Очередная ошибка музейного работника на миллион долларов

May 24, 2016 16:22

И снова в скандальной истории фигурирует уважаемый и заслуженный музейный работник - Ирина Владимировна Геращенко, подтвердившая поддельную работу И.Э. Грабаря, проданную за миллион коллекционеру. Эти грабли набьют шишки еще не раз, пока музейщикам полностью не запретят зарабатывать на экспертизах. Пиши книги, устраивай выставки, читай лекции! Куда тебя несет, музейщик, по скользкой дорожке. Сейчас не 90-е, голову не открутят, но пора уже, как в цивилизованном мире, кроме сомнительной репутации, еще и материальными активами обеспечивать своё мнение. Да и вообще, зачем нужны эти атрибуции, если даже их техническую часть толком выполнить не могут. А уж искусствоведческая часть!... Она полностью зависит от настроения музейного эксперта. Облаяла собака, не удался кофе, месячные и... получай на вполне нормальную картину отрицательную атрибуцию. Возможен и обратный вариант. В статье Геращенко смутилась, только после того, как ей принисли еще пять больших картин Грабаря. Если бы не принесли, вообще бы не сомневалась.
И так называемые коллекционеры. Какие картины за миллион, если ты не видишь, что это картина вчера написана. Статусные коллекционеры почему-то уверены, что их никто не будет обманывать. Будут, еще как будут! Если у кого-то есть деньги - то уж "слабоумие и отвага" тут как тут. Дожили! уже и Грабарь - в общем-то очень средний художник - за такие деньги продаётся.



История покупки
Леонид Петров, красивый человек с тихой речью и тонкими пальцами, пьет третий подряд капучино и грустно разглядывает заключение компании «Научно-исследовательская независимая экспертиза им. Третьякова» (НИНЭ) с подписью Ирины Геращенко. Из этого документа следует, что наш собеседник - владелец «Зимнего пейзажа», написанного знаменитым художником Игорем Грабарем в 1931 году. Картину он действительно купил два года назад. Она довольно большая (128 на 86 см) и обошлась ему в $1 млн.

«Я взял ее, хотя она была дороже, чем обычно стоит Грабарь. Но через два месяца совсем маленький натюрмортик того же автора «Груши на красном» ушел аж за $1,2 млн, потом хорошо продался еще один его пейзаж. Поэтому я был очень доволен, что удачно вложил деньги, - Грабарь пошел вверх», - рассказывает Петров.

Купить «Зимний пейзаж» ему предложил знакомый галерист. Он рассказал историю о том, что человек, который принес ему картину, знаком с потомками Грабаря, решившими продать семейную реликвию из-за материальных обстоятельств. Провенанс, то есть история владения полотном, был несколько испорчен тем фактом, что оно нигде не выставлялась. Но зато к нему прилагалось очень серьезное заключение от эксперта.

«НИНЭ - уважаемая организация, а Геращенко - крупнейший специалист по Грабарю. Равных ей по опыту нет. Вот я и поверил!» - сокрушается Леонид. Да и список указанных в документе технологических исследований был убедителен: МБС (микроскоп), ультрафиолет, инфракрасные лучи, макросъемка, анализ фактуры, рентген.

«Думаю, никаких анализов на самом деле не делали, вместо качественной экспертизы мне тут написали биографическую справку, видимо, считая меня за дурака, - мол, покупает фальшивку, так мы ему хоть объясним, кто такой Грабарь. А если бы не я, а если бы музей покупал?» - рассуждает Леонид. Но до музеев и галерей этот «Зимний пейзаж», слава богу, не дошел. Скоро выяснилось, что он не имеет отношения к Грабарю.

История продажи

Недавно знакомый Петрова, большой знаток живописи, заинтересовался его Грабарем. «Спросил, буду ли продавать. Я подумал, почему бы и нет. Он ходил, присматривался, а потом сказал: «Что-то не верю я, что этой картине 80 лет. Краска свежая». Я ему экспертизу - ну вот же документ. А он свое: сомневаюсь что-то, давай еще раз на экспертизу отнесем», - продолжает рассказ Леонид.

Государственный научно-исследовательский институт реставрации, куда Петров с потенциальным покупателем отнесли произведение, выдал вердикт: химический анализ красителей показывает, что некоторые из них изобретены не ранее 1972-73 годов. Поэтому они никак не могли быть использованы в 1931-м, который значится на холсте рядом с лжеавтографом знаменитого живописца.

Немедленный визит Петрова к галеристу, продавшему ему полотно, не дал никакого результата. Продавца пейзажа они, разумеется, не нашли. По слухам, тот уехал в Грузию. Тогда было решено еще раз проверить картину. Третья экспертиза лишь подтвердила: картина написана в 1970-х годах неизвестным художником.

«Думаю, эта картина целенаправленно сделана как подделка Грабаря. Наверняка эти деревья, иней и снег писал кто-то из русских. Думаю, такое случается часто - слишком большие деньги здесь крутятся. Меня возмущает вот что: а зачем тогда нужны эксперты и почему они не отвечают за свои выводы?» - говорит Леонид. Он считает, что Ирина Геращенко поставила ту подпись, потому что ее уверили, будто все экспертизы проведены и с картиной все в порядке.

Эпилог

Непосвященным трудно понять, почему коллекционеры платят бешеные деньги скорее за родословную картины, чем за саму живопись. Но оставим за скобками особенности ценообразования на этом рынке и заметим лишь, что истории, подобные описанной выше, крайне редко всплывают на поверхность. Зачастую все решается тихо: неудачливый покупатель возвращает подделку продавцу, тот беспрекословно отдает деньги - и все, никаких пятен на репутации. «Поймите, у коллекционеров все построено на доверительных отношениях. Никто не хочет светиться», - объясняет Леонид, допивая свой капучино.

Анна Балуева Страсти по Грабарю: как картину-подделку продали за $1 млн
http://finparty.ru/art/44466/

искусствоведы и музейщики, подделки, судный день

Previous post Next post
Up