Немецкий музей достижений естественных наук и техники (
Deutsches museum) в Мюнхене называют одним из лучших политехнических музеев мира. Я согласна. Немецкий музей даже сложно назвать музеем - это целая плеяда музеев и экспозиций, объединенных в одном здании. Некоторые залы - это просто залы с экспонатами, но большинство - микроистории о науке и музейном деле. Их вполне можно представить себе отдельными музеями.
Моя зимняя радость от посещения
технического и морского музеев в Стокгольме стала более робкой - на фоне Немецкого музея они стали небольшими зарисовками, кирпичиками в картине мира.
Посетителей одним из первых встречает зал, рассказывающий о
мореплавании и навигации, и он задает тон всему посещению - это огромная, подробная, интерактивная экспозиция, которая с легкостью могла бы быть отдельным музеем. А потом еще 40 других экспозиций. Мне больше всего запомнились добыча ископаемых, электричество, оптика, механические приборы, робототехника, авиация и, конечно, двигатели.
Обойти музей за один день почти невозможно. За два - реально. А так, как и с другими талантливыми вещами, нужна вся жизнь.
Жутко думать, что в 1944 году было разрушено 80% зданий музея. Как хорошо, что музей восстановлен.
Вот символ музея - стройная сова. Мы сразу прозвали её "сова-инженер" :)
Внутренний двор:
Найдите предыдущий экспонат на следующей фотографии:
Экспозиция "мореплавание" - это сотни кораблей и других плавсредств - оригинальных, моделей, моделей в разрезе, рабочих моделей, реконструкций интерьеров, схем, предметов интерьера и управления и так далее.
Приятно вспоминать
недавнее путешествие на таком же пароме:
Направление ветра, направление движения и постановка парусов:
Главный восторг в том, что с очень и очень многими экспонатами можно взаимодействовать. Включать, запускать, изучать в динамике.
Вот ванна, по которой ходят суда разной формы. Они демонстрируют различия в форме волн после прохождения разных судов:
Паровая турбина:
Для меня многие экспонаты были как утешительный приз после лекции "Устройство автомобиля" в автошколе. На лекции рассказали, что у автомобиля есть корпус, а в нем двигатель, трансмиссия и колеса. Зачет во вторник. Достаточно бюджетная картина мира, увы.
А тут такое богатство. Конечно, в музее надо еще оказаться в правильной компании - чтобы кто-то бегал вокруг и выкрикивал "боже мой, гидравлическая трансмиссия!" или "невероятно - это же планетарная передача!" :) У нас с мужем отлично поделены темы - я по гуманитарным и гастрономическим темам, а он по инженерно-техническим. Думаю, мне очень повезло с гидом :)
Вот - гидравлическая трансмиссия ("это же как в автоматической коробке передач - когда ты жмешь на газ, происходит вот так, а если ты жмешь на тормоз - вот как я сейчас рукой останавливаю колесо - вот так"). Главный восторг именно в том, что можно нажать на кнопку и увидеть объект в динамике:
А вот
планетарная передача:
А рядом гидродинамическая труба, в которой может быть продемонстрирован феномен
кавитации.
И винт, на лопасти которого видны разрушения, вызванные кавитацией:
По соседству винт, у которого можно вручную поменять угол атаки лопастей:
А вот рабочая модель паровой машины, которая вращает колесо (парохода):
Это какие-то разрозненные воспоминания - в реальности восторг настигает почти у каждого стенда. Окно в мир техники.
В одном из залов вдоль всей стены идет подводная лодка - в разрезе, со всеми отсеками.
Фрагменты брони:
Двигатели и генераторы всех видов и свойств. От водяного колеса и двигателей внешнего сгорания к двигателям внутреннего сгорания. Это же история цивилизации.
:)
Вот они цилиндры, поршни, клапаны. Вот они все в работе.
Двигатель внутреннего сгорания вживую.
Экспозиция про специфическую отрасль - прокладывание туннелей. На примере туннеля под Эресуннским проливом, где мне
посчастливилось побывать этой зимой. Такие маленькие узнавания - большая радость.
Карданный вал - как и многое другое может быть запущен и изучен в динамике:
Тут я особенно обрадовалась - за трактором видны виноградные лозы :))
Экспозиция, посвященная разным разделам аэронавтики, занимает несколько этажей.
Совершенно неотразимая вещь - модель вертолета, на которой можно увидеть работу автомата перекоса. С помощью манипуляторов можно наклонять тарелку автомата перекоса в разные стороны и смотреть, что будет.
Зал реактивных двигателей:
Турбореактивный двигатель спереди засасывает воздух в камеру сгорания. В камере топливо горит при высокой (более 1500 градусов Цельсия) температуре. Продукты горения с огромной скоростью вырываются сзади и толкают самолет вперед. Кроме того они попадают на лопатки турбины и вращают вал двигателя, что обеспечивает засасывание воздуха.
Различные формы канальцев охлаждения лопаток (по сути, это лопатки "в разрезе"):
К слову, вот тут очень интересная
статья про лопатки.
Я вполне осознавала, что у меня супер-спутник, но тут испытала особенную гордость. Мы подошли к стенду одновременно с другой парой. "Ну, это что-то про космос. Пошли дальше" - сказал юноша своей спутнице. И они пошли дальше.
