Доходный дом Быкова работы Кекушева

Feb 06, 2021 21:01

    Шикарный образец модерна на углу улиц Юлиуса Фучика и 2-й Брестской - бывший доходный дом купца В.Е. Быкова. дом построен в 1909-м году по проекту царя зверей архитекторов модерна Льва Кекушева. Волнообразные эркеры, криволинейные карнизы - фирменные приёмы Льва Николаевича. На первом этаже была булочная, аптека, контора управляющего, на трёх других - квартиры, сдаваемые в аренду.  Каждая квартира имела два выхода - на парадную и на чёрную лестницы. В подвале была котельная, комната истопника. каморка швейцара, складские помещения магазинов.



    Эта ямская земля за площадью Старых Триумфальных Ворот и Садовым кольцом начала застраиваться только в 1870-е гг. Тогда владевшие этим участком на углу Нововасильевской улицы и 3-й Тверской-Ямской ямщики братья Кокориновы выстроили тут двухэтажный дом. В начале 1900-х гг. братья участок между собой разделили, и в 1902 г. один из них - Сергей Егорович - выстроил на своей части по теперешней улице Ю. Фучика (а тогда Нововасильевской) трехэтажный жилой трехсекционный дом по проекту архитектора К.И. Дуванова.
В 1905 г. угловую северную часть владения у ямщиков Кокориновых покупает купец В.Е. Быков. И как только заканчиваются волнения и спад, связанные с первой русской революцией, заказывает модному архитектору Л.Н. Кекушеву возведение доходного дома. Четырехэтажный дом имел г-образную форму в плане и красиво оформлял угол переулка. В 1910 г. в руках Быкова было уже оба участка Кокоринорвых, и Кекушев достроил и оформил в стиле углового дома и ту часть, которая была ранее выстроена по улице Фучика. Новый усложненный фасад приобрел черты модерна и стилистически объединил оба строения владения.

2. Эркеры со стороны 2-й Брестской улицы заканчиваются высокими полукруглыми карнизами,


3. Эркеры со стороны улицы Фучика более пологие.


4. Со стороны 2-й Брестской сделан проезд во двор, арку которого украшает маска льва - своего рода автограф архитектора.


5. Большие окна характерны для модерна. Каждое окно имело две вертикальные перекладины с наплывами в верхней части - характерная деталь творческого почерка Кекушева. Окна каждого этажа имели свой рисунок. Все они глубоко посажены в портальные наличники, углубленные со сложным профильным рисунком.


6. На окнах первого этажа можно найти выпуклые стёкла. Считалось, что они дают больше света, да и смотрятся интересно.


В советское время в доме также были квартиры, при этом в некоторых местах были устроены дополнительные перегородки. В одной из таких квартир некоторое время жил чехословацкий журналист Юлиус Фучик, в честь которого и названа улица. В конце прошлого века на первом этаже располагались офисы и помещения магазинов, все они в очередной раз были перепланированы. Часть квартир на четвертом этаже занял Институт автоматизации проектирования РАН, владевший соседним строением 4 по ул. Ю. Фучика, также изменив планировку. Начиная с 1970-х гг., по мере постепенного выселения прежних жильцов, отдельные помещения дома стали передаваться в пользование разным административным учреждениям с постепенным переоборудованием бывших жилых квартир в офисные помещения. Часть помещений долгое время пустовала.
    Еще в начале 2000-х гг. в здании в основном сохранялась первоначальная внутренняя планировка и декоративное убранство - кекушевская оконная и дверная столярка, лепной декор, оригинальные водосточные трубы, облицовка фасадов и лепнина. В результате небрежности пользователя, а может и по злому умыслу, 16 сентября 2009 г. в здании произошел пожар. Выгорели верхние этажи и крыша. Два года дом стоял без кровли, из-за этого были утрачены лепные карнизы и сильно пострадали внутренние помещения, лестницы, перекрытия. Спасло, что дом был построен на совесть, по самым передовым на то время технологиям - в доме не было деревянных перекрытий.

7.


8.


Институт и найденный им инвестор ООО «Финансист» настаивали на исключении дома из перечня выявленных памятников, чтобы снести его до двух фасадных стен и выстроить на его месте новый 8-этажный корпус. В конце того же года Межведомственная комиссия под председательством Ресина рекомендовала Лужкову так и поступить. Однако благодаря усилиям градозащитников и сочувствующих чиновников рекомендация о снятии с охраны не стала постановлением правительства Москвы.

9. Пока решался вопрос о внесении здания в реестр памятников культурного наследия и постановке его на охрану, под предлогом установки фальшфасада пользователь умышленно повредил подлинные фасады памятника, в том числе оконную столярку и маску, то есть то, что могло войти в предмет охраны. Была сбита и разбита маска льва, представители Архнадзора собирали кусочки в снегу.


10. Архнадзор и Мосгорнаследие совместно остановили вандализм. Архнадзор выиграл в суде иск о принуждении владельца к проведению первоочередных работ, а новая московская администрация признала дом региональным памятником и анонсировала начало реставрации.


Архитектурное бюро И. В. Уткина разработало проект «компенсационного строительства гостиницы-апартаментов» во дворе, позволяющий приступить к реставрации памятника с сохранением исторической жилой функции. На месте, однако, ничего не менялось, дом не был даже законсервирован. Только на рубеже 2015-2016 гг., через шесть лет после пожара, на крыше памятника начались кровельные, а затем и реставрационные работы. Новый проект реставрации разработало ГУП «Спецпроектреставрация», предприятие, находящееся в ведении Министерства культуры. Инвестором выступило частное предприятие - ЗАО «Культурно-исторический и деловой центр «Бурмистерская палата». Инвестор должен получить 70% площадей в здании. Остальная часть должна отойти городу.

Сейчас дом выглядит незаселённым, но то, что он восстановлен и по-прежнему украшает собой город, уже большая радость.

Использовалась информация с сайта "Узнай Москву" (статья Ирины Левиной) и журнала archnadzor

Кекушев, Пресненский район, модерн, Москва

Previous post Next post
Up