Немецкий музей, Мюнхен - лучший политех в мире :)

Apr 30, 2013 19:35

Немецкий музей достижений естественных наук и техники (Deutsches museum) в Мюнхене называют одним из лучших политехнических музеев мира. Я согласна. Немецкий музей даже сложно назвать музеем - это целая плеяда музеев и экспозиций, объединенных в одном здании. Некоторые залы - это просто залы с экспонатами, но большинство - микроистории о науке и музейном деле. Их вполне можно представить себе отдельными музеями.
Моя зимняя радость от посещения технического и морского музеев в Стокгольме стала более робкой - на фоне Немецкого музея они стали небольшими зарисовками, кирпичиками в картине мира.
Посетителей одним из первых встречает зал, рассказывающий о мореплавании и навигации, и он задает тон всему посещению - это огромная, подробная, интерактивная экспозиция, которая с легкостью могла бы быть отдельным музеем. А потом еще 40 других экспозиций. Мне больше всего запомнились добыча ископаемых, электричество, оптика, механические приборы, робототехника, авиация и, конечно, двигатели.
Обойти музей за один день почти невозможно. За два - реально. А так, как и с другими талантливыми вещами, нужна вся жизнь.

Жутко думать, что в 1944 году было разрушено 80% зданий музея. Как хорошо, что музей восстановлен.

Вот символ музея - стройная сова. Мы сразу прозвали её "сова-инженер" :)




Внутренний двор:







Найдите предыдущий экспонат на следующей фотографии:




Экспозиция "мореплавание" - это сотни кораблей и других плавсредств - оригинальных, моделей, моделей в разрезе, рабочих моделей, реконструкций интерьеров, схем, предметов интерьера и управления и так далее.










Приятно вспоминать недавнее путешествие на таком же пароме:




Направление ветра, направление движения и постановка парусов:







Главный восторг в том, что с очень и очень многими экспонатами можно взаимодействовать. Включать, запускать, изучать в динамике.
Вот ванна, по которой ходят суда разной формы. Они демонстрируют различия в форме волн после прохождения разных судов:




Паровая турбина:



Для меня многие экспонаты были как утешительный приз после лекции "Устройство автомобиля" в автошколе. На лекции рассказали, что у автомобиля есть корпус, а в нем двигатель, трансмиссия и колеса. Зачет во вторник. Достаточно бюджетная картина мира, увы.

А тут такое богатство. Конечно, в музее надо еще оказаться в правильной компании - чтобы кто-то бегал вокруг и выкрикивал "боже мой, гидравлическая трансмиссия!" или "невероятно - это же планетарная передача!" :) У нас с мужем отлично поделены темы - я по гуманитарным и гастрономическим темам, а он по инженерно-техническим. Думаю, мне очень повезло с гидом :)

Вот - гидравлическая трансмиссия ("это же как в автоматической коробке передач - когда ты жмешь на газ, происходит вот так, а если ты жмешь на тормоз - вот как я сейчас рукой останавливаю колесо - вот так"). Главный восторг именно в том, что можно нажать на кнопку и увидеть объект в динамике:







А вот планетарная передача:




А рядом гидродинамическая труба, в которой может быть продемонстрирован феномен кавитации.




И винт, на лопасти которого видны разрушения, вызванные кавитацией:




По соседству винт, у которого можно вручную поменять угол атаки лопастей:




А вот рабочая модель паровой машины, которая вращает колесо (парохода):




Это какие-то разрозненные воспоминания - в реальности восторг настигает почти у каждого стенда. Окно в мир техники.

В одном из залов вдоль всей стены идет подводная лодка - в разрезе, со всеми отсеками.










Фрагменты брони:




Двигатели и генераторы всех видов и свойств. От водяного колеса и двигателей внешнего сгорания к двигателям внутреннего сгорания. Это же история цивилизации.




:)







Вот они цилиндры, поршни, клапаны. Вот они все в работе.
Двигатель внутреннего сгорания вживую.




