Толочин - местечко на землях древнего Друцкого княжества. Собственно, до самого стародавнего Друцка здесь чуть больше 10 километров по течению реки Друть, на которой стоят оба места. Владел этими землями славный род князей Друцких, чьё происхождение весьма запутанно и доподлинно неизвестно, а сами они желали видеть себя потомками полоцких князей, владевших Друцком ещё в 12 веке. Так или иначе, но в 1433 году, когда Толочин впервые попал на страницы исторических документов, род Друцких уже давно и прочно владел им, а также прочими землями вокруг от Борисова до Орши. Род уже был многочисленный и разветвлённый, из-за чего изначальные владения начинали постепенно дробиться на уделы. Возникали новые региональные центры, в которых княжили представители различных ветвей рода. Одним из таких центров стал и Толочин. Отдельная ветвь князей Друцких в конце 15 века сделала местечко центром своих имений, благодаря чему даже стала записывать свою фамилию особым образом - князья Друцкие-Толочинские. Правда, эта аристократическая фамилия, которая имела даже свой отдельный герб, просуществовала в истории лишь три поколения. Её носителями были князья Михаил Иванович (хотя, даже он писался ещё просто князем Друцким), его сын Юрий Михайлович и внук Василий Юрьевич. Князь Василий Друцкий-Толочинский сильно возвысил своё положение в Великом княжестве Литовском, был в фаворе у великого князя Жигимонта Старого, который сделал его своим наместником в Гомеле и в Орше. Однако в 1546 году он неожиданно скончался, так и не оставив наследников. Его вдова Мария из князей Заславских повторно вышла замуж за надворного литовского маршалка Ивана Горностая, у которого уже было четверо детей от предыдущего брака. Именно этим пасынкам она впоследствии и передала наследство своего первого мужа, благодаря чему во второй половине 16 века часть Толочина была во владении рода Горностаев. Но только лишь часть. Другая часть была отдана в приданое сестре князя Василия Друцкого-Толочинского Анастасии, которая вышла замуж за своего дальнего родственника из другой ветви князей Друцких - Константина Друцкого-Коноплю. Такое прозвище у этой ветви было от двора в деревне Конопельчицы, которая и сегодня находится в нескольких километрах от Толочина. Дочь Константина и Анастасии Богдана в свою очередь вышла замуж за дрогичинского старосту Ивана Сапегу, и наследственная часть Толочина, таким образом, перекочевала уже к этому знатному роду.
Сыном Ивана Сапеги и Богданы из Друцких был знаменитый деятель Великого княжества Литовского конца 16 - начала 17 столетий, великий канцлер и великий гетман литовский Лев Сапега. Став одним из самых богатых и влиятельных людей Великого княжества Литовского, он сконцентрировал в своих руках все части толочинского имения, выкупив оставшееся у обедневших потомков Ивана Горностая. В начале 17 столетия Лев Сапега финансировал строительство в Толочине костёла со школой и госпиталем для бедных, а также православной Ильинской церкви на главной площади местечка. В результате бурного развития Толочина при Льве Сапеге к тридцатым годам 17 столетия здесь насчитывалось уже более 300 дворов жителей.
Герб Льва Сапеги с портрета 1616 года. В нижнем правом поле щита рука, пронзённая стрелой - герб князей Друцких-Толочинских.
Сын и наследник Льва Сапеги Казимир Лев также продолжил заботу о местечке. Будучи секретарём короля Речи Посполитой Владислава Вазы, он выхлопотал у него для Толочина привилей на магдебургское самоуправление и на три ярмарки в год, которые с тех пор традиционно проводились в местечке до самого 20 столетия.
Казимир Лев Сапега умер в 1656 году самый разгар
войны Речи Посполитой с Московским государством. Его владения на востоке страны были опустошены неприятелем, Толочин был сожжён дотла, а оставшиеся в живых жители бежали в осаждённый Быховский замок. Впоследствии Толочин будет отвоёван Речью Посполитой, но количество жителей в нём после войны сократится вдвое.
Казимир Лев Сапега. Гравюра французского художника Пьера Ландри.
Не имея собственных детей, Казимир Лев Сапега был вынужден завещать владения иным своим родственникам. Толочин достался его кузену полоцкому подстолию Евстафию Шемету. После войны с Москвой Шеметам было тяжело восстанавливать разрушенное имение и местечко, поэтому в конце 17 столетия они сдавали его в аренду.
