Велопоход по Крыму 2012. Часть 1. Горы

Nov 22, 2018 12:49

По горячим следам, опишу впечатления от очередного своего похода по "ордену на груди планеты Земля". Так образно назвал полуостров Крым чилийский поэт Пабло Неруда.

Это был самый долгий из моих походов - целых 12 дней! Было всё: совершенно безлюдные горные дороги и тропинки, потрясающие виды и чуть-чуть романтики.

Без приключений тоже не обошлось - пришлось падать с велосипеда, плутать в горных лесах, знакомиться с немного дикими, но симпатичными девушками :-) и многократно менять свои планы.

Будете читать мой рассказ?..

Планирование похода

Поскольку этого похода я жду целый год, особенно приятно представлять себя Магелланом и прокладывать маршрут. Как и в прошлогоднем походе, я использовал треки других туристов и программу Google Earth (Гугл Земля) для планирования своего, уникального маршрута.



Путь от платформы 1509 км до с. Ходжи-Сала

На этот раз, я решил отказаться от длительной "линейной" поездки в пользу нескольких "радиалок". Вся причина - в тяжелом рюкзаке на багажнике. Если по асфальту с ним можно вполне комфортно и быстро ехать, то на горных дорогах, он порой превращается в довольно опасное "дополнение". Ухудшается управляемость, да и просто тяжело его тащить по камням и наверх.



мой "конь" и "велоштаны"

Из тех мест, где ещё не был, я запланировал пещерные городища Эски-Кермен, Мангуп-Кале и Сюреньскую крепость.

Из описаний походов других туристов, узнал о Борисе Свидлове и его приюте в селе Ходжи-Сала.



Катание на лошади - любимый бизнес местных жителей



Озеро у Ходжи-Сала



татарская экзотика



остатки ворот крепости

Кстати, очень рекомендую. Почтовый адрес - mangyp@rambler.ru
Можно написать заранее или позвонить, что более оперативно.
село Ходжи-Сала

Первый же день заставил меня поменять планы и отказаться от ночёвки в палатке. По прогнозу вскоре должен был начаться обложной дождь.

И верно, как только я доехал от платформы 1509 км (сразу после станции Сирень) до села Ходжи-Сала, как начался настоящий "дождище", без просветов, на несколько часов. Я очень хорошо выспался в тот день :)
Мангуп-Кале

На утро следующего дня дождь прекратился, но небо осталось затянуто облаками. Поэтому поднимаясь по тропе на Мангуп мне не было жарко. На встречу попался молодой монах и поздоровался. Прошла и группа молодых туристов, видимо после ночёвки.

Виды с Мангупа 1



вид с Мангупа



долина на южном обрыве Мангупа



чудный вид, не так ли?



с восточной части Мангупа

Вообще-то ночевать на плато уже нельзя и за посещение внизу взимают плату в 20 гривен. Но я шел рано и погода служителей ("сборщиков подати") расслабила. Видел я их только, когда возвращался.

На самом плато интересны виды с обрывов на холмистую долину, много причудливых пещерок и остатки оборонительной стены цитадели крепости.

Много удобных, хотя и неглубоких "пещерок" с замечательными "видами из окна". Там даже палатка не нужна, коврика и спальника для комфорта достаточно.

Читал, что наши "свободные художники" жили на Мангупе по 8 месяцев. Благо вода там недалеко от вершины.

Виды с Мангупа 2



Остатки ворот цитадели



вдали - Севастополь



Цитадель



Дорога в с. Терновка

Западная часть Мангупа практически не посещается туристами. Памятников старины там никаких нет, но есть прекрасные виды на Севастополь. Их, в своё время, очень ценил немец Манштейн. Во время штурма города, он мог с Мангупа наблюдать за всем театром боевых действий и воображать себя Наполеоном.
Сюреньская крепость

По просёлочной дороге я запланировал доехать до села Малое Садовое и оставив у кого-то велосипед, подняться пешком на скалу с остатками крепости.


дорога в Сюреньскую крепость

Дорога из космоса и по карте без особых затей. Но моим последователям нужно учесть, что лесной участок её может стать совсем непроходим после дождя. Глубокие лужи в колеях и топкая глина + к этому густой подлесок по бокам колеи, все это сильно затрудняет передвижение с велосипедом.

В конце дороги будет сильно каменистый спуск, довольно неприятный. Хорошо, что я ехал налегке, без рюкзака.
У местного татарина я оставил велосипед и пошёл по тропинке на "бурун". Так по-татарски называют скалу в виде мыса корабля. За весь подъем не встретил ни одной живой души. Наверху есть дорога, которую часто используют всадники и видимо очень интенсивно.

На пути к Сюреньской крепости



дорога к Сюреньской крепости



местный бизнес



настоящий индийский буйвол



"Гигантские морды"

Сама башня наполовину разрушена, но с явными следами реставрации. Рядом с ней остатки стены. Если пройти за стену ещё метров 200 - 300 будет замечательный панорамный вид с конца "буруна".

