Путешествия по Беларуси -- Новый Свержень; Чудотворная икона Новосверженской Божией Матери

Sep 18, 2007 13:13

Местечко Новый Свержень находится в нескольких километрах от городка Столбцы, и если ехать на поезде из Столбцов в направлении Барановичей, то сразу за мостом через Нёман можно увидеть слева его живописную панораму. А ещё это местечко, раскинувшееся в нёманской пойме, славно своей интересной древней историей и уникальными для Беларуси памятниками архитектуры!


Первое упоминание о Новом Свержене относится к 1428 году. В этот год великий князь Литовский Витовт передал это поселение в дар своей жене Ульяне. В следующий раз местечко упоминается в 1482 году в привилее короля Казимира Ягелончика как центр повета на «Жатереве», которым владел «пан Герман городничий виленский». «Жатерево» -- это речка Жатеревка, которая впадает в Нёман, и которая по сей день протекает через центр местечка. Кстати, на старых раскидистых деревьях на берегу речушки любят гнездиться аисты, днём парящие над поймой Нёмана и собирающие в ней различных пресмыкающихся! А «пан Герман» также не исчез бесследно даже в современном Новом Свержне - «германовским» до сих пор называют живописный пойменный луг на берегу Нёмана!
В 1495 году двор Свержень в собственность знаменитого маршалка Великого княжества Литовского Яна Литавора Храптовича. Одновременно в поселении были части, принадлежащие владельцам Столбцов Служкам и известному государственному деятелю ВКЛ Астафию Воловичу. После 1506 г. Я. Храптович получил привилей «на весь двор Свержень со всеми сёлами и людьми, издавна с этим двором связанных». После его смерти Свержень перешёл в собственность его дочерей - Анны (по мужу Остик) и Софии (по мужу Урелевской). Формирующееся местечко состояло в то время из нескольких дворов, была мельница и с размахом работающая переправа через Нёман. На правом берегу реки размещался деревянный замок - место жительства владельцев Сверженя.
Ко второй половине 16 века к Новому Сверженю стал медленно, но верно, «подбираться» ширящий свои земельные владения знаменитый магнат Николай Христофор Радзивилл по прозвищу «Сиротка». В 1571 году он купил половину местечка и замка, принадлежащую Урелевскому (за которого вышла замуж одна из дочерей Яна Храптовича). В 1578 г. Радзивилл приобрёл вторую часть замка и часть местечка, принадлежавшую Астафию Воловичу. И наконец, в 1582 г. к Радзивиллам отошла та территория местечка, что принадлежала Служкам. С этого времени почти весь Свержень вошёл в состав радзивилловских владений. Только северная часть местечка (которая ныне прилегает к лесопильному заводу и железной дороге) осталась населённой подданными великого князя литовского. Такие кварталы не подчинённые основному владельцу местечка в ВКЛ носили название «юридика». Вот и в Свержне эти кварталы, а позже и образовавшаяся улица в местной топонимике именовалась «юрздыка».
В 16 веке Свержень быстро развивается в связи с ростом речной торговли. Именно отсюда начинался средневековый великокняжеский Балтийский водный путь по Нёману! Местечко имело свою корабельную верфь, на которой стоились средневековые речные суда - витины и струги, которые перевозили в Западную Европу зерно, меха, шкуры, лён, пеньку, воск, смолу, лесоматериалы. Назад привозили разнообразные промышленные изделия. Это способствовало развитию Сверженя как крупного торгово-ремесленного центра. На площади местечка был оборудован торговый ряд с магазинами по обоим бокам, недалеко размещалась корчма. На берегу Нёмана были возведены многочисленные склады для хранения товаров.
Средневековый Свержень имел 5 основных улиц - Мирскую (по названию не столь далёкого местечка Мир), Слуцкую, Замковую, Кожемяцкую и Закостёльную. На протяжении 17-18 вв. Свержень входил в принадлежащее Радзивиллам Мирское графство.
