Вот и первые впечатления о
новой камере от Nikon. Московское представительство компании предложило новую камеру для тестирования, одному из лучших, на мой взляд, природных фотографов -
Николаю Зиновьеву. Его впечатления я и озвучу в своем жж.
Первая пре-продакшен тушка D4 приехала позавчера в Москву. Вчера утром она была извлечена из шкафа под боооольшим замком и передана мне в руки. Так вот она какая, долгожданная Дэ четверочка !
Хотел бы сразу оговориться - я не занимаюсь лабораторными тестами. Я пишу только о том, что мне нравится или не нравится как фотографу, который который практически использует технику, чтобы снимать вот такие кадры
http://nsz.35photo.ru/ . Это не обзор, так просто мои мысли, мнение и доступная мне информация.
Я фотографирую диких, зубастых и хвостатых моделей, которые, блин, все время бегают друг за другом, от меня или за мной (когда думают, что я их добыча). Их невозможно “уговорить” стоять на месте и смотреть в обьектив. Даже если показать им леденец или новую игрушку. Съемка, как правило, проходит в ситуации хранической нехватки света, ведь мои дикие модели предпочитают быть активными в начале, в конце дня и в тёмное время суток. Порой приходится снимать в такую погоду, в которую даже плохой зять тёщу оставит дома.
Тушка эта - препродакшен экземляр. Коллеги из Никона предупредили, что серийная модель наверное будет еще незначительно улучшена по результатам тестирования фотографами и полученной “обратной связи”.
Камера отлично легла в руке, эргономика у Никона на уровне, как всегда. На месте переключателя режимов фокусировки С/S/M, располагавшегося ранее у D3S/D3X справа от обьектива (если смотреть на камеру спереди) заменен по аналогии как у D7000, а именно имеющий два положения AF/M и кнопку режимов АФ по центру. Она работает в связке с прокручивающимся диском управления . Я очень рад этому изменению. Я часто “промазывал” среднее (из трех) положений “S”, особенно когда снимал в перчатках при отрицательных температурах.
Тоже самое относится и к переключателю режима выбора зоны фокусировки, который был у D3S/D3X справа от монитора (если смотреть на тыльную сторону тушки) и имел 3 положения (АФ по одной точке, АФ с автоматическим выбором зоны, Автоматический АФ), а у D4 был убран и теперь вызывается комбинацией нажатия кнопки режимов АФ (описано выше) и прокручиваением диска управления. Кто-то скажет, что выделенный переключатель лучше и быстрее, мне же новый подход нравится больше, т.к. подволяет безошибочно выбирать нужный режим без перескакивания селектора и имея на руках перчатки.
Еще одно существенное изменение в управлении системой автофокусировкой - уход от большого никоновского мультиселектора в сторону малого, по аналогии с тем, что используется на тушках Canon. Я попробовал «погонять точку» по всей зоне фокусировки в режиме «АФ по одной точке” - чувствительность нового мультиселектора была отличной, и точка быстро и точно “перебегала” с одного края на другой под легким давлением пальца. Большой мультиселектор у D3s/D3x, на мой взгляд, был менее “реактивным” и имел чуточку «свободного хода», чем этот новый. Теперь “гонять” точку фокусировки будет проще и в портретном развороте камеры, т.к. в районе того места, где у нас ложится на тушку большой палец также появился новый мультиселектор.
Раз уж речь зашла о системе автофокусировки (для меня это очень важный критерий в выборе камеры), хотел бы сказать пару слов о своих впечаталениях от нее в D4.
Я попробовал разные режимы фокусировки, в том числе и следящую. Общее предварительное впечатление - система стала более “цепкой” и быстрой, особенно в ситуации с недостатком контраста в кадре. Именно в таких ситуациях система D3S/D3X оставляла желать лучшего, на мой взгляд, особенно когда я использовал её с 600-кой (максимальная диафрагма f4).
Радует то, что теперь режим автофокуса будет поддерживаться по оптике со значением диафрагмы до f8, что означает наличие рабочего автофокуса при использовании оптики с максимальной диафрагмой f4 и экстендером Nikon TC-20E III AF-S, например.
Согласно сделанным ранее заявлениям японских инженеров Никон, D4 способен авто фокусироваться при сериях со скоростью 10 кадров в секунду (D3S - 9 кадров в секунду) . Заявлено, что в ситуациях, когда D3S успевал фокусироваться в серии на 3 кадре, D4 сможет делать это с первого кадра и что это подтверждается тестами профессиональных японских фотографов. Вычисления системы автофокуса рассчитываются основным процессором, который был обновлен и стал мощнее на 30%. В D4 был помещен новый RGB датчик экспозамера в 91000 пикселей, который участвует в системе автофокуса и призван в целом улучшить её точность и «цепкость» в условиях низко контрастного освещения во всех режимах работы автофокуса. Впервые в своих профессиональных тушках компания Никон добавила систему автоматического определения лиц (до 16 лиц в кадре) в свой репортажный флагман. Вероятно эта функция будет полезной при сьемке трудных репортажных ситуаций.