В конце 17 века в Речи Посполитой наметился крупный внутренний конфликт. Шляхта Речи Посполитой взбунтовалась против своих же магнатов из рода Сапег, сосредоточивших к тому времени в своих, как им казалось, слишком много денег и власти. Эта проблема была актуальна и для востока Речи Посполитой, где Сапегам принадлежала почти половина всех земель. Владелец Толочина того времени, оршанский ротмистр Николай Шемет, несмотря на то, что в его жилах текла кровь Сапег, также ополчился против них. Его соратниками в этом было большинство шляхты Оршанского повета - видимо, перспектива отхватить себе какую-то часть от имений крупнейших землевладельцев края была очень заманчивой. Николай Шемет стал предводителем оршанской поветовой хоругви, которая в 1700 году участвовала в разгромной для Сапег
битве под Алькениками. Что интересно, несмотря на результат, желаемой добычи для оршанской шляхты она не принесла. Управляющие имениями Сапег и даже их крепостные крестьяне неожиданно решили сохранять преданность своим магнатам и подняли восстание. Из-за этого Николай Шемет несколько лет был вынужден разъезжать по окрестностям Толочина, Орши, Горок и Могилёва, подавляя эти выступления.
С начала 18 столетия Николай Шемет начинает действовать в тесном союзе с… российской армией. Недальновидный шляхтич ради сиюминутных целей фактически подрывал основы суверенитета своей страны. Сначала он с удовольствием принял российскую помощь в подавлении восстания во владениях Сапег, а затем усиленно помогал русским снабжением во время Северной войны. В Толочине в это время размещались командные пункты российского войска, неоднократно бывали их военачальники генералы Борис Шереметьев и Александр Меншиков.
Николай Шемет умер в 1735 году бездетным, в последний момент перед смертью переписав Толочин на своих сводных братьев Александра Мельхиора и Иеронима. Его вдова Тереза была этим сильно недовольна и в последующие годы долго судилась с братьями. В итоге Толочин так и не остался ни у кого из этого рода. В 1760-х годах его владельцами становятся другие знатные магнаты Оршанского повета князья Сангушки. Их вступление во владение местечком ознаменовалось закладкой в 1769 году нового большого униатского храма и монастырского подворья Покрова Богородицы. Его прекрасный барочный облик стал украшением не только Толочина, но и всей страны. Правда, достраивать храм пришлось уже в оккупации.
Покровская церковь в Толочине. Фотография 1940-х годов.
В 1772 году в результате т.н. «
первого раздела » Российская империя захватывает белорусские земли Речи Посполитой в Подвинье и Поднепровье, а вместе с ними и Толочин. Многие крупные шляхтичи после этого после этого оставили свои владения здесь. Условием для их сохранения российская императрица Екатерина II выдвинула личную присягу себе, что для многих было неприемлемо. Однако, крупнейший землевладелец Оршанского повета великий литовский маршалок князь Юзеф Паулин Сангушко был не из таких. Вообще, вся судьба этого князя характеризуется огромным разладом между его внутренними устремлениями и тем, что ему приходилось делать в реальности. Будучи воспитанником лучших французских педагогов, Юзеф Паулин знал о самых передовых социальных и государственных достижениях своей эпохи и желал их внедрения в своей стране. Он составил план по освобождению своих подданных от крепостной зависимости, мечтал о проекте единой конституции для Речи Посполитой, сочувствовал барским конфедератам, которые желали избавления страны от российского влияния. На деле же Юзеф Паулин замолкал на соймах после малейшего окрика со стороны российского посла Николая Репнина, покорно подписывал все навязываемые им документы. Он панически боялся разозлить чем-либо россиян, чтобы не лишиться своих приграничных имений. В краткосрочной перспективе это, конечно, помогло, в долгосрочной же - оказалось совершенно бесполезным.
Юзеф Паулин Сангушко, владелец Толочина в середине 18 столетия.
Граница между Речью Посполитой и Россией после первого раздела прошла по реке Друть. Ирония была в том, что местечко Толочин находилось на обоих берегах этой реки, и сейчас он оказался сразу в двух государствах. Более 20 лет Толочин существовал в формате двух разных местечек: Старый Толочин на левом российском берегу и Новый Толочин на правом берегу Речи Посполитой.
