьми, и когда император подошёл к калитке один ребёнок вдруг стал неистово плакать. Наполеон счёл это дурным знаком и, якобы, поэтому поехал дальше. По другой легенде в зембинском костёле был похоронен некий погибший французский генерал. Действительно, отступление наполеоновской армии сопровождалось многочисленными жертвами. Генералитет в ней был, конечно, при любых обстоятельствах наперечёт, и потерь в нём в районе Зембина не зафиксировано. Но какой-либо офицер из более низких чинов вполне мог умереть и быть похороненным здесь.
Активными переменами были отмечены для Зембина 30-е годы 19 столетия. В 1832 году российские власти закрыли доминиканский монастырь, а костёл после этого сделался приходским. В 1834 году потомки «князя» Крыштофа Лиходзиевского продали имение Зембин, разделив его пополам. Одну половину приобрели шляхтичи Хелхловские, а другую… местный еврей Аарон Файн. Еврейская община Зембина развивалась стремительными темпами. В местечке уже можно было найти практически любого ремесленника - от часовщика до гончара. Была здесь своя пекарня, артель, где изготавливали обувь, вили верёвки, обрабатывали лес, на главной площади регулярно собирался большой базар. Один из представителей этого народа стал так богат, что смог даже приобрести половину панского имения - нечастое явление в нашем крае.
В 1839 году произошла ликвидация униатской церкви и присоединение её к православной. В связи с этим Зембинская униатская церковь (освящённая в честь архангела Михаила) получила указание властей произвести ремонт и приведение к «надлежащему виду православного храма». С этого момента начинается возвышение этой церкви и постепенный её переход к статусу главного храма в местечке.
В 1850-х годах Аарон Файн всё же решил, что он не потянет такое предприятие, как панская усадьба (пусть даже и её половина) и продал свою долю тем же Хелхловским. В то же время племянник Франтишка Сержпутовского Леон продал практически фамильную усадьбу Сержпутово шляхтичу Цезарию Роговскому. Правда, новый владелец не пожил в ней и 10 лет. После 1863 года Цезарий был сослан в Уфимскую губернию за «наговор крестьян к бунту». Усадьбу у него также хотели конфисковать, но в процессе выяснилось, что Роговский переписал право собственности на своих дочерей, а их, к счастью, признали «непричастными к мятежу».
Не закрыли после 1863 года и зембинский костёл, однако с ним решили действовать согласно другой тактике. Настоятелем в него был назначен ксёндз Лукашевич, деятель из когорты епископа
Петра Жилинского. Сторонники этого епископа выступали за полную лояльность костёла российской власти и перевода богослужения на русский и даже церковнославянский язык. Более 20 лет зембинская шляхта во главе с семьями Роговских и Свентицких (арендаторы главного зембинского имения в конце 19 века) писали письма в администрацию католической церкви с просьбами сменить ксендза. Сделать это удалось лишь в начале 20 века.
Положение православной церкви в Зембине напротив только укреплялось. Но протекция властей не могла уберечь её от пожара, который произошёл во всём местечке в 1900 году. Среди множества домов, уничтоженных пожаром, оказался и деревянный Михайловский храм. После этого сама собой возникла идея строить новую каменную церковь. Её построили с 1903 по 1908 год по проекту минского губернского архитектора Виктора Струева.
Впрочем, большинство жителей Зембина посещали не церковь или костёл, а синагогу на главной площади. Из 139 дворов местечка в конце 19 века 101 принадлежал евреям. Среди этих дворов было 23 магазина, 3 корчмы, 5 постоялых дворов в которых хозяйничали представители рода израилева.
Приход к власти большевиков в 1917 году большая часть еврейского населения Зембина встретила благосклонно. Советская власть обещала им свободу от национального угнетения и неуклонное повышение материального благосостояния. Местные артели теперь стали социалистическими. Дворянские хозяева обеих зембинских усадеб были изгнаны со своей земли. В имении Зембин Свентицких открыли советскую школу, а в имении Сержпутово Роговских - совхоз. В 1924 году Зембин ненадолго сделался даже центром отдельного района, но уже в 1927 году был включён в район Борисовский.
Настоящая трагедия наступила при советской власти для зембинского костёла. Его прихожанами была, в основном, шляхта из близлежащих усадеб и застенков, объявленная теперь классовым врагом, подлежащим истреблению. С 1920 года в храме не было настоятеля. На молитву оставшиеся прихожане собирались самостостоятельно и тайно, пользуясь ключами, находящимися у таких же тайных хранителей. Но в 1932 году советские активисты положили глаз на “бесхозное” здание и постановили передать его “трудящимся совхоза”. После этого замки были сломаны, а все религиозные предметы и имущество, собиравшиеся в костёле долгие годы, разграблены.
