(no subject)

Mar 09, 2007 18:58



Заезжал домой после 5-месячного перерыва.
В марте тётя Люда уволилась с работы по собственному желанию. Ей оставался всего год до пенсии, но возник какой-то конфликт. Дома все переживали, а она сказала:
- Плевать! На шее у Игоря сидеть не буду. Куда-нибудь устроюсь…
В начале апреля мать по моей просьбе прислала мне мой диплом об окончании техникума.
В конце апреля купил 10-й том из собр. соч. М. Твена и продолжал готовиться к вступительным экзаменам в институт.
Юра Бриуц, писарь штаба, с которым мы вместе служили, предложил мне ехать вместе с ним в Сыктывкар в Коми государственный пед. институт сдавать экзамены. Там у него был в ссылке отец за сотрудничество с немцами. Он работал инженером на шахте и срок его подходил к концу. Я эту поездку рассматривал как развлекательное путешествие и вовсе не собирался туда поступать. Почему не поехать, если есть такая возможность? Не сдам и вернусь. Всё-таки время быстрее пройдёт.
28 мая в начале 10-го вечера мы с Юрой были на Ярославском вокзале. У нас были билеты в 1-й вагон (общий) на поезд «Москва-Сыктывкар», но в последний момент нам удалось их обменять на плацкартные места во втором вагоне. В дороге ничего интересного. Прибыли в Сыктывкар около 9 часов утра 30 мая. Вещи сдали в камеру хранения. Пошли по адресам, которые были у Юры. Увы, его знакомых не было. Они уехали на практику и вернутся не раньше 20 июня. Пошли по гостиницам. Мест не было ни в «Центральной», ни в «Доме колхозника», ни в гостинице облсовнархоза. Военкомат тоже ничем не помог. Только часам к 3-м мы попали в гостиницу «Водник». Она стоит прямо у пристани на воде и прикована цепями к берегу, чтоб не уплыла. Нам дали 2-местный номер (70 коп. в сутки с каждого). После этого пошли в парк. Там Юра встретил своих бывших одноклассниц, которые учились теперь в пединституте. Они сказали, что попасть в институт очень легко. Каждый год - недобор. С 1 июня институт представляет общежитие для тех, кто допущен к экзаменам. Я решил подать документы на истфак, чтобы не слишком грузить свои мозги. Готовиться я не собирался, главное
пройти процедуру вступительных экзаменов и вернуться в часть.
В городе много зелени, поэтому пыль начисто отсутствует. Большой парк, пристань на реке Вычегда, два кинотеатра: «Родина» и «Октябрь». Город стоит на горе, с которой открывается прекрасный вид на реку. Трамваев нет, только автобусы и такси. Есть, конечно, аэропорт и железнодорожный вокзал. Снабжение хорошее. Людей мало и они приветливы. Язык коми очень сложен - 12 падежей, но по родам существительные не склоняются. Время здесь на час впереди московского.
Подошло время экзаменов. Сочинение я писал (списывал) 2 июня в 15 ч. на тему «В.И. Ленин в творчестве Горького и Маяковского». Списал добросовестно и получил удовлетворительную оценку.
4 июня сдавал пять учебников сразу: литературу за 8-10 классы, фонетику, марфологию и синтаксис. В ожидании своей очереди листал учебник литературы, который лежал на подоконнике, читал о Чернышевском. Беру билет, а там вопрос: «Роман Чернышевского «Что делать». Образ новых людей. Значение романа». Ответил. Второй вопрос: «Слог, ударение, правописание безударных гласных». Ответил. Третий вопрос: придумать предложение по схеме… Нарисованы квадратики, а в них «гл.», «опр.», «доп.». Я долго ломал голову, решив, что «гл.» означает «глагол». Так и вышел отвечать, не разобравшись. А экзамен принимала зав. кафедрой русского языка и литературы. Она сказала, что «гл.» означает «главное предложение», но всё, что я говорил - правильно. Я уверен, что нёс всякую чепуху, но она поставила «отлично». Я даже сначала не поверил, ведь почти не готовился, перед экзаменом всю ночь проспал. Попалось то единственное, что я знал.
Юра сочинение сдал на «хорошо» (тоже списал). Когда сдавал письменную математику, решил не все задачи, но ему сказали, что даже с двойкой его допустят к математике устной. У них на матфак подано всего 12 заявлений и начальство было поставлено перед выбором - или всех без исключения принять в институт или закрыть этот факультет на год.
На истфаке был перебор - 160 человек на 90 мест. Сочинение сдали почти все (в основном на тройки). Русский и литературу тоже. Было 6 отличных оценок, в том числе у меня. Почти все абитуриенты поступают вне конкурса. В основном это - учителя, военные (человек 14) и прочие люди, пользующиеся льготами. На истфаке только я - сержант срочной службы. Все остальные военные - офицеры.
Здесь две столовых и кафе. Питание в сутки обходится рубля в 1,5.