Через Толочин издревле проходил крупный сухопутный торговый путь, по которому везли товары из Европы в Россию, а также дорога, по которой ездила в Европу сама российская знать. После 1772 года Толочин и вовсе сделался воротами в империю, здесь была учреждена важнейшая и крупнейшая таможня, которая, кроме поста в самом местечке, имела ещё 4 заставы в окрестностях. С толочинской таможней в дальнейшем произошёл забавный казус. После 1772 года товарооборот между Европой и Россией только возрастал. Западная Европа охотно взаимодействовала с империей, и даже в самой Речи Посполитой ради сиюминутной торговой выгоды плевать хотели на стратегические интересы. Однако при этом доходы толочинской таможни… падали, пока не достигли в 1776 году совершенно абсурдной и вопиющей цифры в ноль рублей! Ясное дело, что весь поток товаров шёл контрабандой. Это давало доход в личный карман самих таможенников, которые зачастую набирались из местных жителей, привлекало в окрестности местечка прежде всего оборотистых евреев, но вызывало очевидное недовольство со стороны российского начальства. Впрочем, недовольство это было весьма медленным. Только в 1789 году разразилось следствие о коррупции на толочинской таможне, в результате которого она была закрыта, а новая таможня открыта… на старой границе Российской империи, существовавшей до 1772 года. В 1793 году произошёл второй раздел Речи Посполитой, и старые проблемы контрабанды переместились уже на новые границы западнее.
Река Друть в Толочине. В 1772 - 1793 годах здесь была граница Российской империи и Речи Посполитой.
У владельцев Толочина, князей Сангушек, тем временем, продолжались сложные отношения с российскими властями. Наследник княжеской фамилии, племянник Юзефа Паулина, ротмистр кавалерии Евстафий Эразм Сангушко трижды пытался возродить павшее могущество Речи Посполитой в войнах с Россией - в 1792, 1794, и наконец, в 1812 году. И каждый раз - неудачно. Всё это время он находился под угрозой конфискации своих земельных владений, но всегда удачно этого избегал. Земли Сангушек в бывшем Оршанском повете Речи Посполитой конфискуют лишь после восстания 1831 года, когда сын Евстафия Эразма Роман Сангушко будет отправлен в кандалах в Сибирь…
Кстати, в 1812 году, в отличие от различных легендарных дубов, придорожных корчм и усадеб, в Толочине на самом деле ночевал французский император Наполеон. Это было в ночь с 22 на 23 ноября Наполеон с генеральской свитой останавливался в базилианском кляштаре рядом с Покровским храмом. Здесь он узнал о том, что город Борисов впереди занят русскими войсками и, вероятно, здесь же придумал свой хитрый манёвр с переправой через Березину у Студёнки. В это же время его, пришедшая к тому времени в жалкий вид, армия буквально разбирала местечко на дрова. 300 домов Толочина было сожжено в кострах в ту ночь, и всё равно, по свидетельству
генерала Армана де Коленкура, наутро в Толочине осталось множество трупов замёрзших солдат.
Тот самый монастырский кляштар, в котором ночевал Наполеон.
Приютивший Наполеона толочинский униатский монастырь с начала 19 века начал испытывать дискриминационную политику российских властей. Сначала монахам монастыря запретили преподавать в своей школе светским особам. Затем, в 1830-х годах
православный могилёвский и витебский архиепископ Гавриил дважды возбуждал перед могилёвским губернатором ходатайство о передаче униатской церкви православным. Занятна была мотивация архиепископа: дескать, храм необходим для нужд этапной (конвойной) команды, которая «в местечке Толочине состоит всегда постоянно без перемены». В результате в 1835 году униаты были вынуждены отдать российским конвоирам небольшой деревянный приписной храм святого Николая, который тоже находился в Толочине. Впрочем, как известно, в 1839 году униатская церковь была полностью ликвидирована, и в дальнейшем толочинская Покровская церковь также стала приходским православным храмом, приписанным к оршанскому Успенскому монастырю.
Вид на Покровскую церковь с центральной улицы местечка. Фотография 1940-х годов.
Продолжение здесь.