Лёд в Арктике имеет большщое разнообразие, в зависимости от сезона, места, погодных условий. Сегодня на фото представлю от августа до ноября и от Карского моря до Восточно-Сибирского.
Вот такая, на первый взгляд благодать, встретила нас в Карском море в последних числах августа. 1.
И в то же время в том же Карском море, но чуть севернее и западнее предыдущего снимка, атомный ледокол "Вайгач" уютно притулился, в ожидании судов, в хорошей поляне, намерзшего за прошлые зиму-весну, льда. 2.
Около острова Русский, что в Карском море, на фоне брошенной полярной станции, на мелководье застамушились (сели на грунт) глыбы однолетнего льда. У берегов лёд сильно ломает и наслаивает друг на друга, посему появляются такие мощные льдины. 3.
Вот еще пример стамухи, но уже в Восточно-Сибирском море. Глубина моря в этом месте... О чёрт - не зафиксировал. Но могу однозначно сказать, что около 15-20 м. Т.к. фотографировл я прямо с борта ледокола, а осадка наша 11 м, и мы стараемся не держать запас воды под килём менее 5 м. Она точно сидит на грунте, т.к. мы несколько раз проходили в этом районе и наблюдали её в радаре. 4.
Начало октября, Карское море. Хорошо видно, что старый лёд еще не растаял (белый, голубой), но уже начал появляться новый - серость такая на воде. В данном случае старый лёд является, можно сказать, катализатором зарождения нового. Тая, он создаёт на поверхности пресный слой воды, да еще и отбирает тепло на своё таяние. И не смотря на свои скромные линейные размеры, представляет серьёзную угрозу для корпуса судна. 5.
Предыдущий кадр я снимал в корму, а этот в сторону борта. 6.
Ну, и конечно - айсберги. Это уже не морской лёд, а рожденный на берегу. Десятки тысяч лет назад лёг первый снег, чтобы получилось такое чудо природы и "подарок" мореплавателям. 7.
Он же, но в сравнении с пароходами. 8.
Вот такие обломки айсбергов, мало заметны на фоне остальных льдов, особенно в плохую видимость (ночь, туман) и представляют серьёзную опасность таким малышам. 9.
Такие "столы" не типичны для арктических вод. И пока он не развалился - не так опасен морякам, т.к. хорошо заметен в радар (если вахта не спит). 10.
Опять кадр для понимания его размеров. 11.
Ночью в луче судового прожектора. 12.
А это уже середина октября. Пролив Бориса Вилькицкого. Молодого льда становится все больше. И он набирая толщину, начинает белеть. 13.
Ветры и волны не дают молодым льдам долго находиться целыми ледяными полями, разламывая их на более мелкие куски. 14.
Вторая половина октября. Карское море. Морозы под минус 20, антициклон, а отсюда безветрие - и светлый нилас покрыл ровным слоем восточную часть Карского моря. 15.
Конец октября. На выходе из пролива Б.Вилькицкого в море Лаптевых. Видно, что лёд у подножия этого красавца нарос более 10 см, и теперь мы называем его "серый лед". 16.
Этот же красавец, ракурс другой. 17.
А вот уже и ноябрь подоспел. Пролив Санникова. Лёд становится все "веселее и веселее". В узком проливе ветра и течения, да плюс морозы хорошо поработали над ним. И вроде лёд не толстый, но его чешуйчатая структура является препятствием для судоходства. 18.
Вот так выглядит сжатие. Перед носом у танкера - наш канал (был). 19.
11 ноября. Море Лаптевых. Выводим последний караван из восточного сектора на западную кромку льдов (как потом оказалось - аж в Баренцево море). Хорошо видно, что лёд вдали от берегов ровный. А еще - молодой, и посему эластичный. Видите волны от ледокола? 20.
Но караван наш двигался не ахти как быстро, и жуткие морозы для этого сезона, обгоняли нас. Лёд нарастал. И там, где наш путь лежал вдоль берегов лёд был не так ласков. 21.
14 ноября.Карское море. Сжатие сковало балкер в свои холодные объятия. 22.
Предыдущие посты по теме: "Севморпуть. Осень 2014":