Экспозиция про специфическую отрасль - прокладывание туннелей. На примере туннеля под Эресуннским проливом, где мне посчастливилось побывать этой зимой. Такие маленькие узнавания - большая радость.




Карданный вал - как и многое другое может быть запущен и изучен в динамике:




Тут я особенно обрадовалась - за трактором видны виноградные лозы :))




Экспозиция, посвященная разным разделам аэронавтики, занимает несколько этажей.




Совершенно неотразимая вещь - модель вертолета, на которой можно увидеть работу автомата перекоса. С помощью манипуляторов можно наклонять тарелку автомата перекоса в разные стороны и смотреть, что будет.




Зал реактивных двигателей:




Турбореактивный двигатель спереди засасывает воздух в камеру сгорания. В камере топливо горит при высокой (более 1500 градусов Цельсия) температуре. Продукты горения с огромной скоростью вырываются сзади и толкают самолет вперед. Кроме того они попадают на лопатки турбины и вращают вал двигателя, что обеспечивает засасывание воздуха.

Различные формы канальцев охлаждения лопаток (по сути, это лопатки "в разрезе"):




К слову, вот тут очень интересная статья про лопатки.

Я вполне осознавала, что у меня супер-спутник, но тут испытала особенную гордость. Мы подошли к стенду одновременно с другой парой. "Ну, это что-то про космос. Пошли дальше" - сказал юноша своей спутнице. И они пошли дальше.




Этажи экспозиции соединены винтовой лестницей. Когда идешь по ней, как-то не осознаешь, что именно она огибает:




А потом выясняется, что это корпус Фау-2:




Снова картинки как из учебника по устройству автомобиля - взаимное расположение цилиндров двигателя:




В том числе затейливое :)




Аэродинамическая труба:




"Тестовый набор":










А вот совершенно невероятная модель: Из сопла дует воздух. Мы постепенно увеличиваем угол наклона крыла и наблюдаем увеличение подъемной силы (взаимосвязь отражена на графике на задней стене, красная стрелка указывает на текущий показатель). В какой-то момент подъемная сила перестает расти и начинает падать. В этот момент возникает турбулентность. Это просто и эффектно проиллюстрировано - красные шерстинки продолжают "лететь" по ветру ровно, а синие шерстинки на крыле сходят с ума и мечутся во все стороны. Интересно, что способ с шерстинками - это не изобретение работников музея, а вполне реальный способ, используемый при проектировании самолетов.




Неподалеку расположен еще один интересный экспонат - синхронизатор пулемета:




Для тех, кому непонятна решаемая проблема, рядом расположена модель самолета, оборудованного пулеметами.
Так понятнее, в чем риск?




Наконец, после нескольких часов путешествия по музею, доходим до зала, посвященному электричеству. В зале стоит телевизор, на котором показывают различные эффекты:










Вот чьё имя стоит рядом со многими революционными для своего времени разработками:




А вот забавный зал - он носит гордое название "Робототехника":




Два основных экспоната - это стеллаж с разными роботами и ленточная библиотека (Tape library).










Интереснейшее видео про работу IBM tape library:

image Click to view



И роботы:




Периодически сотрудник музея демонстрирует посетителям работу роботов.
Вот этот пушистый белый котенок - робот:







Кот усажен на окно, а на полу размещен щенок, задача которого найти кость:







Котенок иногда помяукивал. Сотрудник смешно с ним переговаривался - мол, чего, ждешь? Иногда гладил его - обращался как с настоящим котенком.




Дело это небыстрое - щенок никак не мог ухватить объект. Котенок сначала озирался, потом зевал, потом задремал:




А посетители толпятся вокруг, заезжают рюкзаками в сторону стеллажей ленточной библиотеки, охранные системы нервничают:




Новый отсек и новый интересный объект - ферромагнитная жидкость (жидкость, сильно поляризующаяся в присутствии магнитного поля):




Можно вручную менять силу и направление магнитного поля и наблюдать удивительное:




Зона для общения с сотрудниками музея:




На табличках написано, что сотрудники, которые плохо себя вели, посменно работают в этой зоне над своими научными работами и они будут рады ответить на вопросы посетителей. Отдельно хочется отметить, что в арсенале есть два сканирующих туннельных микроскопа и это очень круто.