Особенно любил местечко трокский воевода и гетман польный литовский Михал Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька. Почему так было, и что ещё он сделал для Сверженя, мы расскажем чуть позже, а пока сообщим, что в 1742 году именно он поострил в Свержене фаянсовую мануфактуру. Она стала выпускать уникальные фарфоровые и фаянсовые художественные изделия, которые поставлялись затем не только в радзивилловские резиденции, но и в страны Западной Европы. Художником на сверженьской мануфактуре работал Ксаверий Гесский - автор росписей в несвижском костёле Божьего Тела. Производство находилось на берегу Нёмана, и в местной сверженской топонимике это место с тех пор стало называться «фарфурніцкі брод»
В 18 веке Свержень окончательно разделяется на Старый и Новый. Новым Свержнем стало собственно местечко, а Старым Свержнем - находящаяся ниже по течению деревня (ныне также благополучно существующая). После включения Нового Свержня с другими территориями в состав Российской империи, местечко стало центром волости в Минском повете.
Во время войны 1812 г. Новый Свержень значительно пострадал. Из окрестных сражений можно вспомнить, например, о том, как 9 ноября 1812 г. адмирал российской армии Чичагов разбил здесь войска воевавшего на стороне Наполеона польского генерала Косецкого. На помощь разбитому генералу Наполеон направил батальон своих войск во главе с генералом Битнером. Российский отряд разгромил батальон Битнера на самых подступах и в бою в самом Свержене. Через 100 лет после разгрома французских войск в местечке Свержене в память о героизме солдат жители местечка самостоятельно провели сбор средств на установку памятника в честь 100-летия со времени этого события. Царское правительство установило на главной площади Нового Сверженя в 1912 году обелиск из красного гранита высотой 8 метров и литым двуглавым орлом на верху. На постаменте памятника были выбиты имена командиров подразделений отряда, названий воинских подразделений, число погибших воинов. На лицевой стороне постамента была надпись"Воинам победителям в Отечественной войне 1812 года." В таком виде памятник простоял шесть лет. В 1919 году стела памятника была обрушена и лежала рядом с постаментом до 1940 года. Постамент стоял на площади в Новом Свержене до послевоенного времени 1950-60 годов, когда и был вывезен в районный центр г.Столбцы и используется поныне как основание для памятника Ленину.
Благодаря торговле, после 1812 г. местечко быстро восстановилось, ведь в Свержень свозились тысячи возов с товаром, направляемые затем по Неману в Европу. Интенсивность судоходства ослабела после Крымской войны 1853-56 гг. и когда рядом с местечком в 1871 гг. провели железную дорогу. Однако с этого времени активизируется сплав леса по Нёману плотами. В Новом Свержене круглый год работал большой «рум» -- место, куда зимой свозились и складировались брёвна (до 20 тыс. единиц), а с весны начинали вязать плоты и сплавлять их в Пруссию. В память об этом в Новом Свержене осталась улица Румовая, что ведет от центральной улице к реке.
К началу 20 века Новый Свержень насчитывал 297 дворов и 1749 жителей. Главными промышленными объектами в то время были существующий поныне лесопильный завод и известковая гора, получившая название Мирская гора от имени дороги на поселение Мир, огибая которую и проходила эта дорога. Лесозавод начавший свою работу в 1906 году принадлежал западной компании "Америка-Европа" и выпускал различные пиломатериалы. Таким образом новосверженскому заводу уже больше ста лет! Правда, в наши “сильные и процветающие” времена это исполненное традиций производство постоянно находится на грани банкротства… Разработкой горы занималась частная фирма Х.Гольдина, которая добывала оттуда известь и гравий. От центральной железной дороги к лесозаводу и к карьеру на горе была проведена железнодорожная ветка. На завод она ведёт и до сих пор.
К сожалению, историю Нового Сверженя омрачили события Второй Мировой войны, во время которой на территории местечка нацистами было создано гетто для евреев самого Сверженя и соседних Столбцов (а их в этих процветающих торговлей городках было немало). За годы войны в лесопосадках около местечка нацистами было убито более 3 тысяч человек.

