Заканчивается наше знакомство с творческим наследием Валентина Евгеньевича Дубовского. Наибольшая концентрация построенных им домов в районе Арбата. Самые известные из них я уже показывал, настала очередь менее известных. Смотреть будем в хронологическом порядке.
Большой Николопесковский переулок, д. 5, доходный дом М. Жучковой, 1910-й год.
2. Дубовской строил этот дом совместно с Л.Б. Горенбергом. Ширина фасада позволила разместить три фирменных гранёных эркера. А вот балконы двух верхних этажей во всю ширину фасада натолкнули на мысль, что дом мог быть надстроен в более поздние, конструктивистские времена. Но любимая этажность Дубовского - шесть, к тому же балконы снизу имеют украшения, никак не характерные для конструктивизма.
3.
4. Вместо рыцаря здесь медведь с чем-то, напоминающим меч.
5. А главным украшением дома являются два барельефа на так любимую Дубовским средневековую тему.
6.
Интерьеры квартир в доме были выполнены в разных стилях: готическом, рококо, классическом. Росписи стен и потолков сделал театральный художник Игнатий Игнатьевич Нивинский, который много работал с Дубовским. Элементы интерьеров (росписи, паркет, двери, панели, скобяные детали) сохранялись даже, когда квартиры были превращены в коммуналки. В середине 1980-ых годов дом Жучковой подвергся капитальной реконструкции: коммуналки исчезли, а вместе с ними исчезли и оригинальные детали интерьеров. Очень жаль.
7. Как ни странно, чисто советский знак "Крепи оборону СССР" неплохо здесь вписался.
8. Староконюшенный пер., дом 41, доходный дом В.А. и Н.А. Савельевых. Построен в 1911-м году В.Е. Дубовским совместно с С.М. Гончаровым. В Википедии он почему-то значится как дом А.М. Донского.
У Гончарова есть дома, похожие по стилю на "средневековые" дома Дубовского, но здесь от того стиля остались разве что симметрично расположенные по краям гранёные эркеры. больше похожие на застеклённые балконы, да три треугольных зубца-мансарды. Этот дом ближе к классическому модерну с облицовкой светлым кирпичом, с цветными керамическими вставками.
9.
10.
11.
12.
13. Из барельефов я нашёл только эту маску.
14. Заметно, что дверь новая, но в стиль она попадает.
15. Такая же история и с фонарём.
16. В память о совместной работе на воротах первые буквы фамилий архитекторов.
17. Малый Знаменский переулок, д. 8, доходный дом братьев П. и Н. Стуловых, 1913-й год, совместно с Н.А. Архиповым.
18. К моему большому разочарованию я застал этот дом в стадии реконструкции, фасад был затянут сеткой, поэтому фотографии пришлось наковырять в сети.
19. Так дом выглядел в юности. Интересно, когда его оштукатурили и покрасили в серый цвет? Здесь он явно светлее.
20.
Здание было построено на участке, принадлежащем владельцам торгового дома Петру и Николаю Стуловым. В служебных постройках на этом участке размещалась мастерская, а магазин, где продавалось «русское платье», - в гостинице «Лоскутная» на Тверской улице. В числе заказчиков у братьев были поэты Сергей Есенин и его друг Николай Клюев.
Квартиры в доме были сданы к 1914 году, братья Стуловы проживали на третьем этаже. Дом был спроектирован таким образом, чтобы из части квартир открывался вид на Кремль. По стандартам того времени дом с квартирами такого класса имел привезённый из Америки электрический лифт, водоснабжение, канализацию и электрическое освещение.
21.
По замыслу братьев Стуловых, каждый этаж представлял определённый художественный стиль. Первые три этажа были классицистическими, четвёртый и пятый отражали культуру эпохи Возрождения, а шестой - готики. В парадном фойе объединялись сразу несколько стилистических элементов. Оформлением вестибюля занимался всё тот же художник Игнатий Нивинский. По задумке мастера были расписаны потолочные ниши и стены, справа и слева от входа расположены фигуры атлантов, а над дверями квартир - барельефы. Также каждая квартира имела неповторимую отделку. На последнем этаже находилась квартира с высокими потолками, а свод большой комнаты был выполнен в виде готических подводов.
После революции владельцы уехали в эмиграцию в Германию, а в национализированном доме советские власти разместили военный госпиталь. В 1919-1920 годах в здании располагалось московское отделение издательства «Всемирная литература», возглавляемое Владиславом Ходасевичем. В 1920-х в доме проживали революционерка Вера Фигнер. В 1921-м квартиры превратили в коммуналки.
К 1988-му году коммуналки расселили, дом перешёл под управление Пушкинского музея, в нём находились административные помещения и фондохранилище. Сейчас идут работы по замене внутренних перегородок, укреплению фундамента и стен, а также ремонт кровли. Также будут восстановлены художественные элементы: скульптуры, витражи, росписи, лепнина, паркет. Здесь будут храниться все библиотеки музея, собрание редкой книги, музейные архивы. Должна быть предусмотрена возможность открытого доступа к фондам.
22.
23.
24. Большой Афанасьевский переулок, д. 33 - доходный дом А.М. Юкина, построен в 1915-м году
Дом больше известен портретом Булгакова, его видно издалека, особенно в то время, когда на деревьях нет листьев. Этот портрет в рамках городского проекта уличного искусства "Наследие" здесь появился не случайно, в Арбатских переулках разыгрывалось действие главного романа писателя "Мастер и Маргарита". Здесь, вдоль ручья Черторой Иван Бездомный бежал с бумажной иконкой и свечкой в надежде поймать Воланда.
25.
26. Дом стоит на участке, принадлежавшем раньше графу А.П. Головину. Усадьба сгорела в пожаре 1812-го года. На одной половине участка впоследствии был построен новый усадебный дом, а на втором были малозначимые постройки, на месте которых и был построен доходный дом.
27. Я подошёл к дому со стороны Староконюшенного переулка и почерк архитектора узнал издалека. Вид со двора.
28. Декора на здании мало, да и средневековье здесь сменилось античностью. Главными фигурами здесь являются четыре Геркулеса в пилястрах капителей.
29. Дубовской заботливо соорудил над Геркулесами козырёк. От холода он их не спасает, только немного от дождя. Переулок узкий, можно запросто пройти мимо дома. не увидев Геркулесов.
30. Всё-таки какую-то средневековую загогулину найти удалось.
Теперь осталось свести всё воедино и издать полное собрание домов Дубовского.