И неподалеку детский уголок :)




В какой-то момент из-за угла показалась надпись "Астрономия":




Хехе, ошибочка вышла - это "Гастрономия", зона кафе.




При музее есть два кафе - на нижнем этаже отличное кафе с баварской кухней, а над ним еще одно - с европейской кухней и большим выбором сладостей. В обоих кафе вкусно и недорого. И еще в паре мест продают чай и снеки.

С учетом того, что в музей категорически невозможно прийти меньше, чем хотя бы на полдня, это очень важная информация )







Экспозиция "Mining" (добыча ископаемых) и указатель куда-то вниз. Чуть не прошли мимо, а это огромный роскошный отдельный музей. Мы на нижнем этаже, но лестница уходит еще ниже:




И там - в натуральную величину - коридоры, шахтеры, ходы и техника:



















В одном из подземных залов оборудован кинотеатр с документальными фильмами о добыче ископаемых:






















Головокружительно.

Наверху залы про свойства материалов и литье.
Задачку о том, как различается вес трех одинаковых по объему гирек из разных материалов - из алюминия, стали и свинца - мы оставим для младших детей читателей :)




Небольшой литейный цех:




На стене табличка, гласящая, что ежедневно в 10.30 и в 14.30 в лаборатории проводятся практические занятия для посетителей.
Тут мы смутно заподозрили то, что стоило понять с первой минуты - в течение дня в музее проходит порядка 50 практических занятий в самых разных сферах - от электроники до демонстрации полетов. Информация о расписании занятий размещена на последней странице листочка-буклета с планом залов, который можно взять на входе.







Через несколько минут мы примчались в зал "Электричество" и попали на демонстрацию серии экспериментов с электричеством высокого напряжения. Оказывается :), в зале демонстрировалось видео тех экспериментов, которые ежевечерне в нем демонстрируются.




Сначала электрическая дуга. Расстояние между электродами около 1,5 метров.




Потом электрическая дуга с изолятором (лист стекла):




Затем клетка Фарадея. Ассистент ведущего помещался в металлический шар, поднимался в воздух, потом пускался ток, потом ведущий шутил про жареную курицу, а потом невредимый ассистент выходил из шара.




Еще одна электрическая дуга - это феномен известный под названием Лестница Якова. Дуга возникает внизу и идет вверх.




И "на закуску" пара экспериментов с ударом молнии в модель дома и в деревянную палку.
Для создания молнии использовался генератор Маркса. Расстояние от электрода до модели дома примерно 2,5 метра.




Рабочее место ведущего:




Обращение к зрителям:




И уже из последних сил - залы "Оптика" и "Физика". Я думаю, они одни легко может занять у внимательного посетителя минимум половину дня. А у очень внимательного пару лет )




Свет разной длины волны (цвета) преломляется под разным углом:







Электромагнит:




И - пунктиром:
















А этот кадр стал для меня символом всего музея. Я стояла на лестнице у входа на верхний этаж. Выше залов уже не было, мы были на самом верху. А потом я посмотрела вверх, а там:




PS
Конечно, нельзя не добавить про Московский Политехнический Музей.
Он великолепен и даже в нынешнем устаревшем состоянии он внушает трепет. мы его не раз вспоминали в "Немецком музее". Сейчас музей на реконструкции до 2016 года. Я очень жду открытия музея и надеюсь, что музей и его коллекция после реконструкции обретут второе дыхание.

Все мои рассказы про Баварию тут

Германия, счастье, Мюнхен, Бавария, музеи, путешествия

Previous post Next post
Up