Теперь расскажем о духовной истории Нового Сверженя, связанной, как и во многих других местах Беларуси, сразу с двумя христианскими конфессиями - православием и католичеством.

Католики появились в местечке в то время, когда оно перешло к известному апологету этой конфессии Николаю Радзивиллу Сиротке. Костёл, украшающий бывшую рыночную площадь, связан именно с его именем. Писатель 19 века Владислав Сырокомля считал, что Николай Радзивилл забрал здание костёла у кальвинистов, приводя в пользу этого не столько исторические, сколько эмоциональные аргументы (якобы, не могло столь немасштабное здание изначально быть костёлом, да и вообще, архитектура прямо как у других кальвинистских сборов). Однако, акт Главного литовского трибунала от 19 октября 1588 года указывает, что «Пан Миколай Крыштоф Радывил Княже на Олыце и Несвижу... в местечку своим Свержне лежачем в Земи Новогродзкой збудовавши Костёл католицки и опатруючы плебана абы мел слушное выховане дать ему рачил в оном же местечку Сверженовском пляц на плебанию з огородом овошчовым...» . Это значит, что Николай Радзивилл был не «отбирателем», а именно строителем сверженьского костёла, что подтверждает и первый известный его инвентарь 1653 г., где утверждается, что здание было построено Н. Радзивиллом «от фундамента». Таким образом, отсчёт лет новосверженского костёла ведётся от 1588 года, хотя в указанном сообщении трибунала говориться уже не о костёле, а об устроении его священнослужителей, что позволяет нам предположить, что сам костёл был построен ещё чуть раньше.
Костёл имел предметами священного интерьера различные старинные предметы - иконы (например, 6 икон святых апостолов), скульптуры (например, скульптура Христа, привязанного к столбу для бичевания, находившаяся в алтаре). В сакристии находился искусный набор литургической посуды из серебра. К сожалению, ничего из этого не сохранилось до наших дней из-за поистине дикого поступка советских властей, после 1945 года ограбивших костёл и разместивших в его здании навозохранилище (!!!). Действительно, а что же ещё можно разместить в костёле XVI века...
К счастью, теперь костёл возвращён к жизни усилиями настоятеля и прихожан. На мой взгляд, это очень милое здание с мягкой гармоничностью архитектурных форм и какой-то просто неотъемлемой древностью даже в самом стиле постройки. Словно маленький замочек белеет эта аккуратненькая святыня на фоне окрестных полей и домиков.
Да, и кстати, освящён костёл во имя святых апостолов Петра и Павла.



Костёл св. Петра и Павла в Новом Свержене

Теперь о православии. Эта конфессия существовала в Новом Свержене от самого выхода этого местечка на историческую арену. Православными были все его владельцы, начиная от жены Витовта княжны Ульяны и заканчивая его владельцами начала 16 века - Храптовичами, Воловчами и Служками (они перешли в католичество лишь ближе к Люблинской унии в поисках новых социальных привилегий). Началом 16 в. датируется первое упоминание о новосверженской православной церкви. Около 1590 года на той же бывшей рыночной площади было построено новое деревянное здание. Храм был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Православной церковь успела побыть совсем немного, ибо произошедшая в 1596 году Брестская церковная уния вкупе с нахождением на землях преданных католиков Радзивиллов обрекали её на существование исключительно в рамках униатства.
В начале 17 века Успенская церковь сгорела во время одного из пожаров в местечке, поэтому для неё было построено новое, уже каменное, здание, украшающее местечко и в наши дни (кстати, по другой версии каменное здание Успенской церкви было построено уже непосредственно около 1590 г.). Церковь Успения, а благодаря ней, и весь Новый Свержень, очень любил, как мы уже упоминали выше, Михал Радзивилл Рыбонька (почему конкретно - станет понятно ниже). В 1739 году он договорился с литовским проконсулом униатского монашеского ордена базилиан Конюшевским об основании при новосверженской церкви кляштара на 4-х монахов преподавателей и семинарии на 12 учеников. На содержание кляштара и семинарии гетман передал церкви 3 волоки земли, а также обещал ежегодно платить 5200 злотых. Это была первая униатская семинария на землях современной Беларуси! В 1773 году при церкви была открыта также и трехклассная базилианская школа. После войны 1812 г. кляштар был сильно повреждён и пришёл в упадок. Как писал тогда секретарь базилианского ордена Литовской провинции Иосафат Жарский, проводившего ревизию новосверженского монастыря, к 1819 году он «...пришел к такому убытку, что никаким образом помянутого числа клириков содержать не мог...». Окончательно он был упразднён в 1833 году.
В 1860-х годах в церкви Успения произошло черезвычайное событие. Один из колоколов на башне-звонице, не выдержав возложенной на него нагрузки, свалился. После падения колокола сняли и остальные оставшиеся (всего было 4 колокола массой 10, 5, 3 и 2 пуда) и устроили звонницу в церковной ограде. Так появилась сохранившаяся до нашего времени брама-звоница (впервые упоминается в письменных источниках в 1878 году). Надо сказать, что подобное новшество не сильно нравилось православным новосвержанам. Они отмечали, например, низкую высоту брамы-звоницы, из-за которой звон не был хорошо слышен даже в соседнем доме священника, в отличие от той же мощной костёльной звонницы. Кроме того отмечался такой любопытный факт, что местные евреи из-за доступности звонницы приноровились звонить в её колокола набат для оповещёния о собрании еврейских торговцев на рыночной площади. Поэтому православные желали восстановить собственно церковную колокольню, но на это нужны были средства. Время же распорядилось иначе.
14 июня 1890 года в Новом Свержене произошёл страшный пожар, во время которого местечко почти полностью сгорело. И церковь Успения тоже очень здорово выгорела изнутри. На восстановление храма согласно смете требовалось 6345 рублей. Прихожане из уничтоженного огнём местечка и небогатых окрестных деревень смогли собрать только 1378,5 . Остальные деньги Священный Синод выделил только в 1897 году. Во время реконструкции церковная колокольня была окончательно заложена наглухо, какой мы её можем видеть и по сей день



