По горячим следам, опишу впечатления от очередного своего похода по "ордену на груди планеты Земля". Так образно назвал полуостров Крым чилийский поэт Пабло Неруда.
Это был самый долгий из моих походов - целых 12 дней! Было всё: совершенно безлюдные горные дороги и тропинки, потрясающие виды и чуть-чуть романтики.
Без приключений тоже не обошлось - пришлось падать с велосипеда, плутать в горных лесах, знакомиться с немного дикими, но симпатичными девушками :-) и многократно менять свои планы.
Будете читать мой рассказ?..
Планирование похода
Поскольку этого похода я жду целый год, особенно приятно представлять себя Магелланом и прокладывать маршрут. Как и в прошлогоднем
походе, я использовал треки других туристов и программу
Google Earth (Гугл Земля) для планирования своего, уникального маршрута.
Путь от платформы 1509 км до с. Ходжи-Сала
На этот раз, я решил отказаться от длительной "линейной" поездки в пользу нескольких "радиалок". Вся причина - в тяжелом рюкзаке на багажнике. Если по асфальту с ним можно вполне комфортно и быстро ехать, то на горных дорогах, он порой превращается в довольно опасное "дополнение". Ухудшается управляемость, да и просто тяжело его тащить по камням и наверх.
мой "конь" и "велоштаны"
Из тех мест, где ещё не был, я запланировал пещерные городища Эски-Кермен, Мангуп-Кале и Сюреньскую крепость.
Из описаний походов других туристов, узнал о Борисе Свидлове и его приюте в селе Ходжи-Сала.
Катание на лошади - любимый бизнес местных жителей
Озеро у Ходжи-Сала
татарская экзотика
остатки ворот крепости
Кстати, очень рекомендую. Почтовый адрес -
mangyp@rambler.ruМожно написать заранее или позвонить, что более оперативно.
село Ходжи-Сала
Первый же день заставил меня поменять планы и отказаться от ночёвки в палатке. По прогнозу вскоре должен был начаться обложной дождь.
И верно, как только я доехал от платформы 1509 км (сразу после станции Сирень) до села Ходжи-Сала, как начался настоящий "дождище", без просветов, на несколько часов. Я очень хорошо выспался в тот день :)
Мангуп-Кале
На утро следующего дня дождь прекратился, но небо осталось затянуто облаками. Поэтому поднимаясь по тропе на Мангуп мне не было жарко. На встречу попался молодой монах и поздоровался. Прошла и группа молодых туристов, видимо после ночёвки.
Виды с Мангупа 1
вид с Мангупа
долина на южном обрыве Мангупа
чудный вид, не так ли?
с восточной части Мангупа
Вообще-то ночевать на плато уже нельзя и за посещение внизу взимают плату в 20 гривен. Но я шел рано и погода служителей ("сборщиков подати") расслабила. Видел я их только, когда возвращался.
На самом плато интересны виды с обрывов на холмистую долину, много причудливых пещерок и остатки оборонительной стены цитадели крепости.
Много удобных, хотя и неглубоких "пещерок" с замечательными "видами из окна". Там даже палатка не нужна, коврика и спальника для комфорта достаточно.
Читал, что наши "свободные художники" жили на Мангупе по 8 месяцев. Благо вода там недалеко от вершины.
Виды с Мангупа 2
Остатки ворот цитадели
вдали - Севастополь
Цитадель
Дорога в с. Терновка
Западная часть Мангупа практически не посещается туристами. Памятников старины там никаких нет, но есть прекрасные виды на Севастополь. Их, в своё время, очень ценил немец Манштейн. Во время штурма города, он мог с Мангупа наблюдать за всем театром боевых действий и воображать себя Наполеоном.
Сюреньская крепость
По просёлочной дороге я запланировал доехать до села Малое Садовое и оставив у кого-то велосипед, подняться пешком на скалу с остатками крепости.
дорога в Сюреньскую крепость
Дорога из космоса и по карте без особых затей. Но моим последователям нужно учесть, что лесной участок её может стать совсем непроходим после дождя. Глубокие лужи в колеях и топкая глина + к этому густой подлесок по бокам колеи, все это сильно затрудняет передвижение с велосипедом.
В конце дороги будет сильно каменистый спуск, довольно неприятный. Хорошо, что я ехал налегке, без рюкзака.
У местного татарина я оставил велосипед и пошёл по тропинке на "бурун". Так по-татарски называют скалу в виде мыса корабля. За весь подъем не встретил ни одной живой души. Наверху есть дорога, которую часто используют всадники и видимо очень интенсивно.
На пути к Сюреньской крепости
дорога к Сюреньской крепости
местный бизнес
настоящий индийский буйвол
"Гигантские морды"
Сама башня наполовину разрушена, но с явными следами реставрации. Рядом с ней остатки стены. Если пройти за стену ещё метров 200 - 300 будет замечательный панорамный вид с конца "буруна".