7 июня сдавал историю. Всё было записано на шпаргалках, которые я сложил в пилотку. Принимал единственный в институте профессор-историк. Шпаргалки на него действуют, как красная тряпка на быка.
Когда я стоял у двери и ждал очереди, мне досталось дверью по лбу, после чего я вошёл. Взял билет. Профессор смотрит на меня в упор, выжидающе протягивает ко мне руку и вдруг говорит:
- Давайте!
Я дал ему билет.
- Нет, не это…
Он внимательно на меня смотрит.
- А, пожалуйста!
Думая, что он догадался, где у меня шпаргалки, я протягиваю ему пилотку, но он засмеялся:
- Так Вы, пожалуй, разуетесь и сапоги мне на стол поставите. Экзаменационный лист давайте…
Я дал ему экзаменационный лист и только после этого посмотрел на содержание взятого билета. Мне всегда везло на экзаменах (за редким исключением). Так и в этот раз. В билете были вопросы:
1). Передвижники и могучая кучка.
2). Борьба СССР зха мир во всём мире после 2-ой мировой войны.
Всё это я знал и без шпаргалок, хоть они и были под рукой. Не зря я около года шлифовал свой язык на комсомольской работе. Особенно я развернулся на 2-ой теме. Сначала он слушал внимательно, потом стал уставать и попросил меня поскорее свою речь закруглить. Потом он поинтересовался, почему это капиталистам война нужна, а Советскому Союзу - нет. Я набрал в лёгкие побольше воздуха и произнёс пламенную речь на эту тему. Когда проклятия в адрес капиталистов несколько иссякли, я начал попутно громить духовенство, обратив внимание профессора на роль духовенства во время татаро-монгольского нашествия. Тут он на меня взглянул с большим любопытством, потому что таких болтунов он никогда ещё не видел:
- Достаточно! Ставлю отлично!
Так я набрал 13 баллов из 15-ти возможных. По существующим правилам я, как военнослужащий, проходил вне конкурса.
Юра получил по математике письменной «четвёрку», а по устной - «удовлетворительно». Физику он сдал кое-как, но, как военнослужащий, шёл без конкурса. Впрочем, у них на физмате приняли даже тех, кто вступительные экзамены завалил. Их можно будет пересдать потом. Республике Коми нужны педагоги с высшим образованием. 9 июня мы с Юрой перебрались в общежитие института, а с 11 июня до 12 июля были на установочной сессии. В комнате общежития нас 10 человек. Стирку белья организовал институт.
Я никогда не любил истории, но во время этой сессии профессор привил мне вкус к этой науке, а когда я написал небольшое исследование о киевском восстании 1113 года, он посоветовал мне серьёзно заняться исторической наукой, т. к. обнаружил у меня качества, которые необходимы для этого.
Прочитал книги: «Ромео, Джульетта и тьма» и «Повесть о суровом друге». В будние дни с 14 до 21 часа слушаю лекции о происхождении человека, первобытно-общинном строе, древнем мире. Изучаем историю СССР и историю КПСС, психологию и археологию. Первые дни говорили о самых древних временах, рассказывали про оледенение и возникновение современных материков. Отчасти мне это было знакомо по курсу исторической геологии, которую я изучал в техникуме.
Купил в киоске института «Историю древнего мира» и «Историю средних веков».
В институте хорошая библиотека и с 12-ти часов до начала занятий я ходил туда заниматься. Законспектировал «Роль труда»… и «Манифест Ком. партии».
Смотрел фильмы «День, когда исполняется 30 лет», «Чистое небо», «Командировка», «Безмолвные следы».
За 5 лет надо сдать 27 экзаменов по 20-ти предметам. При желании всё это можно осилить за 3 года.
В середине июля мы с Юрой вернулись в часть дослуживать свой срок.
13 августа отмечали День Строителя. Возили наших передовиков в Дом культуры г. Тейкова на торжественный вечер. После доклада был концерт в двух отделениях. Начался в 18 ч., а закончился только в 10 часов вечера.
Много читаю, успешно изучаю английский язык. За 1-й семестр надо сдать 12 уроков, а я уже 5 закончил и начинаю шестой.
После демобилизации мне надо устроиться на работу, где как можно менгьше командировок. Нужно покопаться в биб-ке Ленина и написать две контрольные работы по истории и одну по английскому языку.
25 августа Юра Бриуц демобилизовался. Город, откуда его призвали, попал в список отдалённых районов, в которые демобилизуют в первую очередь.
В конце августа я просил мать купить учебники: «Основы археологии» Арциховского, «История СССР. Ч. 1 (до Петра 1), «Говорите по-английски», «Психология» Иванова или Смирнова. В одном - теория, в другом - опыты., «Киевская Русь» Грекова.