Интерьер церкви Успения Пресвятой Богородицы. Фотография ориентировочно первой половины 20 века

В 1962 году советские дуболомы разгромили церковь, которая после этого стояла закрытой долгие годы. Сейчас церковь ожила (была вновь передана верующим в 1990 году) и в ней проходит большой ремонт. Настоятель храма - отец Сергий - стремится аккуратно воссоздать его исторический внутренний и внешний облик. Из старинных предметов искусства в церкви можно отметить икону Иверской Божией Матери, пожертвованную в 1898 году Андреем, Романом и Иваном Храптовичами - жителями Нового Свержения и, возможно, наследниками древнего магнатского рода, владевшего местечком в 16 веке.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Новом Свержене.

Но самой главной святыней, прославившей не только церковь, но и весь Новый Свержень была чудотворная икона Новосверженской Божией Матери, которая станет героиней нашего отдельного о ней повествования.

P.S. Кстати, эти и другие мои фотографии по прежнему доступны на http://dk.photoclub.by

Чудотворная икона Новосверженской Божией Матери



Эта икона, нарисованная на досках, с золотым фоном, имела для белорусской земли огромную духовную, историческую и художественную ценность. Согласно преданию, известному уже в начале 17 века, она явилась около 1500 года в рощице, на месте которой сейчас находится церковь Успения Богородицы. В 1650 году была напечатана история чудес иконы, составленная сверженским священником Петром Вагнер-Дунговским. Автор основывал свой труд на аутентичных документах и табличках-вотах, пожертвованных к иконе благодарными людьми. В книге были описаны 70 чудес исцелений от различных болезней и последствий несчастных случаев в период с 1635 по 1650 гг.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и объяснить, что же такое упомянутые «таблички-воты». Воты (от лат. votum) - это весьма распространённая во времена Великого княжества Литовского, да и позже, форма пожертвования к различным святыням. Выполнялись они в виде небольшой таблички из драгоценного металла, на которых писалось молитвенное прошение об исцелении, либо благодарность за исцеление уже совершённое.
Так вот, в архиве Радзивиллов сохранился составленный 27 июля 1651 года «Реестр списания таблиц и табличек серебряных и золота в церкви Сверженской у Пресвятой Девы чудотворной иконы пребывавших». Благодаря ему мы можем узнать «географию» почитания этой святыни. Согласно «Реестру...» возле иконы находилось воты от представителей нескольких десятков шляхетских фамилий Великого княжества, в том числе табличка, присланная в 1645 г. княгиней Радзивилл (католичкой!) из её имения в Белой. Вообще же, от Радзивиллов на протяжении 1645-51 гг. поступило 10 вотов. Среди католиков, почитавших эту православную икону, стоит отметить род Служек, подскарбиев надворных ВКЛ, владельцев Столбцов и основателей там костёла св. Казимира. Кроме этого, у иконы находилось великое множество вотов от окрестных мещан.
В 1754 г. книжка Вагнер-Дунговского была переиздана, дополненная ректором Сверженской семинарии Иннокентием Яскевичем. В неё были внесены новые чудеса, произошедшие в период с 1677 по 1750 гг. а также напечатан акафист иконе. Название этой книги, изданной в Несвиже на польском языке само по себе целый шедевр: «Pelna Piekney iak Xiezyc, lask promieniami swiatu przymierajaca albo Pelnosc nieograniczonych dobrodzejstw Matki Boskiey w Obrazie Swerzenskim zdawna Cudami slynacey, niegdys przez x. Piotra Wagnera Dungowskego, Kanonika Smolen. Plebana Swerzen: Swiatu pokazana; teraz z przydatkiem drugiej czesci z roznych Autentycznych dokumentow zebrany». (О-о-о-о-х-х-х!)
Книга была посвящена жертвователю сверженской церкви, гетману ВКЛ Михалу Казимиру Радзивиллу Рыбоньке, также преданно почитавшим чудотворную икону (его история чуть ниже). В начале книги помещён пангерический стих на герб дома Радзивиллов, скорее всего составленный самим Яскевичем. Далее шла речь-обращение к князю меценату и благодетелю, где упоминался прадед Михала Казимира маршалок ВКЛ Александр Людвик, который был «особенным той Пречистой Девы почитателем, и Её чести охранителем» (именно при его поддержке была напечатана книга 1650 г.), из чего видны давние традиции почитания православной иконы католическим родом Радзивиллов.
Александр Людвик Радзивилл действительно много раз бывал на службе в сверженской церкви и лично засвидетельствовал в ней свои исцеления от неизлечимых до того момента болезней. Его жена, итальянка маркграфиня Лукреция Строцци засвидетельствовала в 1650 г. исцеление по молитве к иконе. В том же году их дочка Сесилия так же избавилась от тяжёлой горячки. Известная аббатиса Несвижского монастыря бенедиктинок Кристина Ефимия Радзивилл 9 октября 1650 года спаслась, молясь перед иконой, от страшного пожара, который охватил в тот момент местечко. Но одним из самых преданных вельможных почитателей святыни являлся, конечно же, Михал Казимир Радзивилл Рыбонька. Давайте дадим слово ему самому и процитируем здесь запись из его дневника, сделанную 7 ноября 1750 года (перевод с польского).