На "буруне" рядом с Сюреньской башней
остатки башни Сюреньской крепости
вид на долину и село Б.Садовое
Панорамное фото долины:
Панорама с вершины скалы у Сюреньской крепости
Возвращался я на закате и после села Танковое порадовал отличный вид долины.
Эски-Кермен
В радиусе 20-и километров все дороги буквально "утыканы" табличками - указателями направления и расстояния до этого пещерного городища. Что бы путешественник ни в коем случае не промахнулся и смог насладиться его видами. А заодно, и порадовать заботливых предпринимателей зелёненькой украинской бумажечкой в 20 гривен.
Доехал я к нему по приятному просёлку, без экстрима и приключений. Одинокая табличка в чистом поле не дала мне блудить :)
Одинокая табличка указывает дорогу в Эски-Кермен
Это другая дорога в Эски-Кермен
Заходил я в городище, предварительно спрятав велосипед внизу, в кустах. У правильно сделал - очень крутой подъём.
Само городище очень небольшое - до километра в длину и около 100 метров в ширину. Старых пещер там очень много. Мне посчастливилось присоединиться к группе туристов из Ялты. Уж больно интересным оказался рассказ женщины - экскурсовода. Историки написали про Эски-Кермен много интересного.
на плато соседнего мыса стоит башня с воротами - Кыз Куле (Девичья башня)
туристы из Ялты
Также окрестности с высоты тоже весьма живописны
обед местной змеи
храм в пещере
монастырь Шулдан
Слава Магеллана не позволяет мне вернуться назад той же дорогой. И я выбираю лесную дорогу мимо монастыря Шулдан. Вначале я вышел к обрыву у монастыря Челтер, встретил там разнополую пару пешеходников. Они любезно поделились со мной водой.
Повернул на Шулдан и какое-то время пришлось тащить велосипед по камням пешеходной тропы. Она явно предназначена только для пешеходников и идёт по самому краю обрыва. С велосипедом сложновато...
Наконец, мне надоело таскать велосипед и я двинул на пешую разведку дороги. Пройдя по еде заметной тропке в чаще кустарника, я её (дорогу) нашёл. Она совсем заросла, но для велосипеда ещё вполне годиться.
Вечерело, и спуск в долину (как потом оказалось, это было большое нагорье) меня обрадовал. Башню Шулдан снял издалека, благо 18х оптический зум фотоаппарата позволяет многое.
вид с обрыва у монастыря Челтер
турист :)
башня монастыря Шулдан
инструктор американской армии :)
После нагорья мне предстоял очень экстремальный спуск по бывшей горной дороге. Недавний ливень преобразил её в каменную реку - испытание нервов, тормозов и шин велосипедиста.
Вынужден был один раз упасть - на склоне со сплошным "сыпуном", переднее колесо занесло и пришлось прыгать. Выручили крепкие руки гимнаста и отличная реакция теннисиста :) , да и скорость была небольшой. Отделался легкими ссадинами на коленке.
Как хорошо, что я был без рюкзака!
дорога - каменная река
место стока обнажило скальную плиту
Новый путь в Байдарскую долину
Основательно отдохнув в Ходжи-Сала, я выдвинулся на покорение нового, неизведанного ещё перевала - в живописную Байдарскую долину.
В прошлом году,
дорогу в эту долину я выбрал неудачно, перевал Бечку - самый отвратительный в Крыму. В этом году я, презрев асфальт, решил снова сократить путь через лес и горы, по просёлку. Снимки из космоса и на моей карте - полукилометровке, дорога обещала вывести в середину любимой мной долины.
Было 1 сентября и стартовал я утром. В селах я видел нарядных школьников и их жёлтый "геленваген".
это 1-е сентября
пляжница
а где Винни-Пух?
дорога к Байдарской долине
Дорога на перевал после села Родное абсолютно дикая и безлюдная. Если не считать охотничьей заимки, в течении пяти часов, я не видел ни души. И путь оказался весьма непрост.
В какой-то момент GPS в моем телефоне, почти вовремя подсказал мне, что я не на ту дорогу свернул. Служители охотников подтвердили мою догадку и махнули рукой в правильном направлении.
С перевала дорога шла вниз и около часа я петлял по лесному просёлку. Где-то я всё же пропустил малозаметный поворот и выехал к людям в неожиданном месте - у села Передовое.
Байдарская долина и старая Севастопольская дорога
Асфальт после бездорожья леса и гор показался лебединой песней велотуриста :)
Чернореченское водохранилище и окружающие пейзажи завораживают своей красотой
Панорама Байдарской долины
Осталось по приятному подъёму заехать на перевал "Байдарские ворота", и мимо знаменитой церкви, спуститься к любимой моей "старой Севастопольской дороге".
Форосская церковь
старая Севастопольская дорога
Гладкий асфальт, отсутствие машин и потрясающая красота природы вокруг - ну что ещё нужно велотуристу для полного счастья? Море? О, оно впереди!
Слайд - шоу с музыкой
Click to view
>Впечатлений и фотографий так много, что пришлось разбить статью на две части. Продолжение -
Море