В конце 18-го века в Богородском уезде высокими темпами начала развиваться промышленность, в основном текстильная. Щёлково и окрестности, как часть уезда тоже не осталось в стороне. Фабрики росли, как грибы после дождя. Но если в Соболевке фабрики строили Рабенек и Кенеман, вкладывая уже заработанные ранее капиталы, шелкоткацкую (ныне ШТФ) Зубков, имевший купеческий капитал, то нынешняя Техноткань основана вообще крестьянами. Наиболее заметной фигурой был Кирилл Кондрашов.
Для затравочки, чтобы сразу не пугать - фото казармы, построенной для рабочих фабрики в конце 19 - начале 20 века.
Ей же потом и закончим.
Небольшая историческая справка:
Кондрашовы - купеческий род из крестьян деревни Фрязино имения Гребнево, основателем которого был крестьянин Лаврентий, около 1621 г .р. Правнук его Кондрат Степанов (1720-1780), сыновья которого были основоположниками шелкоткацкой крестьянской промышленности на западе Богородского уезда, дал фамилию этому купеческому роду.
Кондрашов Кирилл Кондратьев (1746-1806). В 1772 начал приобретать шелкоткацкие станы и устанавливать их во Фрязино, в 1784 перевёл 12 станов в Щёлково, на левый берег Клязьмы на землю, арендованную у крестьян села Хомутово. В 1843 его внук поставил у Покровской церкви села Хомутова гранитный памятник на могиле его и бабушки с надписью «крестьянину-фабриканту». От Кирилла пошла щёлковская линия купцов и фабрикантов Кондрашовых.
Кондрашов Федор Кондратьев (1744 - 1811), в числе первых в России 15 крестьян села Гребнева купил в 1769 билеты на два стана, разрешающие производство шелковых тканей. Затем каждый год прибавлял по стану и в 1796-97 гг. имел уже 30 станов. Основатель фрязинской линии купцов Кондрашевых.
Кондрашов Егор Кондратьев (1757-1797), владелец небольшой шелковой фабрики. Его потомки - крестьянский род деревни Фрязино. Не вышло у него с предпринимательством.
В 1796 году у Кондрашова работало уже 30 шелкоткацких станов. В 1812 году уже у Михаила Кирилловича было 57 станов, при фабрике был создан отряд самообороны, который совместно с казаками дал отпор зашедшему в район Жегалова с целью мародёрства наполеновскому отряду.В 1819 Михаил выкупает у помещика вольную для своей семьи, становится купцом 3-й гильдии.
Уже его сын Иван стал купцом 2-й гильдии, при нём мануфактура достигла своего расцвета, в 1849 году было 9 корпусов и 1500 работников.
Мануфактуру Кондрашова называли «первостатейной», т. е. главной по объему и стандарту качества разнообразных материй в шёлковой промышленности, а щёлковскую округу сравнивали с центром Европейской шёлковой промышленности - Лионским округом. Успех обеспечивался высококвалифицированными рабочими и художниками. Фабрика не только выпускала ткани на продажу, но и выполняла заказы на выделку самых богатых и трудоёмких материй для императорских дворцов и гардероба императрицы. В 1827 и 1829 гг. продукция фабрики удостаивалась золотых медалей, в 1835 г.- большой золотой мануфактурной медали, а в 1841 году - медали Варшавской мануфактурной выставки.
Итак, отправимся в путь.
От шелкоткацкой фабрики до Техноткани я решил пройти по тропиночке вдоль Клязьмы. Это, конечно, позор города. Кроме как помойкой, назвать её трудно. А ведь это исторический центр города! По сравнению с тем, что мы увидели весной в Егорьевске... Да никакого сравнения!
2. А как здесь напрашивается дорожка для пешеходов и велосипедистов.
3. Не канализация, но с запашком. Течёт прямо в Клязьму.
Дальше по берегу, за пешеходным мостиком был Технотканевсий парк - место отдыха для жителей ближайших районов. Теперь он оказался продан, территория до самого берега огорожена забором, большая часть деревьев вырублена. Территория, где не действуют российские законы, и которую прокуратура, находящаяся не так далеко, в упор не замечает. Ресторан, апартаменты с почасовой арендой, ещё какие-то развлечения. Кстати, по словам побывавших в этом ресторане, кухня там отвратительная.
4.
5. Ещё сохранилась вывеска. Из всего, что осталось от фабрики, вывеска находится в наилучшем состоянии.
6. А вот и сама фабрика. Вернее, то, что от неё осталось. Как говорится, нам фашисты не нужны, мы сами.
7. Декорация для съёмок фильма, допустим, про Сталинградскую битву.