Костёл в Зембине после советских лет.
Ничего хорошего не сулило, на сей раз, новое время и православной церкви. В 1933 году по Борисовскому району прокатилась настоящая облава ОГПУ. Арестовывался клир всех церквей Борисовщины и наиболее активные прихожане. Настоятель зембинской Михайловской церкви протоиерей Константин Радзивинович был также арестован за “антисоветскую агитацию” и приговорён к 5 годам лагерей. Вместе с ним в лагеря были отправлены псаломщик и староста прихода. Во время второй мировой войны зембинская церковь вновь ненадолго открылась. Но среди местных жителей считалось, что венчаются и отпеваются там теперь только “полицаи”. Основная масса населения почему-то считала должным быть даже в оккупации быть преданной официальному советскому атеизму. Что ж, после войны атеизм сполна взял своё, зембинская церковь была повторно закрыта и приспособлена под свохозный зерносклад. В начале 1960-х годов храм стал съёмочной площадкой художественного фильма “Перекличка”. В Зембин пригнали настоящий танк Т-34, который изрядно покромсал церковные стены и перепахал гусеницами прилегающее кладбище, изображая военный бой. После этих варварских съёмок церковь так и бросили в полуразрушенном состоянии.
Церковь Архангела Михаила в Зембине. Фотография 1970-х годов.
С годами советской власти угасал энтузиазм и у еврейских жителей Зембина. Ещё в начале 1920-х годов молодой поэт из Зембина
Изи Харик, чей дед был главным тамадой на местных свадьбах, пламенно писал о прекрасной грядущей жизни при коммунизме. Но уже в 1930-х годах голос поэта становится всё тише, пока в 1937 году его окончательно не оборвал выстрел палача из НКВД. К тому времени свободная торговля в Зембине, некогда принесшая ему расцвет, была объявлена “незаконной спекуляцией”, а местные артели были подчинены централизованному управлению с обязательным “социалистическим планом”.
В 1941 году нацистские оккупанты, занявшие местечко, не стали даже дожидаться указа своего руководства об “окончательном решении еврейского вопроса”. Более 900 евреев Зембина были расстреляны в лесу у местечка уже в августе 1941 года. Это была бОльшая часть его населения и его истории за последний век…
После войны опустевший из-за убийства евреев Зембин заселили белорусы из других деревень Борисовского района и всей страны. В советское время они не стремились сохранять память о былой истории и населении местечка. От всего еврейского наследия в Зембине осталась лишь полуразрушенная миква («еврейская баня») на берегу речки,
заросшее заброшенное кладбище да несколько старых домиков, где когда-то жили ремесленники. Снесли даже дом, где родился советский поэт Изи Харик - для сохранения и реставрации, как всегда, не нашлось средств.
Бывшая миква в Зембине.
На месте главного усадебного двора Зембина (которому было почти 500 лет) сегодня мехдвор сельхозпредприятия. А на месте другой усадьбы Сержпутово - роща из одичавших садовых и парковых деревьев, среди которых ещё можно отыскать старые фундаменты.
Место усадьбы Сержпутово и остатки фундаментов её построек.
Православная церковь после развала Советского Союза вновь оказалась в фаворе у властей и приближённых к ним спонсоров. Храм Архангела Михаила был восстановлен при поддержке нескольких борисовских заводов и финансовых структур бизнесмена Анатолия Капского. Теперь из этой церкви, как в каком-нибудь 1913 году, вновь
разносится голос о величии российских императоров и о «белорусской ветви единой русской нации».
Церковь Архангела Михаила в Зембине
У зембинского костёла Девы Марии таких спонсоров покровителей не нашлось. Несмотря на то, что в Зембине вновь был зарегистрирован приход, у которого даже был отдельный настоятель, это мало повлияло на положение дел. Небольшое сообщество местных католиков своими силами могло лишь проводить периодическую уборку руин храма и прилегающей территории. В 2009 году у стен даже установили крест с молитвенной просьбой «Божа, дапамажы аднавіць», которая, к сожалению, осталась без ответа. Костёл стоял брошенный без какой-либо реставрации или консервации уже сто лет. Формальное включение в список историко-культурных ценностей никак на нём не отразилось. Закономерным, к несчастью, итогом стало обрушение в 2022 году одной из стен храма. После этого опасно накренился красивый даже в руинах барочный фронтон костёла со статуей Девы Марии. Скорее всего, он будет разобран в аварийном порядке. О каком-либо восстановлении чего-либо здесь, естественно, речи не идёт. Так в Зембине погиб последний памятник, напоминавший о славных временах Иоахима Хрептовича, при котором Зембин прожил, возможно, лучшие годы в своей истории…
Разрушающийся костёл в Зембине. Фото -
puszczanski_pan