Этажи экспозиции соединены винтовой лестницей. Когда идешь по ней, как-то не осознаешь, что именно она огибает:
А потом выясняется, что это корпус Фау-2:
Снова картинки как из учебника по устройству автомобиля - взаимное расположение цилиндров двигателя:
В том числе затейливое :)
Аэродинамическая труба:
"Тестовый набор":
А вот совершенно невероятная модель: Из сопла дует воздух. Мы постепенно увеличиваем угол наклона крыла и наблюдаем увеличение подъемной силы (взаимосвязь отражена на графике на задней стене, красная стрелка указывает на текущий показатель). В какой-то момент подъемная сила перестает расти и начинает падать. В этот момент возникает турбулентность. Это просто и эффектно проиллюстрировано - красные шерстинки продолжают "лететь" по ветру ровно, а синие шерстинки на крыле сходят с ума и мечутся во все стороны. Интересно, что способ с шерстинками - это не изобретение работников музея, а вполне реальный способ, используемый при проектировании самолетов.
Неподалеку расположен еще один интересный экспонат - синхронизатор пулемета:
Для тех, кому непонятна решаемая проблема, рядом расположена модель самолета, оборудованного пулеметами.
Так понятнее, в чем риск?
Наконец, после нескольких часов путешествия по музею, доходим до зала, посвященному электричеству. В зале стоит телевизор, на котором показывают различные эффекты:
Вот чьё имя стоит рядом со многими революционными для своего времени разработками:
А вот забавный зал - он носит гордое название "Робототехника":
Два основных экспоната - это стеллаж с разными роботами и
ленточная библиотека (Tape library).
Интереснейшее видео про работу IBM tape library:
Click to view
И роботы:
Периодически сотрудник музея демонстрирует посетителям работу роботов.
Вот этот пушистый белый котенок - робот:
Кот усажен на окно, а на полу размещен щенок, задача которого найти кость:
Котенок иногда помяукивал. Сотрудник смешно с ним переговаривался - мол, чего, ждешь? Иногда гладил его - обращался как с настоящим котенком.
Дело это небыстрое - щенок никак не мог ухватить объект. Котенок сначала озирался, потом зевал, потом задремал:
А посетители толпятся вокруг, заезжают рюкзаками в сторону стеллажей ленточной библиотеки, охранные системы нервничают:
Новый отсек и новый интересный объект - ферромагнитная жидкость (жидкость, сильно поляризующаяся в присутствии магнитного поля):
Можно вручную менять силу и направление магнитного поля и наблюдать удивительное:
Зона для общения с сотрудниками музея:
На табличках написано, что сотрудники, которые плохо себя вели, посменно работают в этой зоне над своими научными работами и они будут рады ответить на вопросы посетителей. Отдельно хочется отметить, что в арсенале есть два сканирующих туннельных микроскопа и это очень круто.
И неподалеку детский уголок :)
В какой-то момент из-за угла показалась надпись "Астрономия":
Хехе, ошибочка вышла - это "Гастрономия", зона кафе.
При музее есть два кафе - на нижнем этаже отличное кафе с баварской кухней, а над ним еще одно - с европейской кухней и большим выбором сладостей. В обоих кафе вкусно и недорого. И еще в паре мест продают чай и снеки.
С учетом того, что в музей категорически невозможно прийти меньше, чем хотя бы на полдня, это очень важная информация )
Экспозиция "Mining" (добыча ископаемых) и указатель куда-то вниз. Чуть не прошли мимо, а это огромный роскошный отдельный музей. Мы на нижнем этаже, но лестница уходит еще ниже:
И там - в натуральную величину - коридоры, шахтеры, ходы и техника:
В одном из подземных залов оборудован кинотеатр с документальными фильмами о добыче ископаемых:
Головокружительно.
Наверху залы про свойства материалов и литье.
Задачку о том, как различается вес трех одинаковых по объему гирек из разных материалов - из алюминия, стали и свинца - мы оставим для младших детей читателей :)
Небольшой литейный цех:
На стене табличка, гласящая, что ежедневно в 10.30 и в 14.30 в лаборатории проводятся практические занятия для посетителей.
Тут мы смутно заподозрили то, что стоило понять с первой минуты - в течение дня в музее проходит порядка 50 практических занятий в самых разных сферах - от электроники до демонстрации полетов. Информация о расписании занятий размещена на последней странице листочка-буклета с планом залов, который можно взять на входе.
Через несколько минут мы примчались в зал "Электричество" и попали на демонстрацию серии экспериментов с электричеством высокого напряжения. Оказывается :), в зале демонстрировалось видео тех экспериментов, которые ежевечерне в нем демонстрируются.
Сначала электрическая дуга. Расстояние между электродами около 1,5 метров.
Потом электрическая дуга с изолятором (лист стекла):
Затем
клетка Фарадея. Ассистент ведущего помещался в металлический шар, поднимался в воздух, потом пускался ток, потом ведущий шутил про жареную курицу, а потом невредимый ассистент выходил из шара.
Еще одна электрическая дуга - это феномен известный под названием
Лестница Якова. Дуга возникает внизу и идет вверх.
И "на закуску" пара экспериментов с ударом молнии в модель дома и в деревянную палку.
Для создания молнии использовался
генератор Маркса. Расстояние от электрода до модели дома примерно 2,5 метра.
Рабочее место ведущего:
Обращение к зрителям:
И уже из последних сил - залы "Оптика" и "Физика". Я думаю, они одни легко может занять у внимательного посетителя минимум половину дня. А у очень внимательного пару лет )
Свет разной длины волны (цвета) преломляется под разным углом:
Электромагнит:
И - пунктиром:
А этот кадр стал для меня символом всего музея. Я стояла на лестнице у входа на верхний этаж. Выше залов уже не было, мы были на самом верху. А потом я посмотрела вверх, а там:
PS
Конечно, нельзя не добавить про
Московский Политехнический Музей.
Он великолепен и даже в нынешнем устаревшем состоянии он внушает трепет. мы его не раз вспоминали в "Немецком музее". Сейчас музей
на реконструкции до 2016 года. Я очень жду открытия музея и надеюсь, что музей и его коллекция после реконструкции обретут второе дыхание.
Все мои рассказы про Баварию тут