На "буруне" рядом с Сюреньской башней



остатки башни Сюреньской крепости



вид на долину и село Б.Садовое

Панорамное фото долины:



Панорама с вершины скалы у Сюреньской крепости

Возвращался я на закате и после села Танковое порадовал отличный вид долины.
Эски-Кермен

В радиусе 20-и километров все дороги буквально "утыканы" табличками - указателями направления и расстояния до этого пещерного городища. Что бы путешественник ни в коем случае не промахнулся и смог насладиться его видами. А заодно, и порадовать заботливых предпринимателей зелёненькой украинской бумажечкой в 20 гривен.

Доехал я к нему по приятному просёлку, без экстрима и приключений. Одинокая табличка в чистом поле не дала мне блудить :)



Одинокая табличка указывает дорогу в Эски-Кермен



Это другая дорога в Эски-Кермен

Заходил я в городище, предварительно спрятав велосипед внизу, в кустах. У правильно сделал - очень крутой подъём.

Само городище очень небольшое - до километра в длину и около 100 метров в ширину. Старых пещер там очень много. Мне посчастливилось присоединиться к группе туристов из Ялты. Уж больно интересным оказался рассказ женщины - экскурсовода. Историки написали про Эски-Кермен много интересного.



на плато соседнего мыса стоит башня с воротами - Кыз Куле (Девичья башня)



туристы из Ялты

Также окрестности с высоты тоже весьма живописны



обед местной змеи



храм в пещере

монастырь Шулдан

Слава Магеллана не позволяет мне вернуться назад той же дорогой. И я выбираю лесную дорогу мимо монастыря Шулдан. Вначале я вышел к обрыву у монастыря Челтер, встретил там разнополую пару пешеходников. Они любезно поделились со мной водой.

Повернул на Шулдан и какое-то время пришлось тащить велосипед по камням пешеходной тропы. Она явно предназначена только для пешеходников и идёт по самому краю обрыва. С велосипедом сложновато...

Наконец, мне надоело таскать велосипед и я двинул на пешую разведку дороги. Пройдя по еде заметной тропке в чаще кустарника, я её (дорогу) нашёл. Она совсем заросла, но для велосипеда ещё вполне годиться.

Вечерело, и спуск в долину (как потом оказалось, это было большое нагорье) меня обрадовал. Башню Шулдан снял издалека, благо 18х оптический зум фотоаппарата позволяет многое.



вид с обрыва у монастыря Челтер



турист :)



башня монастыря Шулдан



инструктор американской армии :)

После нагорья мне предстоял очень экстремальный спуск по бывшей горной дороге. Недавний ливень преобразил её в каменную реку - испытание нервов, тормозов и шин велосипедиста.

Вынужден был один раз упасть - на склоне со сплошным "сыпуном", переднее колесо занесло и пришлось прыгать. Выручили крепкие руки гимнаста и отличная реакция теннисиста :) , да и скорость была небольшой. Отделался легкими ссадинами на коленке.

Как хорошо, что я был без рюкзака!



дорога - каменная река



место стока обнажило скальную плиту

Новый путь в Байдарскую долину

Основательно отдохнув в Ходжи-Сала, я выдвинулся на покорение нового, неизведанного ещё перевала - в живописную Байдарскую долину.

В прошлом году, дорогу в эту долину я выбрал неудачно, перевал Бечку - самый отвратительный в Крыму. В этом году я, презрев асфальт, решил снова сократить путь через лес и горы, по просёлку. Снимки из космоса и на моей карте - полукилометровке, дорога обещала вывести в середину любимой мной долины.

Было 1 сентября и стартовал я утром. В селах я видел нарядных школьников и их жёлтый "геленваген".



это 1-е сентября



пляжница



а где Винни-Пух?



дорога к Байдарской долине

Дорога на перевал после села Родное абсолютно дикая и безлюдная. Если не считать охотничьей заимки, в течении пяти часов, я не видел ни души. И путь оказался весьма непрост.

В какой-то момент GPS в моем телефоне, почти вовремя подсказал мне, что я не на ту дорогу свернул. Служители охотников подтвердили мою догадку и махнули рукой в правильном направлении.

С перевала дорога шла вниз и около часа я петлял по лесному просёлку. Где-то я всё же пропустил малозаметный поворот и выехал к людям в неожиданном месте - у села Передовое.
Байдарская долина и старая Севастопольская дорога

Асфальт после бездорожья леса и гор показался лебединой песней велотуриста :)

Чернореченское водохранилище и окружающие пейзажи завораживают своей красотой



Панорама Байдарской долины

Осталось по приятному подъёму заехать на перевал "Байдарские ворота", и мимо знаменитой церкви, спуститься к любимой моей "старой Севастопольской дороге".



Форосская церковь



старая Севастопольская дорога

Гладкий асфальт, отсутствие машин и потрясающая красота природы вокруг - ну что ещё нужно велотуристу для полного счастья? Море? О, оно впереди!

Слайд - шоу с музыкой

image Click to view


>Впечатлений и фотографий так много, что пришлось разбить статью на две части. Продолжение - Море

Крым

Previous post Next post
Up