Прикосновение к исторической науке совершенно изменило мои жизненные планы. ? сентября я писал матери:
«Что касается перехода в технический ВУЗ, то я об этом совершенно не думаю. Я потому и выбрал историю, чтобы уйти подальше от математики. Меня не интересует педагогическая деятельность, но история меня заинтересовала. Радио меня интересует тоже, но ведь для того, чтобы им заниматься, необязательно кончать технический ВУЗ. Просто я так и останусь радиолюбителем. А высшее образование получу гуманитарное. Работать я бы желал устроиться в какую-нибудь большую мастерскую или лабораторию, связанную с радиотехникой. Любая работа в этой области мне будет по душе. На крупном предприятии меня обязательно втянут в общественную деятельность, а это нежелательно, т. к. будет мешать занятиям в институте». А в конце сентября я писал: «Выпиши мне, пожалуйста, на весь год «Радио» и «Вопросы истории».
Мать сообщила, что Борис Землянский пошёл учиться в 5-й класс.
Когда в начале сентября вышел приказ о демобилизации, я вырезал его из гозеты и положил в левый карман гимнастёрки (к сердцу).
3 октября писал матери: «Укороти, пожалуйста, брюки до 20 см., а то сейчас в таких широких штанах как-то неудобно ходить, так же неудобно, как лет 5-6 назад в узких». И в том же письме: «В партию вступать пока не собираюсь. Не хочу вступать только потому, что это модно или потому, что это даёт какие-то льготы, что несомненно. Я не готов для партийной работы, так как многого ещё не понимаю. У меня сейчас гораздо больше желания идти в авангарде советской науки, чем в авангарде строителей коммунизма».
29 сентября закончил конспектировать историю древнего мира (первобытное общество и др. Восток). В «Истории КПСС» я споткнулся о работу Ленина «Что делать». Очень сложно. Он ссылается на обстановку и факты, известные только тем, кто был с ними связан. Приходилось больше лазить по словарям и спрпвочникам, чем обращаться к самому Ленину.
Условия для занятий у меня идеальные. В начале октября мать прислала мне несколько учебников и тёплые вещи - телогрейку без рукавов и спортивный костюм. Я писал ей:
«Психология» та и даже больше, чем та, так как я не знал, что она будет переиздаваться. «История СССР» мне тоже нужна, так как к 15 ноября я должен представить контрольную работу по теме «Новгород в период феодальной раздробленности». Прислали мне контрольную работу по английскому языку, её надо представить к 1 декабря. К этому же времени надо представить контрольную по древнему миру. По истории партии за эти 12 дней закончил 4 темы и написал при этом 76 листов в клетку. Все 10 тем думаю закончить полностью к 30 октября. Потом за 10 дней напишу контрольную по истории СССР и возьмусь за саму историю и попутно за английский язык. К 1 декабря должен закончить всё это и взяться за повторение всего комплекса наук, необходимых для экзаменов».
12 октября крупными хлопьями шёл первый снег, но следов после себя не оставил. Погода скверная и холодная. Впрочем, я живу в отапливаемом помещении и выхожу из него только в столовую (30 метров).
В конце октября вышел приказ Малиновского о временной задержке демобилизации. Это связано с кубинским кризисом. 29 октября исполнилось три года моей службы и я стал носить почётное звание «Ветеран». Солдатытретьего года службы называются здесь «стариками».
20 октября я написал в институт небольшое письмо и отправил его вместе с контрольной по истории. В письме я спрашивал, как перевестись в Москву и можно ли зимние экзамены сдать в Москве. В ожидании ответа я размышлял о своём неопределённом положении. Археологию я сдавать не готов (нет учебника), к экзамену по истории древнего мира меня не допустят, так как я не могу написать (нет материалов) и выслать контрольную по этому предмету. Могу сдавать только историю СССР. Ехать из-за одного экзамена за 1,5 тыс. км.? А если не ехать, то какие будут последствия?
3 ноября закончил конспект английского языка. Получилось 74 страницы (писал в каждой клетке). Историю партии законспектировал ровно наполовину и сделал половину контрольной по английскому языку.
Заниматься с каждым днём становится труднее. В голову лезут мысли о доме, о планах на будущее. Смотрю в книгу, как баран на новые ворота. Сколько здесь ещё сидеть и когда всему этому наступит конец? В прошлом году было легче, даже в начале этой осени было хорошо. Теперь наступила зима, грязь наконец-то замёрзла, но на душе всё-таки хмуро.
Наконец, Малиновский издал приказ о демобилизации и в начале декабря моя служба закончилась. В последнем письме из Армии я писал:
«Ориентировочно я должен уехать отсюда 1-го или 3-го декабря. Домой предполагаю прибыть после 8 часов вечера, т. к. нас отправляют дневным поездом. Эже многие едут. Все эшелоны переполнены.
Выделяют поезда сверх графика. Так что задержка только из-за того, что сейчас невозможно отсюда выехать. Крайний срок демобилизации - 6 декабря. Почти 37 месяцев службы осталось позади».
Previous post Next post
Up