«Возвращаясь из Гродно 21 мая 1749 года, пообедал в Каменце и ненадолго заснул. Проснулся от тяжёлой болезни почечного камня. Болел в Несвиже аж до 19 июня. А 21, когда уже лекарства не помогали, трое докторов посадили в ванну, но тут такие конвульсии начались, что чуть из ванны вынули. Когда меня положили на кровать, видя что уже humana отступает, consilia бросился ad Divina auxilia, и жену мою Франтишку Урсулу из князей Вишневецких Карибутовну Радзивиллову обязывать начал, извещая её: что родители мои меня, на четвёртом году смертельно больного, посвятили Сверженской иконе Пресвятой Девы, и сразу же в то время я выздоравливать начал. От этого получив надежду, что та же МАТЕРЬ БОЖИЯ, которая мне однажды жизнь дала, и второй раз может меня оживить, просил, чтобы сыновей моих Януша и Кароля, и дочерей Теофилию и Каролину к Сверженю cum voto послала. Но только дети мои, т.е. дочки в карету, а сыновья на коней сели, ещё до ворот замковых не доехали, а БОГ милосердный меня избавил и от смерти и от невыносимых мучений, что исходили от камня необычайно большого, величиной с финиковую косточку (Если это не преувеличение, то выжить при выходе такого камня из почек - это поистине чудо! - прим. Д.К.). Тогда дети мои, чтобы поблагодарить Бога и Матерь Наисвятейшую, поехали к Сверженю, а я съездил, как только выздоровел. За эти милости, мне явленные, Господу БОГУ и МАТЕРИ Пречистой я сам, бесконечно благодарения посылая, чтобы это чудо, такое большое, было известно навеки, для лучшей веры и веса слов собственноручно подписываюсь».

Новосверженская святыня пережила все войны, пожары конфессиональные перемены, столь часто посещавшие это местечко, пережила даже послевоенное советское время. Не вынесла она только одного - дикарской богоборческой кампании по закрытию церквей в Столбцовском районе 1961-63 гг... По «идеологически выверенному» плану в районе должна была остаться только одна церковь в Столбцах, в которую надлежало впихнуть то ненужное «строителям светлого будущего» имущество, которое будет растаскано из других закрывающихся церквей. Церковь Успения Богородицы в Новом Свержене как раз относилась к последним... По свидетельству очевидцев древняя икона просто «рассыпалась», когда её швырнули в кузов грузовика, чтобы отвезти в столбцовскую церковь. Быть может, Матерь Божия не вынесла такого святотатского отношения, а может, от грубого обращения рассыпались составляющие икону доски. Но факт остаётся фактом: святыня, насчитывающая пятьсот лет своей славной истории, ставшая источником спасения для тысяч людей и в том числе, для знаменитейших исторических деятелей Великого княжества Литовского была уничтожена едва ли на наших глазах.
К счастью сохранилась гравюра на металле, предназначавшаяся, вероятно, для книги Вагнер-Дунговского, благодаря которой мы можем увидеть хотя бы иконографию этой иконы (гравюра находится в Варшавском архидиоцезиальном музее). Согласно этому изображению, исследователи подтверждают её принадлежность к творениям 16 века, а также отмечают, что данная святыня относилась к лучшим образцам белорусской иконописи указанного периода.

путешествия, история, Беларусь, культура

Previous post Next post
Up