Конечно, окончательный вердикт обновленной системе автофокусировки D4 можно будет вынести только после “полевых” экшен съемок. Будем надеятся, что получив хорошую порцию фейслифтинга, обновленная система автофокуса оправдает наши ожидания.
Из изменений в эргономике еще был убран селектор типа экспозамера справа сверху (если смотреть с тыльной стороны) и перенесен слева сверху в виде кнопочки, которая работает в паре с колесом управления, а кнопочка "L" была перенесена под монитор.
Теперь про скорострельность. Сначала я попробовал “выстрелить” серию, выставив качество файла на fine jpg. Палец устал держать кнопку нажатой, я так и не дождался конца серии …Скорость сьемки (FPS) и длина серии , а также та «реактивность», с которой D4 выдает серии просто поражает. Итак размер буфера у четверки вырос почти в два раза по сравнению с D3S: с 48 до 98 кадров (!!!) при сьемке в 12-ти битный NEF. Размер буфера в 14-ти битном NEF составляет 52 (!!!) файла. Это просто бомба! Вместе со значительным увеличением буфера в камере теперь есть два слота карт памяти - compact flash type I, и новый слот для карт XQD. Компания Сони выпустила карты на 16 GB QD-H16 (~$129.99) и на 32 GB QD-H32 (~$229.99) и планируется их выход в розницу уже в феврале. При наличии карты XQD продолжительность серии Nikon D4 будет 100 кадров при сьемке в 12-ти битный NEF и данные будут передаваться из буфера на карту со скоростью до 125 Мб/сек, что существенно выше CF(type I). Возможности XQD слота по скорости записи в тушке Nikon D4 примерно в два раза превышает скорости первого поколения вышеуказанных соневских XQD карт. В будущем, при увеличении скоростей карточек XQD, возможности слота тушки D4 позволят полностью воспользоваться этими улучшениями. Рискованный, но вполне правильный на мой взгляд ход - топовая профессиональная репортажная камера должна иметь возможность работать с самыми быстрыми носителями. Как по мне - я бы предпочел два слота для XQD карт, чтобы не таскать с собой в экспедиции разные карт ридеры, а также чтобы иметь одинаковые скорости записи при сьемке в режиме резервирования (на обе карты одновременно).
Несколько слов о батарейке. В тушке я увидел новую батарейку EN-EL18. К большому сожалению её нельзя будет заряжать на зарядках D3S/D3X, т.к. батарейка - последняя разработка и принципиально отличается от EN-EL4a. Для тех из нас, кто будет иметь запасную тушку d3/d3x/d3s это означает то, что придётся таскать разные зарядки и не будет взаимозаменяемости самих батареек. Новая батарейка стала меньше и тоньше. Несмотря на все улучшения камеры D4 ( новый более мощный процессор, немного увеличенный монитор с 3 до 3.2 дюймов и т.д.) ожидается, что новая батарейка при аналогичных условиях сьемки даст прирост около 10% времени съемки по сравнению с EN-EL4a, а при отрицательных температурах еще больше. Браво Никон!
Теперь о том, что интересует всех тех, для кого критически важно иметь высокие выдержки в условиях низкой освещенности (репортаж, спорт, сьемка животных) . О картинке на высоких ИСО. Здесь можно скачать архив с файлами, снятыми мной на D4
ФАЙЛЫ . Файлики сняты в jpg без какой либо обработки, я использовал 70-200 VRII AFS, EXIF в файлах. Кадры сделаны исключительно для того, чтобы увидеть картинку на ИСО 800-12800 как разумный рабочий диапазон. Для лабораторных тестировщиков наверное интересно исследовать ещё более высокие ИСО, но эта статья не для них .
Думаю каждый сделает выводы для себя сам, мой вывод - это фантастика и просто революция в low light photography. На ИСО 800 я заметного шума вообще не увидел, на 3200 картинка отличная, на 6400 картинка хорошая и вполне рабочая для большинства фотографов и ситуаций, а 12800 устроит тех, кто не собирается печатать свои фото в большом размере. Новый процессор Expeed 3 со слов разработчиков улучшает картинку D4 по сравнению с D3S в части минимизации цветного шума, сохранение большей детализации у картинки на высоких ИСО. Смотря на эти файлы мне становится очевидным, что инженеры Никона сделали на 100% правильный ход не увеличивая значительно размер матрицы, что позволило достичь таких супер результатов на высоких ИСО.
Про новые порты позволяющие передавать видео, про возможность беспроводной передачи данным, про собственно видео функциональность писать пожалуй не буду, т.к. времени вдумчиво попробовать этот функционал не было. Скажу, что в целом впечатление от аппарата очень положительное, я долго его ждал и в результате краткого общения с ним меня постоянно посещало острое желание стать его обладателем, но к сожалению пришлось его отдать :-)
Думаю я написал достаточно букофф и стоит остановится. Надеюсь эта информация будет кому-то полезна.
С уважением Николай Зиновьев