8. В некоторых зданиях ещё теплится какая-то жизнь, шиномонтаж, автосервис, видно стапель для окон.
9. Практически у всех старых фабрик есть что-то подобное - башня. Интересно, какое место она занимает в технологической цепочке? Или может быть просто желание иметь какую-то доминанту, быть выше соседей? Какие есть предположения?
10. Слева фрагмент надписи "Опасно!" Да я бы и сам внутрь не полез.
11. А это самое старое здание на территории фабрики, ещё Кондрашовское. Возможно, что это даже конец 18-го века, так что насчёт самого старого здания на шелкоткацкой я, возможно, и погорячился.
Лирическое отступление: В разных источниках встречается два варианта написания фамилии - КондрашОв и КондрашЕв. Второй мне совсем не нравится - где ударение не ставь, всё равно получается нелепо. Если бы было КондрашЁв - тогда другое дело, но что тогда делать с Ершовым? Но как-то без должного уважения стали у нас относиться к букве Ё, а ведь это наверное самая эмоциональная буква (и звук) в русском языке. Да и потом, сравните - "к нам приедет КоролЁва Елизавета" и "к нам приедет КоролЕва Елизавета". Есть разница?
12. Есть здания и советской постройки, тоже вполне ещё крепкие.
13. Вообще, эта фабрика - как машина времени, здесь можно увидеть и 18-й, и 19-й, и 20 век. Обидно, что 21-й стал для неё последним. Ничего не построено, зато почти всё уничтожено. Привет предкам от "благодарных потомков".
14. Оздоровиться не желаете?
В 50-х годах 19-го века кондрашовская мануфактура стала приходить в упадок. В 1878 году на базе её строений начала работать красильно-аппретурная фабрика Полякова, которая в 1894 году после реорганизации стала называться Товариществом красильно-аппретурной фабрики в д. Щелково (позже - ордена «Знак почета» фабрика технических тканей)
15. Это, скорее всего, корпус, построенный уже при Полякове, вторая половина 19-го века.
16. Вероятно, здесь была фабричная контора. А может быть и станки стояли - окна большие.
17. Ещё одно фабричное здание. В советское время в нём была школа №3, в которую ходили фабричные и потаповские. После того, как построили новое здание, всех перевели туда, а в этом здании открыли музыкальную школу. В здании напротив (где сейчас ночной клуб) был овощной магазин.
Ещё мне попадалась информация, что на территории фабрики был памятник погибшим в Великой Отечественной, но его перенесли в Мальцево. Он достаточно оригинальный, я про него расскажу, когда буду писать про посёлок мальцевской фабрики. В интернете практически нет фотографий фабрики, нашёл только 5-6 снимков уже аварийного периода, поэтому, пусть даже если они оскорбят чьи-то эстетические чувства, пусть эти фотографии будут опубликованы, ибо через пару лет они уже станут историей.
18. Мостик через Клязьму. Официальное название - Технотканевский. Да и народное тоже. Ещё не так давно на этом месте был понтонный мост - лавы.
На Клязьме вообще были распространены разводные понтонные мосты. А разводные потому, что по реке ходили баржи, привозили сырьё на фабрики. Конечно, баржи были совсем небольшими, но, тем не менее... Сейчас трудно представить, что по Клязьме могли ходить суда.
Как и обещал, заканчиваю свой репортаж парой снимков казармы. Конечно, она уступает Морозовской казарме в Ногинске, но и Поляков - не Арсений Морозов. Тем не менее, такое здание способно украсить любой город, хоть Щёлково, хоть Барселону.
19.
Но ведь можно же оставить жить и служить людям такие здания! Пусть будут офисы, даже торговые центры, как в Ногинске. Эти здания при нормальном уходе 100 лет простояли и ещё 100 простоят!
20.
Ещё не так давно я видел на фасаде казарм плакат "Проект старый город". Какая-то надежда затеплилась, но после того, как полазил по руинам, она опять остыла. А жаль! Года 2 назад презентовался проект местного молодого архитектора Алексея Воробьёва по формированию на месте фабрики пешеходного центра города с образованием культурного кластера областного масштаба, включающего оперный театр, различные школы-студии театрального, хореографического и спортивного направления. Всё это можно разместить в отреставрированных фабричных зданиях по примеру "Красного Октября" в Москве или многих европейских городов. Но увы, деньги сильнее - территория фабрики предназначена под застройку жилыми домами. Видимо, архитектор просто однофамилец, а не родственник.
Рабочих мест меньше, населения больше. Просто безумие какое-то. Пройдет некоторое время и о расцвете ткацкого производства в Щёлковском районе мы будем узнавать только в музее по фотографиям и музейным документам. Да еще нам будет об этом напоминать герб Щелкова, на котором изображен челнок.